Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Грузоперевозочная консолидация

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС / fotomedia

Компанией Globaltrans Investment PLC достигнута договоренность о приобретении 100% в уставном капитале «ММК-Транс», кэптивном операторе железнодорожных перевозок группы ММК, за 225 млн долларов наличными средствами, говорится в сообщении компании.

В рамках сделки Globaltrans договорился о гарантированном контракте сроком на пять лет с группой ММК, по которому Globaltrans будет обеспечивать железнодорожную перевозку как минимум 70% грузов группы ММК, предназначенных для перевозки по железной дороге. Для выполнения контракта будет задействовано около 12 тыс. железнодорожных вагонов, что соответствует примерно 28% от совокупной численности собственного парка вагонов Globaltrans (без учета цистерн).

Отметим, что эта покупка Globaltrans последовала за приобретением им же в текущем году оператора железнодорожных перевозок «Ферротранс» (бывшего «Металлоинвесттранса»). «Приобретение осуществляется в рамках реализации стратегии группы, направленной на рост путем органичного роста и приобретения компаний, — говорится в сообщении Globaltrans. — Благодаря приобретению "ММК-Транса" и "Ферротранса", Globaltrans обеспечил себе крупные контракты на железнодорожную перевозку с двумя из шести крупнейших российских металлургических групп, что обеспечивает сопутствующими сервисными контрактами более 80% от совокупной численности собственного парка вагонов Globaltrans (без учета цистерн). Грузовая база группы ММК прекрасно дополняет существующую клиентскую базу Globaltrans и позволит создать более эффективные логистические схемы оказываемых услуг железнодорожных грузоперевозок».

Сделка будет профинансирована за счет собственных денежных ресурсов и кредитных средств, и ее завершение ожидается до конца января 2013 года при условии получения одобрений регулирующих органов, говорится в сообщении компании. Размер чистого долга и оборотного капитала "ММК-Транса" составляет приблизительно 110 млн долларов.  После завершения сделки соотношение заемных и собственных средств Globaltrans останется на консервативном уровне, а чистый долг составит 1,252 млрд долларов.

Сделка позитивна для обеих сторон, уверен аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. «Для Globaltrans это в первую очередь контракт на перевозку не менее 70% грузов ММК в течение пяти лет, а также довольно большой парк вагонов, который покрывает больше половины планируемого расширения парка компании на следующий год, — говорит он. — Средний возраст вагонов «ММК-Транса» не превышает 10 лет, вследствие чего общий возраст парка Globaltrans не изменится. После завершения сделки долговая нагрузка Globaltrans останется на приемлемом уровне, соотношение чистого дола к EBITDA по окончанию года ожидается на уровне 1,7х, что довольно комфортно для компании. ММК же эта сделка позволит сократить долговую нагрузку, а также оптимизировать бизнес-модель, отказавшись от непрофильного для компании актива».

После приобретения «ММК-Транс» чистый долг Globaltrans составит около 1,3 млрд долларов, что вдвое выше показателя EBITDA, ожидаемого нами в 2012 году. Аналитик Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская считает такую долговую нагрузку комфортной с учетом активной M&A деятельности компании. «Приобретение двух кэптивных операторов ("Ферротранс" и "ММК-Транс") в 2012 году существенно повысит эффективность операций компании и обеспечит крупный объем грузов, зафиксированный на продолжительный срок. По данным компании, коэффициент порожнего пробега снизился на 4 п. п. по итогам 10М 2012 года, что позитивно отразится на финансовых показателях Globaltrans», — говорит она.

Владельцы «ММК-Транс» оценивали компанию в пределах 275–300 млн долларов, напоминает инженер-эксперт «Инжиниринговой компании 2К» Игорь Смирнов. «Учитывая, что сделка прошла по более низкой цене, очевидно, что Globaltrans удалось настоять на своих условиях. Кроме того, помимо самой компании Globaltrans практически обеспечил загрузку купленных вагонов, договорившись о долгосрочном сотрудничестве с ММК, который обеспечит парк грузами», — говорит он.

По мнению аналитика, консолидация активов в сфере железнодорожных грузоперевозок — это следующий шаг реформы РЖД. «Обеспечив создание независимых операторов, РЖД решили проблему старения вагонного парка, однако это спровоцировало другую проблему — рост количества порожних перегонов, — отмечает он. — Транспортные операторы развивались за счет наращивания парка вагонов, сейчас этот инструмент себя исчерпал — вагонов хватает. В итоге сейчас оптимальный вариант развития операторов — покупка других операторов, то есть консолидация».

Новый монополист на рынке вряд ли появится, считает аналитик, поскольку уже сейчас есть несколько крупных игроков, которые, видимо, и будут конкурировать между собой, обеспечивая работу рыночных механизмов в секторе грузоперевозок.

Процесс консолидации активов в сфере железнодорожных перевозок действительно набирает обороты, согласен ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Начался он не сегодня, а несколько лет назад. Сама история появления собственного вагонного парка у частных компания в России во многом связана с историей появления частного бизнеса в нашей стране, когда перевозки почти полностью прекратились, а то немногое, что можно было перевозить, зачастую нельзя было нормально сохранить, развилось масштабное воровство, компании несли многомиллионные убытки, — говорит он. — Поэтому создание собственного перевозочного парка было единственно возможным способом обеспечить предприятие сырьем и доставить продукцию потребителям. На сегодняшний день многие крупные компании имеют собственные перевозочные компании, которые возят не только их грузы, но и оказывают услуги сторонним потребителям, при наличии свободных перевозочных мощностей, естественно».

По мнению аналитика, с учетом данной новости и новости о продажи компанией Evraz своего транспортного подразделения компании «Нефтетранссервис» в ноябре этого года, можно говорить о том, что ситуация с перевозками во многом стабилизировалась и компании перестают считать владение собственным вагонным парком обязательным условием для развития собственного бизнеса. «Они сосредоточиваются на своей основной деятельности, а перевозки отдают на аутсорсинг, — считает он. — И в этом есть своя логика — ведь профессиональные перевозчики справятся с такими задачами лучше. Опять-таки не существует единой для всех «точки невозврата», после которой одна компания создает свой перевозочный парк, другая от него избавляется, а третья продолжает эксплуатировать свои вагоны. Если давать прогноз по дальнейшему развитию ситуации в сфере железнодорожных перевозок и владения приватным вагонным парком, то можно говорить, что в России какой-то единой тенденции не будет, то есть некоторые компании будут продавать свой вагонный парк, кто-то продолжит им владеть, а кто-то решит создать его с нуля. Так что можно не бояться — никакого "нового монополизма" в отрасли не будет».

Начиная с октября 2012 года на рынке наблюдается тенденция к снижению стоимости полувагонов и арендных ставок, отмечает генеральный директор «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. «Поэтому, если рассматривать сделку только с точки зрения цены приобретенного парка в расчете на единицу, то она не будет очень низкой. Но, на мой взгляд, наибольшим бонусом данной сделки является именно контракт на гарантированную загрузку парка, поэтому для объективной оценки выгоды сделки прежде всего необходимо увидеть условия этого контракта, — говорит он. — И тем не менее, по моей оценке, сделка является выгодной как для Globaltrans, так и для группы ММК. Приобретенный парк загружен на сто процентов, более того, вероятно, что для обеспечения требуемых объемов погрузки ММК будет привлекать и другой парк Globaltrans».

Действительно, на операторском рынке в последнее время наблюдается тенденция к консолидации парка, соглашается аналитик. «И в условиях снижения арендных ставок высока вероятность ухода с рынка небольших операторских компаний — имея большой парк легче осуществлять планирование загрузки, и это улучшает  диспетчеризацию в общесетевом масштабе, — отмечает он. — Крупным операторам проще отстаивать свои интересы на отраслевом уровне. Конечно, есть риск, что пострадают интересы небольших грузоотправителей. Однако, я думаю, что рынок сам выработает механизм, позволяющий работать во всех клиентских сегментах. Кто-то из операторов сможет так выстроить технологии и  планирование перевозок, что ему будет выгодно работать именно с небольшими грузоотправителями, как более доходными. Аналогично на рынке лизинга есть продукты как для крупного бизнеса, так и для малого и среднего, различие в стоимости, технологичности и уровне сервиса, соответственно есть эффективные лизинговые компании, ориентированные только на сегмент малого бизнеса и среднего бизнеса».

«Менеджеры Globaltrans  уже владели 37,5% "ММК-Транс"», — напоминает аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов. «Получается, они продали свои личные пакеты своей же компании, — полагает он. — Исходя из объема транспортного парка, усредненно, один вагон "ММК-Транс" обошелся Globaltrans в 63,4 тыс. долларов. Это на 22% дороже, чем приобретение "Ферротрансом" (ранее — "Металлоинвесттранса") в конце 2011 года. Тогда средняя стоимость вагона была 52 тыс. долларов».

Конечно, для рынка железнодорожных перевозок было бы гораздо лучше, если бы продолжали существовать три независимых перевозчика вместо одного, считает аналитик. «Акции Globaltrans торгуются не на ММВБ, а в Лондоне. Поэтому компанию сложно назвать российской, — отмечает он. — С другой стороны, я не думаю, что существует опасность негативного влияния монополизма. Globaltrans в основном обслуживает крупных частных промышленных потребителей. Они между собой всегда договорятся, если не в России, то в Лондонском суде наверняка».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама