Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Предсказуемый «вылет» «Кубани»

«Expert Online» 2012
Фото: РИА Новости

Краснодарская авиакомпания «Кубань» объявила о банкротстве и прекращении полетов в связи с невозможностью обеспечить обязательства перед контрагентами и выполнить нормы федерального законодательства. Аналитики авиационного рынка предрекали подобное развитие событий еще несколько месяцев назад.

О прекращении выполнения рейсов начиная с сегодняшнего дня авиаперевозчик сообщил накануне. «Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых Федеральных авиационных правил», — гласит пресс-релиз «Кубани», распространенный в середине дня 10 декабря. Формально авиакомпания, входящая в структуру холдинга «Базовый элемент», не смогла пройти минимальный входной барьер, установленный вступившими в силу в конце ноября сертификационными требованиями к субъектам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки (ФАП-11). Согласно этому регламенту, в парке авиаперевозчика, осуществляющего регулярные воздушные перевозки, должно быть не менее восьми воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. Незадолго до утверждения сертификационных требований «Кубань» вывела из эксплуатации экономически неэффективные самолеты ЯК-42, а также вернула лизингодателям три Airbus-319 из-за невозможности своевременных выплат по контракту и задолженности по лизинговым платежам. В результате в парке перевозчика осталось всего три Boeing 737 (а также четыре аналогичных самолета, доставшихся «Кубани» от присоединенной к ней обанкротившейся компании Sky Express), что автоматически означало невозможность выполнить требования регулятора. 

 graph2.jpg Источник: СПАРК
Источник: СПАРК

Неофициальные источники говорили о том, что «Кубань» уйдет с рынка еще осенью прошлого года, однако пресс-служба авиакомпании эти слухи принципиально не комментировала. «Первым звоночком» для «Кубани» стало сделанное в конце прошлого декабря заявление руководства столичного аэропорта Внуково о «плавном прекращении» обслуживания рейсов компании из-за накопившейся задолженности порядка 400 млн рублей. Однако тогда компромисс был достигнут — приближался Новый год, и срыв чартерной программы «Кубани» грозил крупным скандалом. История с долгами краснодарского перевозчика получила продолжение в нынешнем сентябре, когда появилась не подтвержденная компанией информация, что «Базовый элемент» ищет для Кубани стратегического партнера. Тогда рынок активно обсуждал новость, что сумма внешнего долга «Кубани» перед поставщиками услуг дошла до 5 млрд рублей (для сравнения, общий долг несостоявшегося российского дискаунтера «Авианова» незадолго до лишения его свидетельства эксплуатанта в октябре прошлого года оценивался источником в Минтрансе в 1,5 млрд рублей). А незадолго до этого «Кубань» стала лидером «антирейтинга» Росавиации по задержке рейсов среди российских авиаперевозчиков (в июне этот показатель составил 12,3%). Но уже в ноябре компания сообщила о росте пассажиропотока на 40% по итогам 10 месяцев этого года и планах перешагнуть планку 1 млн пассажиров в последней декаде декабря. Но этого уже не случится. 

 graph1.jpg Источник:  СПАРК
Источник: СПАРК

До недавних пор существовала возможность спасения авиакомпании путем пополнения ее парка новыми самолетами Sukhoi Superjet 100. В феврале «Кубань» подписала крупный контракт на приобретение 12 «суперджетов» в собственность с компанией «Гражданские самолеты Сухого». Но вскоре после этого, как сообщила пресс-служба «Кубани», стоимость каждого самолета была увеличена поставщиком на 1,7 млн долларов. Авиакомпания попыталась заменить покупку самолетов лизингом, но в середине ноября стало известно, что совет директоров «Гражданских самолетов Сухого» отказался утверждать данный контракт — опять-таки из-за высокой долговой нагрузки перевозчика. Похоже, это стало для «Кубани» последним аргументом в пользу решения прекратить полеты. «Данная мера — вынужденная, — заявил гендиректор авиакомпании Сергей Мордвинцев. — Мы пошли на этот шаг только в силу стечения ряда неблагоприятных для компании обстоятельств. В условиях отсутствия возможности снизить в низкий сезон себестоимость перевозок до уровня рентабельности, несовершенства механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней дальнейшая деятельность компании, к сожалению, не представляется возможной». 

«Кубань» уже направила заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании ее банкротом. Одним из первых «глубокое сожаление» компании выразил аэропорт Внуково, не преминув отметить, что «Кубань» не поставила его в известность об этом шаге и продолжала продавать билеты на свои рейсы. 

С «вылетом» «Кубани» из числа действующих игроков рынка в России стало одним региональным авиаперевозчиком меньше. Годом раньше на юге России прекратили деятельность еще две крупные региональные авиакомпании — «Кавминводыавиа» и «Авиалинии Дагестана». Руководство «Кубани» оценивает это как тревожную тенденцию, констатируя в прощальном пресс-релизе, что «на сегодняшний день само существование региональных авиакомпаний в России поставлено под угрозу». «Этому способствуют несовершенство действующего законодательства, наличие проблем при доступе к рынкам, выборочная поддержка ряда авиакомпаний в виде протекционистских мер и субсидий, непрозрачность поставщиков авиационной отрасли, отсутствие благоприятного финансового фона, направленного на стимулирование региональных перевозчиков для перехода на новые современные воздушные суда. Имеющийся регуляторный режим для авиакомпаний не способствует развитию конкуренции, появлению новых авиаперевозчиков, открытию региональных маршрутов и общему финансовому оздоровлению работающих авиакомпаний», — сетует перевозчик. 

Следует отметить, что выбывающие с рынка региональные авиакомпании нередко неспособны проводить масштабную модернизацию своего парка, а в ряде случаев являлись монополистами на самой прибыльной линии, связывавшей регион с Москвой. Так, за год, прошедший после снятия с рейсов устаревших лайнеров «Авиалиний Дагестана», на маршруте Москва—Махачкала стали летать около пяти авиакомпаний, что быстро привело к снижению тарифов. Аналогичная ситуация и в Минеральных Водах, где монополист «Кавминводыавиа» долгое время контролировал московское направление и не прилагал никаких реальных усилий к обновлению парка. 

Правда, ситуация в Краснодаре изначально отличалась: «Кубань» в последние годы на своем основном маршруте Краснодар— Москва, где работают около десятка перевозчиков, работала в жесткой конкурентной среде. Развитие маршрутной сети из Внуково, чартерные программы и диверсификация полетов из Краснодара также не вывели компанию в «плюс» — для небольшого перевозчика игра на одном поле с такими гигантами, как «Трансаэро», S7 или UTAir, оказалась явно не под силу. Однако не следует забывать, что холдинг «Базовый элемент» контролирует не только авиакомпанию «Кубань», но и всю сеть пассажирских аэропортов Краснодарского края в рамках группы «Базэл аэро». А это, как видно из приведенных ниже таблиц, куда более прибыльный актив. Пока «Кубань» генерировала убытки в борьбе с крупными «птицами» во Внуково и Краснодаре, краснодарский аэропорт Пашковский планомерно наращивал свою чистую прибыль даже в условиях «скачущей» валовой выручки. И если «Кубани» как региональному перевозчику в обозримом будущем едва ли светил какой-то качественный скачок (например, вхождение в один из международных авиационных альянсов), то «Базэл аэро» после создания совместного предприятия с сингапурской аэропортовой группой Changi существенно повысил свой статус на рынке аэропортовых услуг страны. 

Исходя из этих соображений, эксперты авиарынка еще в сентябре высказывали предположение, что «Базэл» не будет бороться за «Кубань» с большим энтузиазмом. «Зачем вкладывать в авиакомпанию, если есть другие, более рентабельные проекты? — отмечал тогда руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Появившаяся информация о поисках стратегического партнера для "Кубани" не говорит о том, что у головной структуры есть желание сохранить эту авиакомпанию. Краснодарский перевозчик на протяжении длительного времени был неэффективен, и стабильность компании строилась на ее более или менее монопольном положении в регионе. Изначально эта авиакомпания нужна была как базовый перевозчик для Краснодара. Но в том случае, если в Краснодар и Сочи зайдут другие сильные авиакомпании, претендующие на роль базовых перевозчиков и обеспечивающие загрузку аэропортов, жесткая конкуренция не оставит "Кубани" шанса». Об этом же говорил и редактор портала Аvia.ru Роман Гусаров: «Региональные перевозки — единственное, что сейчас может позволить себе эта авиакомпания при условии поддержки государства. Все остальное упущено — и безвозвратно».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама