Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Еще одна любовь в Вероне

«Expert Online» 2013
Фото: Евгений Уткин

Выставка вин Vinitaly открылась в воскресенье и продолжалась четыре дня. Она рассчитана на профессионалов (виноделов, импортеров спиртных напитков, энологов, винных экспертов, представителей СМИ), поэтому удивительно было наблюдать, как она была переполнена (более 140 тыс. посетителей на 4255 производителей вина). Кажется, Италии ничего не оставалось, как напиться вина и граппы (виноградной водки), да и забыть о кризисе, бушующем в Европе. В Италии, например, потеряли работу за прошлый год более 1 млн человек, многие сектора промышленности испытывают огромные трудности. И только мода, дизайн (сейчас в Милане проходит Design Week с крупнейшим мебельным салоном), еда, питье и туризм остаются отраслями, где кризис почти незаметен.

Более того, именно по вину в прошлом году Италия установила рекорд. Продажи итальянского вина выросли на 5% и составили в 2012 году 8,9 млрд евро. Если сначала Италия отставала по продажам в России французам, то сейчас она догоняет Францию. Например, в 2010 году Италия экспортировала в Россию вина на 133 млн евро, и эти цифры растут. Русских я встретил совсем немного, но, например, приехала делегация серьезных российских закупщиков.

Мировое потребление вина в 2012 году достигло 245,2 млн гектолитров. В Европе он сохранился на уровне 2011 года, а в мире вырос: США выпили 29 млн гектолитров (+5%), а Китай увеличил рост потребления на 9%. Конечно, в этих странах еще не пьют как в Италии (37 литров в год), например, в России потребление приближается к 10 литрам, в Китае выпивают около литра в год, но, конечно, потому, что число выпитого вина делится на все население (бедные китайцы его вообще не пьют, а богатые приближаются по потреблению к европейцам).

Не хочу останавливаться на классике, на тосканском Brunello di Montalcino или пьемонтском Barolo. В общем-то, и Тоскана, и Пьемонт достаточно хорошо известны российским ценителям вина. Расскажу о том, что мне особо понравилось или заслуживает упоминания. Оказывается, в любой части Италии, от севера до юга, можно найти чудесные вина. Много таких и рядом с Вероной, под Виченцей, где культивируют (по крайней мере, в течение 2000 лет) как красные вина, так и сладкие белые.

Франка Миотти, президент консорциума Strada del Torcolato e dei vini di Breganze, рассказала, что белое сладкое вино Torcolato происходит, вероятно, от мифической Мальвазии, которую венецианские купцы привезли в Венецию, а потом распространили на весь регион. Это сложное в производстве и поэтому дорогое вино: если обычно из 100 кг винограда можно получить до 80 литров вина, около 50 литров схожего по вкусу тосканского Vin Santo (его пьют обычно с cantucci, сухое печенье с миндальным орехом), то Torcolato получится 25 литров. Это потому, что специальный сорт винограда вешают высушивать на четыре месяца, и поэтому он становится еще слаще, и только потом выжимают. В результате получается удивительно вкусное сладкое вино (стоит заметить, по итальянским законам в вино нельзя добавлять сахар). Кроме этого, тысячелетний опыт местных виноделов смешали с «инновациями» французов (их принес Наполеон), поэтому в этой зоне получают и хорошие красные вина типа бордо. И еще одна деталь, которую открыла Франка Миотти: «Вина нашего района Бреганце очень ценные, так как производятся небольшими семейными команиями, которые имеют по 1-2 га виноградников. Поэтому они делают упор на качество, а не на количество». Одной из таких семейных компаний является Maculan. Она не только производит свой виноград, но и покупает у других мелких производителей и потом получает вино, которое продает во всем мире, от США до России. Анджела Макулан рассказала, что Россия компании очень интересна, они уже начали продавать, и особенно сейчас, когда вкус россиян стал уже «более изысканным и они ищут особенные вина».

Про особенные вина на этой выставке можно говорить много. Компания Bisol, производитель Prosecco, например, взяла в аренду часть острова Мадзорбо в Венеции и восстановила почти потерянную венецианскую лозу dorona. Там она производит уникальное белое вино Venissa (на самом деле золотого цвета, причем, закрыв глаза, можно подумать, что пьешь красное вино с неповторимым букетом). Этикетки этого вина (строго пронумерованного, в прошлом году только 4880 бутылок) делают из золота, в России партнером Bisol является компания МГБ. Кроме этого, у Bisol есть 3 га самого дорогого в Италии холма Cartizze (стоимость 1 га земли там зашкаливает за 2,5 млн евро), где она производит просекко Сru Cartizze. Джанлука Бизоль, гендиректор компании, рассказал, что для них «российский рынок является стратегическим. Именно в России мы продаем больше всего из стран БРИК, и здесь у нас хороший рост».

А компания La Rocchetta золото (тончайшие крупинки) положила в сами бутылки с игристым вином. На наш вопрос, что особенного можно получить от «золотого вина» (все золото выпивается вместе с вином), Ванна Балестрелли Буэлли, собственница компании, заметила, что «это прекрасный антиоксидант, и, кроме того, говорят, что это сильный афродизиак». Бутылку (limited edition, всего несколько сотен) она не открыла. Дала попробовать точно такого же, но без золота. Хоть и вкусно, но вот вкус золота я описать вам, к сожалению, не могу, а также его свойства как афродизиака. Поверим на слово.

Глава медиакомпании Classeditori Паоло Панераи (специализируется на финансовой информации, журналах для среднего класса и люксовых) тоже, оказывается, имеет четыре винных дома, от Тосканы до Сицилии. Он прекрасно продает вино в России уже более десяти лет. Причем, имея отличные отношения с многими модными домами, Панераи создал вина с именами Versace, Valentino, Missoni, Blumarine, Alberta Ferretti. Но, кажется, в России сейчас идет особенно хорошо вино с этикеткой Brioni.

Сицилия является прекрасным местом для отдыха, а также родиной чудесных вин, еще не очень хорошо известных российской публике. Не случайно там множество замечательных компаний. Например, Firriato, виноградники которой находятся и на Этне, и на острове Фавиньяна, которой владеют Винция Новара и Сальваторе Ди Гаэтанно (придуманное отцом имя Винция, вероятно, определило судьбу этой женщины), успешно продает свои вина в России. Или граф Паоло Мардзотто, который решил производить вина на Сицилии, создав недалеко от Палермо прекрасный люксовый агротуристический комплекс Baglio di Pianetto, где производится прекрасное вино (наиболее известно в России красное вино Cembali) и также находится резиденция XIX века с 13 номерами и бассейном. Альберто Буратто, СЕО компании, рассказал, что проводит в России более 45 дней в году, для них это тоже «стратегический рынок, и не только Москва и Санкт-Петербург, но и другие города. Я, например, на днях лечу в Россию, в Ростов, Сочи, Казань, Екатеринбург… Собираюсь даже на Камчатку. Я являюсь также сомелье и могу сказать, что российские сомелье очень хорошие, они смотрят на 365 градусов, и эти 5 градусов их отличают от других. Они очень разносторонние, широкие и глубокие одновременно».

Можно долго перечислять интересные компании, особые вина. Например, Джанкарло Моретти Полегато производит чудесные вина под маркой Villa Sandi, но Марио Моретти Полегато с «обувью с дырками» Geox намного превзошел по выручке своего брата. Пять сестер Биянки Микиел, которые создали бренд вина, естественно, 5 sisters, и этикетку с их фото, Masottina из-под Тревизо и много-много других, но, вероятно, истории всех 4000 компаний, участвующих в выставке, – это истории успеха.

Билет в 50 евро давал возможность попробовать множество вин. Так как компаний было много и у каждой можно было дегустировать, по крайней мере, десяток вин, можно посчитать, сколько было выпито на этой выставке. Единственным критерием уже после часа нахождения у стендов стало – «если в России стоит свыше 300 евро, пробую», и таких оказалось с десяток. Честно говоря, я следовал простому (причем не всегда верному) правилу: «чем дороже, тем лучше». Но зато сумел выдержать целый день в Вероне.

А кстати, вино не только пили. Патриция Сонн и Лука Нарди из Blu Design представляли концепт Vine spa. Бассейн, наполненный вином, джакузи с вином и даже кремы компании Il Poggiarello Cosmetici, основанные на вине. И внутрь, и снаружи. В городе, известном всему миру по истории (несчастной) любви Ромео и Джульетты, родилась еще одна любовь. Именно таким был и девиз выставки – Vinitaly: another love story in Verona. Надеюсь, эта любовь будет более удачной.

Хотя после такого дня очень хочется хорошего чая.

Верона




    Реклама

    как Enterprise Content Management управляет всем

    Более четверти века российские организации стремятся перевести свои рабочие процессы в цифровой формат и оперировать данными и электронными документами.

    Интервью Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина

    Впервые за последние несколько лет бюджет ЯНАО на 2018-2020 года сверстан бездефицитным. 20 ноября читайте интервью Дмитрия Кобылкина


    Реклама