Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

Автоуспех

«Expert Online» 2013
Фото: ИТАР - ТАСС

Руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Стенли Рут и старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли компании PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко подвели итоги 2012 года на российском автомобильном рынке. Также на пресс-конференции были затронуты темы стоимости владения авто и новый закон об утилизации легковых автомобилей.

Согласно отчету PricewaterhouseCoopers, после нескольких лет сильной волатильности продаж на автомобильном рынке стали заметны признаки стабилизации. В 2012 году рынок продемонстрировал двузначные темпы роста, в результате чего показатели за год превысили объем продаж 2008 года. Так, продажи новых легковых автомобилей увеличились на 10% в штучном выражении и на 21% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом. Иномарки российского производства показали лучший рост среди остальных категорий легковых автомобилей и увеличили свою долю рынка до 44%.

В настоящее время на российском автомобильном рынке заметны признаки стабилизации, которая является основой устойчивого долгосрочного роста. Если тенденция сохранится, то это положительно скажется на всех участниках рынка, поскольку позволит осуществлять более эффективное планирование и снизить издержки в долгосрочной перспективе. В 2013 году в компании ожидают роста российского рынка легковых автомобилей на уровне 5%.

В плане роста спроса на иномарки, собранные в России, можно говорить о трех составляющих успеха, уверен экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. Это сохранение достаточного уровня благосостояния граждан, подъем потребительского кредитования и успех совместных программ России с иностранными партнерами. Последнее особенно интересно с точки зрения как раз постепенного восстановления российского автопрома и поддержки других секторов отечественной промышленности. Российские производители, таким образом, могут получить сопоставимую конкурентную базу своей продукции. Кроме того, ряд иномарок или собирается на базе старых российских заводов, или заказывает комплектующие, что заставляет менять технологическую основу производства отечественных компаний. Это неплохой стимул для развития уже в рамках новой экономики. Если постепенно российский автопром сможет использовать хотя бы часть иностранных технологий или новых производственных линий для создания собственных автомобилей, то (при более низкой стоимости) и этот товар получит рост спроса, считает эксперт.

Между тем, отметили в PwC, по-прежнему важным остается вопрос утилизации существующего количества вышедших из эксплуатации автомобилей в автопарке России. Тесное сотрудничество между тремя сторонами – государством, автопроизводителями и частными предпринимателями – может послужить основой для создания утилизационной инфраструктуры, которая необходима для поддержания долгосрочного роста автомобильного рынка России.

Стоимость владения авто в абсолютном выражении в России выше, чем в таких развитых странах, как Великобритания и США, что является одним из ключевых факторов, сдерживающих дальнейший рост автомобильного рынка в России. Наиболее существенными статьями в стоимости владения личным транспортом в России являются расходы на страхование и кредит (значительно выше, чем в других странах), а также расходы на топливо. Снижение стоимости владения авто, отметили эксперты, – общий интерес всех участников рынка, поскольку оно ведет к увеличению объемов продаж автомобилей и связанных товаров и услуг, обновлению автопарка за счет замещения старых авто новыми, более эффективными и экологичными.

Положительная динамика продажи легковых автомобилей, говорит главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев, является результатом ориентации отрасли на платежеспособный спрос потребителей. За последние годы в стране были созданы заводы по производству иномарок, а также реализованы программы по стимуляции спроса на отечественные автомобили. Тенденция хорошая, однако говорить о ее долгосрочности пока рано. По имеющимся данным, самыми популярными моделями в 2012 году стали отечественные Priora, Granta и Kalina. Это объясняется тем, что стоимость автомобилей относительно невысокая, отсутствуют проблемы с дорогостоящим ремонтом в случае поломки и низким уровнем заработной платы по стране. Однако, несмотря на это, объем продаж автомобилей Lada в 2012 году уменьшился на 7%. А спрос на иномарки только вырос. В целом Россия приспосабливается к реалиям автомобильной индустрии и ищет свою нишу. К сожалению, спрос на отечественные легковые автомобили падает, что связано, полагает эксперт, с фундаментальными проблемами отрасли: отставание в инновациях, слабая конкурентоспособность, низкий платежеспособный спрос большинства потенциальных покупателей.

Да, действительно темпы роста рынка будут замедляться в 2013 году по отношению к прошлым годам, соглашается аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. «Однако все же некоторый рост сохранится за счет того, что, во-первых, будут увеличиваться производственные мощности, во-вторых, могут быть реализованы государственные программы поддержки автопрома, в частности, сейчас ведутся переговоры по восстановлению программы утилизации старых автомобилей, которая в 2011 году тому же АвтоВАЗу помогла увеличить продажи на 11% год к году. В целом темпы роста в сегменте легковых автомобилей составят 4-5%, – прогнозирует аналитик. – Что касается компаний, то выиграют в основном те, кто имеет свои мощности в России, в частности АвтоВАЗ, "Соллерс", а также иностранные компании, которые самостоятельно реализуют свои проекты. Рост продаж у этих компаний ожидается в пределах 8-9%».

В целом же для рынка многое будет зависеть от макроэкономической ситуации в стране и в мире, заключает старший аналитик ФГ БКС Игорь Краевский. Исходя из текущих реалий, ожидания 5% роста – это скорее оптимистичный прогноз. Базовые ожидания предполагают, что рынок в 2013 году будет консолидироваться на уровнях 2012 года.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама