Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

«Фабрикант» тоже возник из религиозного посыла

«Expert Online» 2012
Фото: Алексей Майшев

— Когда вы пришли к вере в Бога? Что подтолкнуло вас к этому?

— Я не понимал, что такое церковь, не задумывался над тем, что такое вера, и даже над тем, что такое Бог. В 2003 году я поехал на Святую Землю в составе делегации. Тогда еще не было фонда пр. Серафима Саровского, но были люди, которые готовили торжества к 2004 году (100 лет со дня прославления святого). Мы прибыли в Иерусалим, и приехал я туда туристом, а вернулся человеком, который переосмыслил все происходящее. Был один яркий момент — в храме Воскресения есть плита миропомазания, я посмотрел, как люди становятся на колени, прикладываются к ней, и сделал так же. А поднялся уже другим человеком. Вот так у меня все произошло.

— Как сказывается ваша вера на предпринимательской деятельности? Или же вы разграничиваете веру и бизнес?

— Бизнес и веру нельзя разграничить. Вера — это жизнь. Нельзя же так: вот здесь я верю, а здесь нет, я чуть-чуть верю. Если ты веруешь, что Иисус Христос воскрес, то все остальное начинаешь воспринимать через призму этого события. А если не веруешь, то это уже риторика получается. И если ты веруешь и стараешься жить по заповедям (понятно, что не всегда получается, но важно само отношение к этому), то этот путь — он и в бизнесе такой же. С моей точки зрения, верующему человеку легче заниматься бизнесом.

— В чем же это выражается?

— А вы представьте: вам не надо никого обманывать. Вы собираете вокруг себя некий круг людей, с которыми вам комфортно, и стараетесь не брать на душу грехи. Конечно, не грешить трудно, на любой работе бывают моменты, когда что-то идет не так и не получается справиться с отрицательными эмоциями. Но если раньше ты, не задумываясь, мог выругаться матом, к примеру, то сейчас ты за этим следишь, и тебе самому нравится этот прогресс. Человек в итоге добивается большего, владея и управляя собой.

— На принятие решений в бизнесе вера тоже влияет?

— Тут сразу надо сказать, что верующий человек вообще не будет заниматься бизнесом ради денег. Преследуются совсем иные цели. Должна быть миссия, которую ты для себя провозглашаешь, и она должна быть как минимум богоугодной. Если такой миссии нет — то все бессмысленно, это пустая трата времени. А праведных миссий может быть масса, стоит посмотреть на наш несовершенный мир… Нужно ответить на вопрос: для чего ты зарабатываешь деньги? Верующему человеку гораздо легче ответить на этот вопрос. Потому что есть заповеди, говорящие о любви к ближнему, и ты знаешь, что нужно помогать людям, которые к тебе обращаются, всем униженным, оскорбленным, облегчать их страдания, помогать им найти смысл в жизни.

— Как же тогда строятся деловые отношения с теми людьми, которые не являются верующими? Или у вас подобралось окружение из верующих людей?

— К счастью, у меня подобралось окружение, с которым мне приятно работать. Это люди в разной степени верующие, разумеется: кто-то только делает первые шаги на этом пути, кто-то гораздо опытнее меня. А есть люди, которые верят, что они не верят, — но это ведь тоже вера своего рода. Людям, которые думают, что вера в Бога, как волшебная палочка, напрямую отразится на прибыльности их бизнеса — а бывают и такие, — хочется пожелать, чтобы они начали смотреть на это по-другому все-таки. Господь может послать нам разные испытания, и самое главное — то, как ты будешь поступать, по-человечески или как животное, исходя из собственных интересов, рационализма. Рационализм — это неплохое чувство, но без идеологической составляющей он превращает человека в машину по изготовлению денежных знаков. У меня есть один знакомый, который тоже пытался стать бизнесменом, но все у него не ладилось, были проблемы и с долгами, и с алкоголем, и в семье… В какой-то момент он пропал, не давал о себе знать, а недавно позвонил — и, оказывается, он стал трудником в монастыре! Я очень за него порадовался, для него это, безусловно, шанс — шанс снова обрести человеческое лицо. С некоторыми бизнесменами общаться становится страшновато, потому что ничего человеческого в них не осталось; поэтому ни о каком партнерстве говорить не приходится. Я считаю, что по-настоящему большим делом можно заниматься только в партнерстве, иначе нельзя. Дональд Трамп как-то сказал: «Раньше я говорил — находите умных, богатых, талантливых людей, становитесь их партнерами и доверяйте им. Сейчас я скажу: находите умных, богатых, талантливых людей, становитесь их партнерами, но не доверяйте им!» Но как можно себе представить такое? Подбираешь себе партнеров, а сам не доверяешь им, пытаешься на чем-то подловить… В таком случае ты сам себе устраиваешь ад, только на земле. Если ты строишь крупный бизнес и не обращаешь внимания на идеологические взгляды партнера — это недальновидно, я бы сказал. Есть и другая крайность — в самом православном мире тоже не все в порядке, не все так просто. Мода на православие — вещь, с одной стороны, неплохая, поскольку многие благодаря ей задумываются о смысле жизни, но, с другой стороны, довольно опасная. Меня пугает то, как некоторые люди трактуют православие, если честно. И когда кто-то излишне акцентирует внимание на своей вере, я испытываю дискомфорт, потому что это же глубоко личное.

— Может ли обращение к вере, на ваш взгляд, дать человеку ответы на насущные вопросы, помочь в преодолении локальных и глобальных проблем?

— Мне помогает. Я уверен, что ничего бы у меня и не получилось, не приди я к православию. Умение строить честные партнерские отношения я тоже развиваю в себе именно благодаря вере. Человек, далекий от православной веры, склонен объяснять все происходящее просто — «это совпадение», а для человека воцерковленного все это будет чудесами, а не совпадениями. Как можно жизнь построить исключительно по модели потребления? Я не представляю себе свою жизнь без сотрудничества с фондом Серафима Саровского. Невозможно описать ту радость, которая наполняет сердце, когда ты находишься в детском доме, и эти дети, вчера несчастные, а сегодня одетые и согретые, читают стихи или разыгрывают сцены из Священного писания. Бизнес для многих православных является необходимостью, но нужно найти такую цель, такую миссию, которая оправдывала бы его существование. «Фабрикант», Superjob — это компании, миссия которых понятна: возможность помочь миллионам людей найти работу. В Superjob мы с моим партнером Захаровым с самого начала поставили определенные моральные рамки. Мы не объясняем игорным и публичным домам, почему мы не можем сотрудничать с ними, мы просто вежливо отказываем. «Фабрикант» тоже возник из религиозного посыла, и я считаю, что это правильное приложение усилий. Знаете, есть известная формула: 10% людей будет воровать всегда, 10% — никогда, а 80% — в зависимости от обстоятельств. Цель нашей компании — в сфере торговли создать условия, при которых люди могли бы не воровать. Православие — это целая система координат, и то, чем ты занимаешься, должно в нее вписываться, тогда ты будешь жить в гармонии. Надо стремиться, конечно же, сделать себя немного совершеннее и не зарывать свой талант. Главное — стараться не ради собственной выгоды, а ради помощи другим, тогда и Господь поможет. А чудес-то, безусловно, масса. Даже то, что журналисты начали о таких темах писать, — настоящее чудо.


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама