Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Миллиардер из интернета

«Expert Online» 2013
Фото: ИТАР - ТАСС

Журнал Forbes опубликовал данные о российских миллиардерах в мировом рейтинге Forbes-2013. Возглавили рейтинг Алишер Усманов, Михаил Фридман и Леонид Михельсон. Но есть и любопытное изменение: впервые в список миллиардеров вошел основатель и генеральный директор интернет-компании «Яндекс» Аркадий Волож. Он занял 1250-е место, его состояние оценивается в 1,15 млрд долларов.

Аркадий Волож стал единственным основателем российской интернет-компании, который попал в рейтинг миллиардеров Forbes в 2013 году. Сам «Яндекс» владеет крупнейшей на российском рынке поисковой системой, которая занимает около 62% рынка. Чистая прибыль компании по US GAAP в 2012 выросла на 42% — до 8,22 млрд рублей, выручка увеличилась на 44% — до 28,767 млрд рублей.

Безусловно, интернет-сегмент активно развивается, являясь довольно перспективным, отмечает старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Сергей Алин. И появление главы «Яндекса» в списке Forbes вполне логично. Рано или поздно это должно было случиться. Компания владеет крупнейшим на российском рынке поисковиком с рыночной долей более 60%. Однако отметим, что эту победу можно считать лишь локальной, так как в мировом разрезе она блекнет на фоне других интернет-проектов. Волож смог завоевать лишь очень далекую 1250-ю строку с результатом 1,15 млрд долларов, в то время как основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин находятся на почетных 20-м и 21-м местах. Вообще, уверен эксперт, включение в список Аркадия Воложа и «Яндекса» является логичной победой локального масштаба, тренд по-прежнему задают зарубежные киты рынка, которые также чувствуют себя довольно неплохо, занимая достойное место в списке Forbes.

Действительно, в топ-100 миллиардеров, по версии Forbes, входит достаточно большое число представителей IT-рынка. Например, основатель Microsoft Билл Гейтс (второе место, 67 млрд долларов), гендиректор Oracle Ларри Эллисон (пятое место, 43 млрд долларов), гендиректор Amazon.com Джефф Безос (19-е место, 25,2 млрд долларов), основатели Google Ларри Пейдж (20-е место, 23 млрд долларов) и Сергей Брин (21-е место, 22,8 млрд долларов), основатель Facebook Марк Цукерберг (66-е место, 13,3 млрд долларов) и другие.

Но и в принципе попадание главы «Яндекса» в список миллиардеров вполне логично, уверена директор аналитического департамента МФЦ Елена Чернолецкая. Во-первых, действительно сейчас в мире идет вторая волна интереса к так называемым доткомам, то есть к IT-сектору, но связанному именно с виртуальным бизнесом. Первая волна началась в 1999 году бурным ростом высокотехнологичного индекса NASDAQ и завершилась в 2001 году его абсолютным крахом. Тенденция к ускорению общения и взаимосвязей снова подняла на свет интерес к интернет-компаниям, отсюда и феерическое размещение Facebook, и поклонение продуктам Apple. Но «Яндекс» в данном ряду занимает особое место. Во-первых, компания — представитель emerging markets, способный конкурировать с мировыми лидерами, такими как Google и Yahoo!. Пусть на локальных рынках, но все же. Во-вторых, «Яндекс» проводит не только активную бизнес-политику, но и выступает в качестве эмитента ценных бумаг. Так, в мае 2011 года «Яндекс» провел IPO, заработав больше, чем какая-либо из интернет-компаний со времен IPO Google в 2004 году. Причем изначально акции были размещены на бирже NASDAQ, что привлекло к компании внимание крупных мировых инвесторов и аналитиков, которые смогли оценить прозрачность компании.

И сейчас «Яндекс» проводит последовательную политику в плане расширения, причем, в отличие от того же Facebook, чьи шаги по развитию новых ветвей бизнеса были признаны неудачными из-за чрезмерной активности при плохом расчете, «Яндекс» не торопится, но постепенно заполняет свою нишу. Одно из последний решений — «Яндекс.браузер» — позволило компании отнять еще один кусок у своих конкурентов на российском рынке. При этом на европейские площадки «Яндекс» будет выходить уже с полноценным сервисом. Так что перспективы и деятельность компании инвесторы могут и дальше оценивать весьма позитивно, тем более что, в отличие от мировых аналогов, российский рынок еще предоставляет широкие возможности для развития.

Действительно, бизнес «Яндекса» растет очень хорошими темпами, соглашается аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков. Он опережает российский сегмент интернет-рекламы: прирост выручки за 2012 год составил 44%, тогда как рынок прибавил лишь 35%. Однако в дальнейшем темпы роста бизнеса компании замедлятся: на 2013 год компания прогнозирует уже рост выручки на 28–32%, а в ближайшие пять лет я ожидаю CAGR по выручке примерно 15%. Это хороший темп роста, не хуже конкурентов и сравнимых компаний (прежде всего Google и Mail.ru) и быстрее всего рынка.

Между тем, заключает эксперт, налицо и тот факт, что «Яндекс» становится все более «взрослой» компанией с замедлением темпов роста бизнеса. И текущая стоимость акций «Яндекса» не очень далека от справедливого уровня, поэтому в течение года эксперт не ожидает их взрывного роста.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама