Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Топливные короли

«Expert Online» 2013
Иллюстрация: Эксперт Online

В российском обществе распространено мнение, что цены на топливо в нашей стране крайне завышены, они уже (о, ужас!) сравнились с ценами в США, и это чудовищно несправедливо для жителей «великой нефтяной державы». Да, цены сравнялись, в основном из-за снижения в Штатах. Однако, господа кухонные рассуждатели, думаю, нелишне вам напомнить, что по добыче нефти США уже давно сравнялись с Россией, а в прошлом году даже обогнали ее. Получается логичная картина: если исключить маленькие нефтедобывающие страны с мизерным населением, то самые дешевые энергоносители на внутреннем рынке окажутся как раз у лидеров отрасли – США, России и КНР. В странах, лишенных собственных ресурсов, например в Европе, Японии, бензин вполне ожидаемо стоит значительно дороже. Из логичной картины выпадает лишь Норвегия – при уровне добычи нефти, превышающем российский почти в шесть раз (в расчете на душу населения), цены на топливо при этом – самые высокие в мире. Справедливости ради будем рассматривать самый популярный «народный» бензин с октановым числом 92.

Еще в прошлом году стоимость бензина в России достигла психологически важной отметки 30 рублей, или 1 доллар за литр. «Инфляция», – объясняли нефтяные магнаты и чиновники. Проблема неоправданной дороговизны топлива стала остро обсуждаемой, когда в СМИ была распространена информация, совершенно не укладывающаяся в сознание простого россиянина: «цены в России сравнялись даже с ценами в США». Это была настоящая бомба – тема держалась в топ-10 рунета целых три недели, потом благополучно переместилась на кухни. Предлагаю разобраться, какой же на самом деле расклад с ценовой конъюнктурой на розничных рынках моторного топлива разных стран.

До вторжения НАТО, при Каддафи, мировым рекордсменом по ценам на бензин для собственного населения была Ливия – в пересчете на американскую валюту они держались на уровне 14 центов за литр. Сейчас на бензоколонках Триполи он стоит уже в среднем 22 цента, и тенденция к росту сохраняется. Сегодня же пальму первенства приняла на себя Венесуэла – после проведенной Уго Чавесом национализации нефтяной индустрии граждане этой страны покупают топливо всего по 15 центов за литр. Впрочем, принимая во внимание состояние здоровья президента, лидерство по топливным ценам вряд ли будет долгим. Дальше в рейтинге идут нефтяные монархии Персидского залива – Саудовская Аравия (17 центов), Оман, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт (18-23 цента) и их соседи из демократического лагеря – Ирак, Алжир, Египет (20-30 центов). Однако было бы неблагоразумно сравнивать эти страны с Россией – там на каждого жителя страны приходится по сотне, а иногда и тысяче тонн ежегодно добытых энергоносителей (в РФ – около 3,5 тонны).

В номинальном выражении абсолютными лидерами производства нефти являются США и Россия, каждый из которых с переменным успехом на разных исторических этапах выходил на первое место. Среди крупных стран планеты именно эти страны добывают больше всех. Добыча нефти и других жидких углеводородов в США в 2012 году выросла на 7%, составив примерно 10,9 млн баррелей в сутки. Это уже четвертый год роста подряд и самый значительный скачок объемов добычи с 1951 года. В этом году, по прогнозу министерства энергетики США, добыча продолжит расти и составит в среднем 11,4 млн баррелей в сутки – исторический рекорд для США. Кто-то скажет, что надо учитывать общий энергетический баланс, включающий показатели потребления нефти и нефтепродуктов в стране. Однако Штаты снизили зависимость от зарубежных поставок уже до 38% от общего объема потребления, а недостающую нефть они покупают с большим дисконтом, навязанным в основном военной силой или политическим шантажом: из Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара, ОАЭ – со скидкой 30%, из Ирака – 45%. Поэтому импортные энергоносители повышают общий ценовой индекс всего лишь на 15-17%.

Мировой лидер – Саудовская Аравия добывала в 2011 году 11,2 млн баррелей в сутки. Россия в 2011 году – примерно 10,2 млн баррелей. В последний раз США были лидером в добыче нефти в 2002 году, когда Саудовской Аравии из-за резкого падения цен на нефть после 11 сентября 2001 года пришлось сократить объемы добычи. Предыдущий пик добычи в США пришелся на 1985 год – 11,2 млн баррелей в сутки благодаря разработкам на Аляске. Тогда Штаты опять приняли пальму мирового первенства. За этим рекордом последовал длительный спад. С 1986 по 2008 год объем добычи неуклонно падал, сократившись на 44% от пика. Соответственно выстроилась и ценовая конъюнктура – в прошлом году средняя розничная цена бензина с октановым числом 92 в США снизилась с 1,25 до 1 доллара за литр и, таким образом, сравнялась с показателями в России, где цены подвержены жесткому тарифному госрегулированию и топливная инфляция удерживается на уровне общих инфляционных индикаторов. В 2012 году они выросли на 8,6% и достигли-таки психологически важной в восприятии россиян отметки 1 доллар. Однако это все же самый низкий показатель цены среди всех крупных стран мира.

Средние цены на бензин AU92 в промышленно развитых странах мира и России

Остальной мир, не «отягощенный» энергетическим богатством своих недр, довольствуется куда большими ценами на топливо. В ЕС средняя цена в 2012 году установилась на уровне 1,75 евро, или около 2,3 доллара за литр. Самой дорогой страной неожиданно оказалась Норвегия с 2,3 евро, хотя она сама является крупным нефтегазодобытчиком: в 2012 году добыча сырой нефти находилась на уровне около 100 млн тонн, или 20 тонн на душу населения. Однако норвежский феномен является следствием особой социальной политики страны и единственным исключением из правил. Остальные члены Евросоюза не могут похвастаться наличием собственных крупных залежей энергоносителей и, соответственно, низкими ценами на топливо. Если не считать Норвегии, европейская пятерка лидеров по уровню цен на бензин выглядит так: Италия, Нидерланды, Швеция, Греция, Дания (средняя цена 1,9 евро за литр). За ними следуют Великобритания, Финляндия, Бельгия, Германия, Португалия (1,7 евро за литр). Во Франции, Австрии и Испании чуть поменьше – около 1,5 евро за литр. В Японии, Южной Корее, Австралии – 2 доллара. Только Канада, пользуясь общим рынком с США, высоким уровнем собственной добычи нефти и крайне низкой численностью населения, достигла показателя 1,4 доллара. Китай в прошлом году достиг собственной добычи в 220 млн тонн нефти (обеспечивает около 70% потребностей страны), заняв четвертое место в мире, цена на топливо там даже ниже, чем у лидеров нефтедобычи, – 0,7 доллара за литр. В основном благодаря низкой себестоимости добычи внутри страны, малой распространенности автомобилей и так же, как и в случае с США, значительным скидкам на импортное сырье. В общем, если вы попытаетесь найти на планете крупную страну с ценами ниже 2 долларов за литр, то наткнетесь, как и я, лишь на Китай, Россию и США, которые, по прогнозам МЭА, еще долгие годы будут сохранять свое энергетическое конкурентное преимущество перед остальным миром.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама