Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Телекоммуникационный банк

«Expert Online» 2013
Фото: РИА Новости

Как говорится в сообщении российской компании, группа ВТБ заключила сделку по приобретению 100% компании "Tele2-Россия" у шведской Tele2 AB.

Сумма сделки составила 2,4 млрд долларов. Банк планирует дальнейшее развитие бизнеса компании «Tele2-Россия» с целью последующей реализации инвестиции.

«Мы уверены, что "Tele2-Россия" – это удачная инвестиция, которая по своим финансовым показателям будет расти быстрее рынка. Компания много лет успешно работает на российском рынке и является четвертым мобильным оператором страны, насчитывающим почти 23 млн абонентов. В дальнейшем мы планируем привлечь широкий круг финансовых и стратегических партнеров для развития данной инвестиции», – отметил президент – председатель правления банка ВТБ Андрей Костин.

«Tele2-Россия» – мобильный оператор №4 на российском рынке, лицензии на оказание услуг сотовой связи в 43 регионах, 22,7 млн абонентов на конец 2012 года. Выручка за 2012 год – 1,9 млрд долларов, чистая прибыль – 300 млн долларов. «Tele2-Россия» на 100% принадлежала Tele2 AB (Швеция). Tele2 Group – один из ведущих мобильных операторов в Европе, насчитывающий 38 млн абонентов в 11 странах. В 2012 году продажи компании достигли объема 6,7 млрд долларов (43,7 млрд шведских крон).

В последнее время российское подразделение испытывало трудности, и ВТБ приобрел его со всеми долговыми обязательствами. По некоторым оценкам, долг компании на конец 2012 года составлял 7,7 млрд крон. Российский рынок розничных продаж, к которому можно отнести не только непосредственно торговые компании и банки, но и компании связи, то есть тех, кто активно работает с населением, с одной стороны, растет быстрыми темпами, с другой стороны, весьма консервативен, отмечает директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. И поэтому мало заключить какие-либо соглашения с основными игроками – «Ростелекомом» и операторами «большой тройки», необходимо еще привлечь на свою сторону потребителя, который пока не склонен к агрессивному выбору.

Tele2 сейчас показывает наименее резкую динамику по подключению новых абонентов, и хотя компания не отстает от конкурентов по данному показателю, она не может получить ни той нормы прибыли, ни того сегмента рынка, который занимают другие операторы. Tele2 отстает и по рентабельности: ее показатель по 2012 году составил около 38% при запланированных 40%, в то время как МТС, к примеру, по итогам прошлого года показывает 42,8%. Негативную роль для Tele2 играют и невозможность смены абонента без потери номера, и слишком мягкая рекламная политика самой компании.

То есть показатели в целом неплохие, но шансов на новый рывок почти нет, заключает эксперт, а в ситуации, когда топтание на месте будет означать лишь потерю позиций, продажа бизнеса является наиболее логичным шагом. 

Рынок мобильных услуг поделен между «большой тройкой», и у каждой компании есть своя аудитория: у МТС это бизнес-сектор и корпоративное клиенты, «Мегафон» превалирует в регионах, «Вымпелком» («Билайн») ориентируется на жителей крупных городов, объясняет главный аналитик  ИФК «Солид» Ибрагим Боташев. Остальным операторам сложно вклиниться и стать значимым конкурентом. Как правило, за счет инновационных технологий и новаторских подходов к менеджменту небольшим предприятиям удается занять нишу в отрасли, однако в данном случае большинство значимых технологий требуют серьезных инвестиций с участием государства, которое в первую очередь ориентируется на «тройку» операторов.

ВТБ будет сложно вывести приобретенный актив в зону рентабельности, но при эффективном менеджменте, считает эксперт, это вполне реально, причем за счет предоставления не услуг мобильной связи, а IP-телевидения, беспроводного интернета и прочих сопутствующих услуг. Более того, у «тройки» имеется ряд схожих проблем, например, стоимость связи при роуминге все еще высока для значительной части пользователей. Некоторые пользователи предпочитают иметь сразу две SIM-карты разных операторов, что свидетельствует о том, что спрос потенциально все еще велик. Продажа актива также вероятна, но только при условии, что стратегия ВТБ не оправдается или на определенном этапе риск значительно превзойдет потенциальный доход.

ВТБ приобретает телекоммуникационный бизнес с целью дальнейшей продажи, уверена и аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова, что позволит получить неплохую прибыль в будущем. Впрочем, в текущей ситуации есть как минимум два варианта развития событий с учетом лидеров на рынке телекоммуникаций. Первый предполагает создание совместного предприятия вместе с «Ростелекомом», для которого мобильный бизнес позволит составить конкуренцию ведущей тройке операторов на российском рынке. Второй вариант предполагает, что бизнес Tele2 будет по частям продан тройке операторов, для которых невыгодно появление четвертого мобильного оператора, а частичное приобретение бизнеса позволит лишь укрепить свои позиции и нарастить клиентскую базу. При этом второй вариант для группы ВТБ более предпочтителен, так как позволит выручить больше средств при продаже. И вполне вероятно, что ВТБ является лишь звеном в цепочке по созданию четвертого крупного оператора связи на базе «Ростелекома».

Для ВТБ «Tele2-Россия» – крупный актив. Цена приобретения соответствует 22% его рыночной капитализации. И старший аналитик ФГ БКС Анна Курбатова также полагает, что ВТБ перепродаст актив, хотя временные рамки и цена продажи пока не известны. При этом эксперт негативно оценивает дальнейшее усложнение бизнес-структуры ВТБ. Пока же новость о покупке «Tele2-Россия» группой ВТБ окажет поддержку котировкам операторов «большой тройки», так как высока вероятность приобретения актива «большой тройкой» на пропорциональной основе.

В то же время, говорит Анна Курбатова, присутствует и вероятность того, что конечным покупателем актива может стать «Ростелеком». В пользу этого предположения говорит ряд факторов, объясняет она. Так, покупка «Tele2-Россия» была бы позитивно воспринята правительством, поскольку сразу бы усилила позиции «национального чемпиона» на конкурентном, но в долгосрочной перспективе привлекательном рынке. К тому же такая сделка может получить поддержку со стороны Аркадия Ротенберга, поскольку позволит улучшить среднесрочные возможности по монетизации инвестиций. В то же время антимонопольная служба может заблокировать покупку актива «большой тройкой» даже на пропорциональной основе. Ну и, наконец, покупку актива госбанком можно рассматривать как этап сложной схемы в интересах «Ростелекома» (ВТБ обеспечил непрямой госконтроль в «Tele2-Россия» для последующей передачи актива «Ростелекому» после того, как реорганизация компании будет завершена). 




    Реклама

    Секрет успеха производственной системы технониколь: вебинар с Сергеем Колесниковым

    Вебинар-интервью от журнала «Эксперт» с Сергеем Колесниковым, президентом корпорации ТехноНИКОЛЬ, где производительность труда в 8 РАЗ ВЫШЕ, чем средняя по стране


    Реклама