Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Мегаинтеграция

«Expert Online» 2012
Иллюстрация: Эксперт Online

В ЦБ РФ во втором полугодии 2013 года появится спецподразделение, которое будет выполнять функции единого регулятора на российском финансовом рынке. Со временем на базе этого подразделения будет создан специальный комитет по финансовым рынкам, курировать который будет зампред правления Банка России.

«Было обсуждение в правительстве, договорились о плане действий», сообщил в пятницу глава российского Минфина Антон Силуанов. Он пояснил, что в первом полугодии 2013 года должны быть подготовлены законодательные акты по уточнению функций ЦБ РФ в финансовом регулировании, а в течение последующих 1,5-2 лет произойдет окончательная интеграция ФСФР в Банк России. «Это будет проходить постепенно, чтобы не менять работу ЦБ и ФСФР», отметил министр, уточнив, что сначала, чтобы «не рушить конструкцию, будет мягкая интеграция».

Во втором полугодии 2013 года планируется создать подразделения Центробанка, которые будут курировать вопросы регулирования финансовых рынков. В дальнейшем они станут специальным комитетом ЦБ, за работу которого будет отвечать один из первых зампредов Банка России. В эти подразделения и будет постепенно встраиваться ФСФР.  Министр финансов пояснил, что в первой половине 2013г. примут основные законодательные акты, определяющие новые функции Центробанка.

Напомним, что 23 ноября на совещании в Белом доме было решено рекомендовать премьеру Дмитрию Медведеву к 2016 году ликвидировать ФСФР, создав вместо нее в структуре ЦБ комитет по финансовой стабильности в небанковском секторе. По свидетельству участника совещания, «после ожесточенных споров этот вариант с некоторыми оговорками устроил все заинтересованные стороны». Рассматривались три варианта: усилить ФСФР, сделать из ФСФР новое агентство при ЦБ и ликвидировать ФСФР, отдав функции мегарегулятора Центробанку.

Поскольку финансовый рынок это довольно сложная экономическая, правовая и институциональная конструкция, то эффективная реализация госпрограммы развития финансовых и страховых рынков и создания международного финансового центра возможна только при создании «мегарегулятора», объединяющего функции и полномочия ЦБ РФ и ФСФР, считает председатель совета директоров АКГ «МЭФ-Аудит» Эхтибар Мустафаев. «В России в настоящее время все-таки среди составляющих финансового рынка более развит денежный рынок, нежели рынок капитала, поэтому совершенно очевидным напрашивается вариант создания макрорегулятора путем объединения ЦБ РФ и ФСФР под единым управлением со стороны Центробанка, говорит он. По сути, передача Банку России функций и полномочий ФСФР принципиально ситуацию государственного регулирования в сфере финансовых рынков не изменит. На сегодняшний день роль регулятора денежных рынков отведена ЦБ РФ, роль регулятора рынка капиталов ФСФР. При объединении ЦБ и ФСФР служба фактически может структурным подразделением банка, но все равно отвечающим за сферу регулирования рынков капиталов».

Дополнительным неудобством для участников финансовых рынков, по мнению аналитика, может стать необходимость дополнительного согласования с руководством ЦБ различных действий и мероприятий в области регулирования фондового рынка, проводимых ФСФР как структурным подразделением банка. «Безусловно, такой орган будет работоспособен при наличии четко определенной организационной структуры мегарегулятора, соответствующих внутренних регламентов, процедур, исключающих административное дублирование соответствующих функций по каждому из направлений государственного регулирования в области финансовых рынков, говорит он. Все зависит от уровня качества деятельности такого мегарегулятора на государственном или административном уровне».

Консультант департамента Due Diligence «2К Аудит Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский отмечает, что сегодня некоторые функции ФСФР и ЦБ пересекаются, что создает двойное регулирование и оказывает негативное влияние на рынок финансов. «В то же время банковский и небанковский сектора требуют разного подхода, полагает он. Исходя из этого, слияние ФСФР и ЦБ вряд ли было бы эффективным решением проблемы. Передача отдельных функций Центробанка в ФСФР также вряд ли смогла бы полностью убрать перекрестное регулирование. К тому же переходный период по расширению полномочий ФСФР привел бы к повышению объема отчетной документации, что могло негативно отразиться на деятельности финансовых организаций».

К созданию нового органа независимого регулятора, что также рассматривалось как один из вариантов реформирования деятельности ФСФР, российский рынок пока вряд ли готов, считает аналитик. «Часть контрольных функций со стороны государства в любом случае должна была сохраниться, поэтому подобные шаги пока преждевременны, рассуждает он. Вхождение ФСФР в ЦБ с сохранением широкой автономии, на сегодняшний день, является оптимальным вариантом. Благодаря контролю ЦБ за деятельностью ФСФР, можно будет устранить перекрестное регулирование. В то же время свои ключевые функции ФСФР сохранит. Среди возможных недостатков подобного решения вероятность излишне жесткого контроля со стороны ЦБ непрофильной деятельности за небанковским сектором».

По мнению аналитика «Инвесткафе» Екатерины Кондрашовой,  выбран в целом оптимальный вариант из предложенных ранее. «Главное, что решение принято. На текущем этапе важно, насколько эффективной будет консолидация всех регулирующих финансовый рынок функций в одних институциональных руках. Но ответ на этот вопрос даст лишь время и практика, отмечает она. Более того, структуру мегарегулятора можно будет оптимизировать в дальнейшем и исключить все возникающие недочеты. А они будут в любом случае вне зависимости от того, в пользу какой из консолидационных конструкций был бы сделан выбор».

Некоторые задачи и проблемы, по словам аналитика, потребуется решить для того, чтобы запустить мегарегулятор. «Например, существующий конфликт интересов. ФСФР осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, к которым относится, например, Московская биржа. А владельцем 24,326% акций этой биржи на сегодняшний день является как раз Банк России. То есть ЦБ в сложившейся ситуации планируется наделить полномочиями по регулированию, надзору и контролю за своей собственностью. Очевидно, что в случае консолидации регуляторов это юридическое противоречие должно быть исключено, уверена она. Если брать в более общем смысле, то функционирование мегарегулятора позволит сконцентрировать потоки информации и обеспечить их конфиденциальность, создать единый механизм регулирования на финансовом рынке, а также позволит в кратчайшие сроки предотвратить возникающие риски в различных сегментах рынка. Более того, мегарегулятор позволит развивать международные отношения и сотрудничество для координации финансовых рынков».

Основной проблемой ФСФР было несоответствие финансирования поставленным задачам, полагает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ЗАО ИФК «Солид» Михаил Королюк. «Доход (с учетом соц.пакетов) работников ФСФР и ЦБ различались в разы. В составе ЦБ у новой структуры такой проблемы не будет, говорит он. Основной недостаток состоит в том, что в глазах руководителей ЦБ эта деятельность всегда будет идти после основной для ЦБ. Таким образом, это может привести к некоторому понижению аппаратного влияния».

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», уверен, что выбранный правительством вариант можно назвать самым оптимальным из действительно серьезно обсуждаемых. «Включение ФСФР в структуру Банка России в данный момент было невозможно из-за требуемого качественного изменения законодательства, рассуждает он. На мой взгляд, на первом этапе данной реформы может возникнуть проблема конфликта интересов ЦБ, который будет с одной стороны являться надзорным органом, а с другой полноправный участник рынка. Определенно позитивным фактом является то, что интеграция будет проходить постепенно, т.к. серьезные изменения в сфере финансовых рынков такого уровня  могут вызвать существенные дисбалансы, которые могут привести к значительным потерям конкурентоспособности небанковского финансового сектора. Вместе с тем, я скептически отношусь к тому, что перенос функций ФСФР на Банк России поможет сократить финансовые издержки и значительно снизить кадровый голод, который испытывался последнее время российским регулятором».

Мегарегулятор необходим и лучше его делать на базе Банка России, считает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. «Поэтому данное решение является, вероятно, оптимальным, полагает он. У нас не англо-саксонская, а континентальная модель финансовой системы. Крупнейшими игроками являются госбанки, в России функционирует по факту модель государственного капитализма (доля госсектора в экономике более 50%, что, конечно, избыточно, но решение по мегарегулятору естественно с учетом реалий экономики). Однако у решения есть и слабая сторона. Мегарегулятор создается медленно, что бьет по капитализации компаний, по ликвидности рынка».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама