Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Югу прописали лекарства от стагнации

«Expert Online» 2012
Фото: krasnodar.ru

Основной темой VI Межрегионального форума крупнейших компаний юга России, состоявшегося на днях в Краснодаре, стал риск замедления темпов роста экономики Южного региона. После завершения олимпийских строек динамика инвестиций в экономику ЮФО может существенно снизиться, и первые симптомы этого уже налицо.

Ключевую повестку форума определили результаты последнего исследования крупнейших инвестиционных проектов ЮФО, проведенного аналитическим центром «Эксперт Юг». Исследование показало, что в 2011–2012 годах объем инвестиций в округе показал символический прирост 1%, в то время как годом ранее этот показатель был зафиксирован на уровне 25%. Этот очевидный инвестиционный спад на юге России совпал с экспертным обсуждением весьма скромной динамики экономического развития страны в целом. Правда, крупнейшие компании ЮФО по итогам 2011 года продемонстрировали совокупный рост, существенно превышающий соответствующий показатель по крупнейшим компаниям России, — 32% против 24% (по данным аналитического центра «Эксперт Юг» и «Эксперт РА»). Это позволяет предположить, что крупнейшие предприятия макрорегиона сейчас накапливают капитал для новой инвестиционной волны. Однако такого массового вливания капитала, как Олимпиада в Сочи, в ЮФО в ближайшие годы не предвидится, что ставит перед регионом вопрос о новых источниках развития, чем государственные и окологосударственные инвестиции.

Впрочем, в прозвучавших на форуме заявлениях официальных лиц никакого страха стагнации не ощущалось. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил, что в этом году объем инвестиций в экономику региона уже превысил 700 млрд рублей (для сравнения, в прошлом году Кубань собрала 600 млрд рублей). А мэр Краснодара Владимир Евланов анонсировал амбициозные планы города — в ближайшие 10 лет построить 33 млн кв. м жилья, рассчитанного более чем на 500 тыс. человек (в результате чего, кстати, численность населения столицы Кубани достигнет 2 млн человек). Кроме того, совместно с банком ВТБ администрация Краснодара планирует освоить 7 млрд рублей в ходе строительства социальной инфраструктуры. «Темпы строительства падать не будут», — заверил Евланов присутствующих на форуме.

Вслед за ним Александр Ткачев сообщил о планируемом строительстве новой магистрали вдоль Черного моря стоимостью не менее 300 млрд рублей, общая же сумма вложений в инженерную инфраструктуру в крае, по его словам, в ближайшие годы составит порядка 400 млрд рублей. Отдельным приоритетом инвестиционной политики краевых властей станет формирование двух крупных индустриальных парков — в Армавире (инвестиции в первую очередь — порядка 3,6 млрд рублей) и Краснодаре (так называемая Восточная промышленная зона площадью 327 га). В Армавире планируется сформировать металлургический кластер, ядром которого станет строящийся электрометаллургический завод, продукция которого станет основой для производства бесшовных труб, колес для железнодорожного транспорта, колесных осей и т. д.

Выступившие на форуме эксперты дали в целом высокую оценку инвестиционной активности на юге и, в частности, в Краснодарском крае. Кубань продемонстрировала высокую динамику привлечения инвестиций в промышленность, при этом не увлекаясь созданием индустриальных парков, отмечает Денис Журавский, исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России и директор по государственно-частному партнерству компании «Сингента» (к 2015 году планирует построить на Кубани предприятие по производству семян). «При всей своей привлекательности индустриальные парки — это далеко не единственный способ реализации промышленного потенциала, и Краснодарский край, где все индустриальное развитие шло вне парков, тому пример. Инвестиционно привлекательный регион с одним-двумя индустриальными парками лучше, чем 20–30 парков в одном регионе», — поясняет эксперт.

Однако сегодня в России существует существенный дефицит тематических промпарков для малого и среднего бизнеса, в том числе иностранного — эта ниша не занята, потому что существующие индустриальные парки создавались либо под крупные компании, либо с целью простого привлечения инвестиций. В итоге, по словам Журавского, в одном из наиболее известных индустриальных парков России уже есть разочарование инвесторов, потому что пищевые производства там стали соседствовать с фармацевтикой и металлургией. Создание тематических промпарков — более сложный путь, но именно такие парки становятся более конкурентоспособными в долгосрочной перспективе. Именно этого ждут мировые инвесторы от России, и появление на юге тематических индустриальных парков сразу стало бы конкурентным преимуществом региона. Поэтому формирование в Краснодарском крае индустриального парка с ядром в виде металлургического завода следует рассматривать как движение в рамках перспективного тренда.

Оптимистичную точку зрения на развитие экономики юга России высказал и генеральный почетный консул Италии в Краснодаре Пьерпаоло Лодиджиани: «На юге России все только начинается, перспективы здесь огромные. Спада я не вижу — вижу только возможности роста. Например, в прошлом году на юге России заложили больше интенсивных садов, чем во всей Европе». Однако успеха в работе с иностранными инвесторами достигнет только тот регион, который обладает стратегией их привлечения, а не одним лишь желанием. Именно в этом, по мнению г-на Лодиджиани, причина успеха Краснодарского края — его знают в Европе не благодаря Олимпиаде, а благодаря той системной работе, которая здесь была проделана. Вместе с тем, предупреждает итальянский консул, такие проекты, как Олимпиада, «Южный поток» или «Голубой поток», уникальны, на них нельзя рассчитывать каждый год. Поэтому фокусом развития должны стать средний и малый бизнес, для чего требуется две вещи: снятие барьеров и стимулирование инноваций.

Олег Жарко, председатель Южного регионального комитета Ассоциации европейского бизнеса в РФ, добавил к этому три главных фактора, которые волнуют иностранного инвестора: наличие энергетических мощностей и возможностей подключения к инженерным коммуникациям, сроки согласования проектов и кадровый потенциал территории. «Региональные власти заинтересованы в привлечении инвестиций, это входит в их KPI (ключевые показатели эффективности). Но как сделать так, чтобы наши уважаемые энергокомпании тоже хотели, чтобы на территории появлялись инвесторы? Если они будут в этом заинтересованы так же, как власти, тогда вопрос сдвинется с места», — обозначил Жарко главный барьер для роста инвестиций в Южном регионе.

Одной из основных тем, обсуждавшихся на форуме, стало усиление межрегиональной конкуренции. По мнению заместителя министра регионального развития РФ Сергея Назарова, противовесом этому должно стать межрегиональное сотрудничество: «Суть не в том, что делают регионы, а как делают. Межрегиональная конкуренция более эффективна, если она предполагает обмен лучшими практиками». Однако многие представители бизнеса обратили внимание на то, что по мере расширения международной интеграции России межрегиональная конкуренция все больше превращается в конкуренцию межстрановую, и это ставит перед региональной политикой страны совершенно новые задачи. «Сегодня в России необходимо выделить полюса роста, способные обеспечивать прирост инвестиций выше общероссийского тренда, — считает партнер консалтинговой группы AV Алексей Крыловский. — До 2020 года топ-20 российских регионов должны взять на себя ответственность по привлечению примерно 2 трлн долларов — это позволит России расти в год темпами выше 4%, подтвердив амбиции в рамках группы БРИКС».

На юге такими регионами оказываются Ростовская область и Краснодарский край, которые развиваются темпами выше Индии (Ростовская область — 7,5% в год, Краснодарский край — 6%). За последние 10 лет Краснодарский край привлек 71 млрд долларов инвестиций, Ростовская область — 34 млрд; задачу до 2020 года Алексей Крыловский определил, соответственно, как минимум 81 млрд и 58 млрд долларов.

По традиции, форум крупнейших компаний ЮФО завершился награждением предприятий-лидеров экономики округа. Крупнейшей компанией ЮФО в 2011 году, как и годом ранее, стало ЗАО «Тандер», управляющее продуктовой сетью «Магнит», с выручкой более 350 млрд рублей. Самым рентабельным предприятием ЮФО в 2011 году оказался Ильский НПЗ в Краснодарском крае с показателем рентабельности (как отношение чистой прибыли к выручке) 57,4%. Самой прибыльной компанией стало еще одно предприятие нефтегазовой отрасли — ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка» (основной актив — Волгоградский НПЗ) с чистой прибылью 8,4 млрд рублей. Крупнейшим предприятием ЮФО в АПК стала ростовская группа «Юг Руси», в черной металлургии — ОАО «Волжский трубный завод», в химической промышленности — ОАО «Волжский оргсинтез», в строительстве ОАО «Краснодаргазстрой», в промышленности строительных материалов — ОАО «Новоросцемент», в пищевой промышленности — ОАО «Астон», в машиностроении — ОАО «Роствертол», крупнейшим банком юга России вновь стал ростовский «Центр-инвест».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама