Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Результат развития

«Expert Online» 2013
Иллюстрация: Эксперт Online

Согласно рейтингу The Banker/BrandFinance Banking 500, опубликованному журналом The Banker и консалтинговой компанией Brand Finance, американский банк Wells Fargo является наиболее дорогим банковским брендом в мире со стоимостью 26 млрд долларов. В целом капитализация компании за прошедший год выросла на 15% — с 746,8 млрд долларов в 2012 году до 860,7 млрд долларов в 2013 году, при том что компания потеряла более 100 млрд долларов в прошлом году.

Американские банки вообще неплохо показали себя по отношению к своим европейским коллегам. Большинство из них избавились от плохих активов. При этом национальная экономика и рынок недвижимости начинают восстанавливаться, в связи с чем прогнозы по прибыли, ключевой фактор стоимости бренда, улучшились, отметили составители рейтинга. К тому же такое развитие событий способствует росту занятости. Развивающиеся рынки также продемонстрировали огромный рост стоимости банковских брендов. Так, российские банки продемонстрировали в общей сложности рост стоимости на 453%, самый впечатляющий подъем с 2008 года, за ними следуют Индонезия (443%), Филиппины (412%), Колумбия (377%) и Китай (335%). Присутствие и мощь китайских банков все возрастает, отмечают в Brand Finance. В этом году общая стоимость банковских брендов страны достигла 95,7 млрд долларов. Только Agricultural Bank of China продемонстрировал самые высокие темпы роста стоимости (6,04 млрд долларов), поднявшись за год в рейтинге с 18-го на 11-е место.

Комментируя результаты, главный редактор The Banker Брайан Каплен, отметил: «Темпы роста стоимости банковских брендов выросли почти в два раза к уровню 2009 года, когда произошел финансовый кризис. Китайские банки по-прежнему занимают лидирующие позиции с точки зрения наибольшего роста стоимости бренда, но сейчас к ним присоединились ведущие американские банки, такие как Chase, Citi, Bank of America и Wells Fargo». Исполнительный директор Brand Finance Дэвид Хэй добавил: «Результаты этого года показывают, что во всем мире банковский кризис подходит к концу, а стоимость банковских брендов растет. Только банки Великобритании продолжают отставать от восстановления мировой экономики с точки зрения и репутации, и стоимости бренда».

Российские банки действительно выглядят достойно — восемь кредитных организаций страны, которые вошли в список 500 самых дорогих банковских брендов в мире, увеличили стоимость на 39%, до 19,5 млрд долларов. Самым дорогим российским брендом стал Сбербанк, поднявшийся с 17-го на 13-е место. Его стоимость выросла за год на 31% — до 14,16 млрд долларов. За ним следуют ВТБ (рост стоимости на 30%, до 2,34 млрд), Банк Москвы (рост стоимости в три раза, до 1,7 млрд) и Транскредитбанк (ТКБ, рост стоимости на 25%, до 0,2 млрд долларов). В рейтинг также попали Росбанк, Номос-банк, «Уралсиб» и «Возрождение».

Результаты, с одной стороны, показывают, что оценка банков развивающихся стран растет и ведущие российские бренды прогрессируют в стоимости — за последние пять лет она выросла пятикратно, уверен эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков. С другой — банковские бренды таких стран, как Китай и Бразилия, по-прежнему существенно дороже российских аналогов. Отечественная банковская система еще относительно молодая, поэтому в перспективе при отсутствии каких-либо крупных системных шоков рейтинг будет пополняться новыми брендами из России, а их позиции будут все выше.

Вообще итоги рейтинга вполне предсказуемы: многие американские и европейские банки в период кризиса уступили место банкам emerging markets, говорит экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. Российская финансовая система в этом смысле вообще занимает особое положение: крупнейшие банки пользуются практически полной господдержкой, участвуют в государственных программах, на чем часто и строится их бизнес. При этом жесткая политика ЦБ РФ по сдерживанию ликвидности и высоких ставок уберегла российские банки от большого давления просроченных кредитов или высокорисковых инструментов в портфеле.

Сбербанк, кроме того, проводит активную внешнюю экспансию. Наверное, сейчас это один из немногих европейских банков, кто может себе позволить приобретать активы за рубежом. Второе агрессивное направление работы Сбербанка — привлечение иностранных инвесторов в ценные бумаги, что повышает и стоимость (а также узнаваемость) бренда, и уровень ликвидности банка. Можно предположить, что свои места в рейтингах российские банки сохранят и дальше, особенно если не поддадутся соблазну быстрого заработка, то есть не перейдут в ту фазу бизнеса, которая уже стала причиной проблем мировых банков, — накручивание кредитного плеча и уровня маржи.

И сам факт вхождения российских банков в список 500 самых дорогих банковских брендов, безусловно, позитивен, поскольку повышает узнаваемость и авторитет российских финансовых институтов в глазах международной общественности, добавляет привлекательности их бумагам, в том числе со стороны иностранных инвесторов, считает председатель правления банка «Интеркоммерц» Александр Бугаевский. Удорожание стоимости брендов связано с улучшением финансовых показателей, ростом объемов бизнеса банков. Важным моментом является то, что три российских банка по итогам 2012 года оказались в числе наиболее быстро дорожающих: Банк Москвы поднялся на 86 позиций — до 104-го места, Номос-банк — на 75 позиций, до 358-го места, Росбанк — на 53 позиции, до 241-го места. Такие результаты можно объяснить структурными изменениями бизнеса, говорит эксперт: Банк Москвы вошел в состав группы ВТБ, улучшил свое финансовое положение. Номос-банк приобрел Ханты-Мансийский банк. В 2011 году завершилась консолидация российских активов группы Societe General на базе Росбанка.

Вообще, уверен начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид банка Федор Тихонов, в рейтинг брендов мира будут попадать крупнейшие банки России, а их место будет в основном зависеть от величины их активов. На российском рынке управление брендом, так же как и в целом маркетинг, малой частью которого является функция по управлению брендом, развито не так сильно, как на западных рынках. Со временем все больше российских банков будут выстаивать работу маркетинговых подразделений подобно общепринятым мировым практикам построения маркетинга. Также банки начнут прилагать усилия к соответствию реализуемой ими маркетинговой политики критериям, влияющим на позицию в рейтинге. Совокупность этих двух факторов будет оказывать основное влияние на дальнейшую расстановку российских банков в рейтингах, постепенно поднимая их вверх.


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама