Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Авиакомпании мира погнались за длинным долларом

«Expert Online» 2012
Иллюстрация: Эксперт Online

Бурный рост рынка авиаперевозок в Азии – более чем на 6% каждый год – позволит авиакомпаниям мира только в 2012 году получить чистую прибыль в размере 6,7 млрд долларов. При этом уже через пять лет каждый четвертый новый авиапассажир будет китайцем или путешественником в Китай.

Международная ассоциация авиационного транспорта (IATA) опубликовала новый прогноз развития индустрии авиаперевозок в мире. Согласно ему, по итогам нынешнего года суммарная прибыль всех авиакомпаний вырастет до 6,7 млрд долларов. А в 2013 году она уже превысит 8,4 млрд долларов. Напомним, что еще в октябре руководители IATA были уверены в том, что этот показатель с трудом дотянет до 4 млрд долларов.

По словам генерального директора IATA Энтони Тайлера, улучшение прогноза финансовых показателей связано прежде всего с ростом экономик азиатских стран и государств СНГ. «Высокие показатели крупнейших авиакомпаний мира, и прежде всего азиатских, достигнутые во втором и третьем кварталах 2012 года, вселяют некоторый оптимизм, – говорит Тайлер. – Авиакомпаниям удалось адаптироваться к сложным экономическим условиям и при этом повысить эффективность своего бизнеса благодаря сокращению издержек». И это очень похоже на правду. Несмотря на рост цен на нефть и неблагополучную экономическую ситуацию в еврозоне, денежные потоки авиаперевозчиков держатся на уровне 2006 года, когда нефть стоила почти на 40 долларов за баррель меньше текущей цены, а рост мирового ВВП составлял почти 4%.

По прогнозам IATA, на долю авиакомпаний из азиатско-тихоокеанского региона в 2012 году придется наибольшая часть общей прибыли – более 40%, или 3 млрд долларов. Еще около 2,4 млрд долларов прибыли зафиксируют авиакомпании из Северной Америки. Их рентабельность составит 3,4%, что будет самым лучшим показателем среди всех регионов мира.

Примерно 800 млн долларов прибыли заработают авиакомпании из Ближнего Востока. Это почти на 100 млн долларов больше октябрьского прогноза IATA и немного меньше прибыли, полученной ими в 2011 году – тогда они заработали 1 млрд долларов. Небольшой спад объясняется последствиями «арабской весны» и нестабильностью в экономике. Но уже в 2013 году совокупная прибыль ближневосточных авиакомпаний должна возрасти до 1,1 млрд долларов.

Что же касается авиакомпаний Европы и Африки, то большинство из них в этом году должны достигнуть точки безубыточности. Несмотря на то что экономика африканского континента растет довольно быстрыми темпами, местные авиакомпании продолжают страдать от сильной конкуренции на дальнемагистральных маршрутах, а также от излишней зарегулированности внутренних рынков, что тормозит развитие маршрутов внутри Африки. Согласно прогнозам IATA, эта ситуация не изменится и в 2013 году. В Европе дела обстоят с точностью до наоборот. Но здесь росту трафика очень сильно мешает спад покупательной способности населения. И хотя европейские авиакомпании тысячами увольняют персонал и проводят оптимизацию производственных процессов, до серьезной прибыли им еще далеко. «Руководители европейских авиакомпаний наиболее мрачно настроены в отношении перспектив своего бизнеса. Здесь свою роль играют и кризис в еврозоне, и высокое налогообложение. Поэтому я не буду сильно удивлен, если в ближайшие полгода мы услышим о новых банкротствах среди европейских авиакомпаний», – говорит Энтони Тайлер.

А вот в Латинской Америке и СНГ дела обстоят намного лучше. Местные авиакомпании, так же как и североамериканские, показали рост по сравнению с прошлым годом. Прибыль в этих регионах ожидается на уровне 400 млн долларов, тогда как в прошлом году она составила 300 млн долларов. А в будущем году IATA прогнозирует рост чистой прибыли до 700 млн долларов. По словам Тайлера, российские авиакомпании обладают хорошим потенциалом роста. Пассажиропоток у нас в ближайшие пять лет будет расти примерно на 8,4% в год. Единственное, что мешает российским авиакомпаниям, – это слабо развитая инфраструктура. Но эту проблему можно решить только при наличии политической воли руководства России.

В целом же в IATA прогнозируют, что в ближайшие пять лет пассажиропоток во всем мире будет расти примерно на 5,3% в год. К 2016 году он вырастет до 3,6 млрд человек. При этом каждый четвертый новый пассажир либо сам будет китайцем, либо будет путешествующим в Китай.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама