Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Не умеешь пить — сиди дома!

«Expert Online» 2013
Фото: picvario.com

«Аэрофлот» составил список отличившихся агрессивными действиями на борту. Он хочет закрыть дебоширам доступ в самолеты. Но прав не имеет. Госдума тем временем озаботилась воздушной безопасностью. Что и кому следует запретить, чтобы нетрезвые граждане не срывали полеты? Мнения думцев разделились, а заинтересованные в защите собственных корпоративных интересов структуры объединились в противодействии будущему закону.

На карандаше

«"Аэрофлот" выступает за легализацию черных списков уже в течение трех лет, но кажется, что это касается только нас. Мы не ощущаем поддержки, записал в своем Twitter гендиректор российской компании Виталий Савельев. — Воздушный кодекс запрещает авиакомпаниям вводить черные списки, а ведь самый действенный метод — закрыть доступ дебоширу в самолет». А это значит — необходимо менять законы. Черный список пассажиров-устроителей беспорядков составлен, в нем фигурирует 1821 фамилия. В качестве своего рода уступки Савельев предлагает законодательно установить максимальный срок пребывания нарушителя в черном списке — от трех до пяти лет. «Никакого наступления на гражданские права в данном случае не вижу», — говорит гендиректор.

С ним сложно не согласиться: последствия, которые возникают в результате скандалов на борту, — как раз и есть «наступление на гражданские права» всех остальных пассажиров. Они вынуждены присутствовать и иногда даже участвовать в этих сценах, самолет могут экстренно приземлить — и это лишь малая доля того, что может ощутить человек, летящий на отдых или по делам в вынужденной компании с хулиганом. Отметим, в минувшем году «Аэрофлот» зафиксировал 490 инцидентов на борту.

Кроме того, в отношении неплательщиков в нашей стране действует запрет на выезд за рубеж — и никто не бунтует против таких шагов Федеральной службы судебных приставов. Неплательщики, отметим, наносят материальный ущерб, но не угрожают жизни большого числа людей.

Дума об алкоголе. Боишься — не летай!

«Только запрет алкоголя на борту не решит проблему», — уверен Виталий Савельев, вступивший в заочную полемику с российскими законодателями, на днях решившими заняться подготовкой законопроекта о запрете на борту алкоголя из Duty Free. Правда, некоторые отмечают, что пассажиры могут приходить к самолету, уже изрядно хватив лишку.

Это правда. Те, кто хоть раз летал, отлично знают, что пассажиры, желающие выпить, реализуют свои желания еще задолго до посадки в самолет. Для этого существует Duty Free, откуда наши соотечественники приносят на борт пакеты, полные алкоголя. Кроме того, в аэропорту работают кафе, пабы и рестораны, где алкоголь тоже продается безлимитно. Из этих двух источников некоторые ухитряются напиться так, что не слышат приглашения на рейс, и дисциплинированные граждане, давно занявшие свои места в салоне самолета, вынуждены десятки минут ждать, когда «гражданин N пройдет на посадку». По данным московских аэропортов, только в 2012 году около 400 пассажиров, принявших на грудь, не нашли в себе силы дойти до улетающего самолета. Но нередко «гражданина N» жена или друзья доставляют на борт волоком. Причем далеко не всегда гражданин тихо спит до приземления.

Наиболее вопиющая история произошла 11 января 2013 года в самолете, летевшем рейсом Москва—Хургада бортом «Когалымавиа». Пьяный до невменяемости пассажир закурил в салоне самолета, избил бортпроводника, который сделал ему замечание, пытался прорваться в кабину пилота и сломал нос пассажиру, просившему не облокачиваться на него.

2 февраля 2013 года самолет Airbus «Аэрофлота», выполнявший рейс N274 из Москвы в Пхукет (Таиланд), из-за дебоша, устроенного на борту нетрезвым пассажиром, совершил вынужденную посадку в столице Узбекистана Ташкенте. Как сообщил представитель международного аэропорта Шереметьево, пассажир был пьяный и очень буйный.

4 февраля на рейсе Бангкок—Белгород российский гражданин во время полета принимал горячительные напитки, купленные в магазине беспошлинной торговли аэропорта Бангкок, нарушал общественный порядок, курил в салоне, беспокоил граждан, оскорблял бортпроводников и сотрудников службы авиационной безопасности, создавая угрозу безопасности полета для 280 пассажиров, сказано в сообщении УВД по Белгородской области.

Серия правонарушений мотивировала Госдуму к действиям. С инициативой внесения законопроекта о запрещении вносить алкоголь на борт самолета выступил зампредседателя комитета по транспорту Виталий Ефимов. «Россия культуры к питию не имеет: мы начинаем со 100 граммов, а заканчиваем бутылкой. И потом некоторые теряют разум, — объяснил он. — Не дай бог, мы попадем на такой самолет. С десяти тысяч километров падать тяжело. Да и падаем мы всего две-три минуты».

Как сообщают СМИ, конфигурация закона по безопасности на транспорте пока не ясна. Однако известно, что парламентарии предлагают варианты: запрет приноса алкоголя из Duty Free, запрет распития на борту (странно, но этот запрет на некоторых рейсах действует), прекращение продажи алкоголя в лайнерах (он продается сейчас в рамках беспошлинной торговли на борту). Кроме того, обучение персонала самолета способам «нейтрализации» дебоширов, присутствие сотрудников службы безопасности во время рейса, усиление ответственности для дебоширов вплоть до уголовного преследования и возмещение ими материальных и моральных издержек за вынужденную посадку самолета и стресс.

Идея запрета приносить алкоголь из Duty Free не понравилась никому: а вдруг магазины в аэропортах разорятся? А вдруг пассажиры не смогут привезти «подарок другу»? «Мы не можем запретить покупать людям алкоголь в Duty Free, — заявил прессе член комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Дмитрий Галочкин. — Многие путешественники приобретают перед трапом самолета памятные подарки для своих близких и знакомых, в том числе национальные крепкие напитки. Запрещать это было бы неправильно». Он предлагает пассажирам «сдавать эти покупки в специальный отсек самолета, а выдавать их обратно по прибытии в пункт назначения».

Идея поступать так, как делают на Западе, — не выдавать купленный алкоголь пассажиру, а централизованно отправлять в багажное отделение лайнера и выдавать уже после приземления — не нравится руководству Duty Free-бизнеса. Так, гендиректор сети магазинов «Аэротрейдсервис» Андрей Мартынюк нарисовал журналистам поистине страшную картину: «Если такую систему ввести, то тогда как раз очень увеличатся цены на спиртное и на все товары. Потому что это дополнительный персонал, дополнительные трудности. Магазины не смогут работать и выплачивать такую высокую арендную плату аэропортам. А те, естественно, не получат доход и будут увеличивать тарифы для авиакомпаний. А потом это придет к пассажиру высокой стоимостью билета. Это будет».

Прекращение продажи спиртного на борту с тележек беспошлинной торговли — тоже удар по бизнесу.

Запрет распития на борту — тоже не вариант, ибо нужны контролеры. А некоторые психологи  вообще утверждают, что пассажиры пьют не по доброй воле, а по необходимости: очень страшно летать. «50% людей, которые поднимаются на борт в состоянии глубокого алкогольного опьянения, вынуждены это делать в силу того, что они просто-напросто боятся летать. Страх полета — это явление очень распространенное, 30% людей в мире страдают страхом полета», — заявил радио «Коммерсантъ» руководитель центра «Летаем без страха» Алексей Герваш. Он не объяснил, однако, кто заставляет пугливых алкоголиков летать в отпуск в дальние страны. Боишься — езжай поездом.  

С неожиданной инициативой выступило МВД РФ: уличенным в злоупотреблении алкоголем на борту самолета запретить продавать авиабилеты. «Возможно, этот запрет заставит кого-то задуматься о том, что пить на борту самолета недопустимо и опасно для жизни», — цитирует ВВС Вячеслава Володина, официального представителя Департамента обеспечения порядка на транспорте МВД. Отметим, по сути, это то, что требует Виталий Савельев из «Аэрофлота». То есть легализация черных списков.

А глава думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников предложил иной подход к проблеме: какая разница, отчего буянит дебошир — от алкоголя, от страха или по причине дурного характера. Он совершает хулиганство. И важно только это. «Неважно, что стало причиной, так сказать, эмоционального срыва — алкогольное или наркотическое опьянение, передозировка лекарственных средств, плохое самочувствие или просто неважное настроение. За преступления такого рода необходимо предусматривать куда более строгое наказание», — указал Крашенинников. Законопроект об ужесточении наказаний за хулиганство был внесен еще депутатами прошлого созыва, напомнил он. Штраф за мелкое хулиганство возрастает с 500–2000 рублей  до 2000–4000 рублей. «Если хулиганские действия привели к общественно-опасным последствиям, наступает уголовная ответственность. В предложенном законопроекте предусматривается дифференциация наказания в зависимости от места правонарушения. В частности, речь идет о хулиганских проявлениях на транспорте, — сообщил депутат. — Очевидно, что пассажиры воздушных судов, железнодорожного или водного транспорта подвергаются гораздо большей опасности в случае хулиганских проявлений, нежели, например, прохожие на улице. Замкнутое пространство, возможность нарушения управляемости или средств коммуникации транспортного средства зачастую приводят к гораздо более тяжким последствиям». В законопроекте вводится квалифицирующий признак — хулиганство, совершенное на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспортном средстве, а также на любом ином транспортном средстве общего пользования.

Отметим, пока неясно, пойдет ли Дума на развитие этого законопроекта. И будут ли обязаны дебоширы оплачивать экстренное приземление, пребывание в аэропорту и взлет самолета? Получится ли у депутатов ограничить пассажирам воздушных судов доступ  к алкоголю или же нетрезвым пассажирам ограничить доступ в салон лайнера? На разработку и согласование закона парламентарии отводят себе «не меньше полугода».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама