Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

Во имя лидерства

«Expert Online» 2013
Иллюстрация: Эксперт Online

Крупнейший ритейлер на рынке бытовой техники и электроники по выручке «М.Видео» намерен приобрести сеть «Эльдорадо», которая опережает своего конкурента по количеству торговых точек.

По неофициальным данным, «М.Видео» уже направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство на приобретение у чешской инвестиционно-финансовой группы PPF Group компании «Эльдорадо».

Как сообщают СМИ со ссылкой на источники в ФАС, ходатайство было подано в среду, и теперь у антимонопольной службы есть месяц на его рассмотрение. Если сделка состоится, она может стать крупнейшей на российском рынке бытовой электроники. Представители «М.Видео» подтвердили, что компания рассматривает различные варианты консолидации конкурента, чтобы выбрать наилучший способ достижения роста акционерной стоимости компании. Ранее представитель «М.Видео» Антон Пантелеев заявлял, что консолидация инициирована с целью увеличить акционерную стоимость компании.

Доля «Эльдорадо» на рынке бытовой техники в России оценивается в 8,6% («М.Видео» – 12%), напоминает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Компания входит в первую пятерку ритейлеров бытовой техники и электроники в Европе и в первую десятку в мире. В России «Эльдорадо» является крупнейшей сетью продаж бытовой техники по количеству торговых точек – у нее 396 собственных гипермаркетов и примерно 300 торговых точек, работающих по франчайзингу. Выручка «Эльдорадо» в 2012 году составила 112 млрд рублей (+15% г/г). Исходя из рентабельности продаж компании за 2011 год, которая составила около 6%, прибыль за 2012 год можно оценить в 6-7 млрд рублей, а стоимость всей компании – в 50-60 млрд рублей. Что же касается «М.Видео», то в 2012 году компания нарастила выручку на 19,35%, EBITDA – на 20,61%, чистую прибыль – на 22,7%, а доля рынка оценивается в 12,1%. напоминает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. Рентабельность компании осталась на прежнем уровне, в то время как в целом по рынку она несколько сокращается. Также увеличение выручки «М.Видео» оказалось выше роста рынка в целом (порядка 10%). И покупка «Эльдорадо» позволит сети более чем удвоить число магазинов.

Оценить риски слияния сложно, так как нет детальной информации по «Эльдорадо», говорит эксперт. Если компания не обременена долгами и другими обязательствами, то рисков практически нет. «М.Видео» вполне может позволить себе покупку благодаря устойчивому финансовому положению: на данный момент на балансе компании нет заемных средств. По прогнозам Пичугиной, по итогам 2013 года компания сможет показать рост выручки не менее 18%, при этом рентабельность компании за счет более эффективного управления расходами действительно будет на уровне 5,9-6%. И если приобретение «Эльдорадо» состоится, эффект от него мы, скорее всего, увидим только в следующем году.

Данная сделка так давно обсуждается рынком, что уже успела отыграться и в ценах акций «М.Видео», и в расчетах раскладки сил в российском ритейле, говорит, в свою очередь, директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Однако остается ряд моментов, которые пока сложно понять, но которые будут сказываться на динамике развития уже объединенной компании и рынка в целом. 

Во-первых, до сих неизвестна цена покупки «Эльдорадо». «М.Видео» ориентируется на собственную публичную стоимость, но, по примерным оценкам, компании все-таки сильно расходятся по уровню рентабельности и эффективности. «Эльдорадо» в последние годы была вынуждена уйти со столичного рынка, причиной этого стала ужесточившаяся конкуренция (в том числе и со стороны «М.Видео») после кризиса 2008 года, а также серьезная долговая нагрузка, не позволяющая справляться с обслуживанием торговых площадей в московском регионе. 

Причем, несмотря на проводимую реструктуризацию, проблемы долгов сохраняются, что и приводит к закрытию площадей «Эльдорадо» уже и в более «дешевых» регионах. 

Очевидно, что «М.Видео», приобретая такой актив, будет вынуждена взять на себя и обслуживание долговых обязательств. В связи с этим российский ритейл будет испытывать определенные колебания: появляется новый крупный игрок, несущий на себе повышенные риски. Вероятно, продолжится закрытие торговых точек, кроме того, ухудшится рентабельность «М.Видео», а значит, компания будет вынуждена замедлить темпы развития. И здесь надо будет внимательно наблюдать за конкурентной борьбой других участников рынка: не получится ли так, что сделка «М.Видео»–«Эльдорадо» станет толчком к смене сил в секторе, и не в пользу новой объединенной компании.

Действительно, объединение двух крупнейших продавцов бытовой техники в краткосрочной перспективе может привести к снижению рентабельности объединенной компании из-за роста расходов на слияние и реорганизацию, считает Александра Лозовая. Однако в более долгосрочной перспективе, по мнению эксперта, это способно сделать ее лидером рынка России и одним из крупнейших игроков в мировом масштабе. С учетом роста доступности банковских кредитов населению и относительно стабильных прогнозов по экономическому развитию на ближайшие годы можно ожидать хорошего спроса на товары длительного пользования со стороны российских домохозяйств.

При этом консолидация таких крупных ритейлеров бытовой техники не должна сказаться на конкурентной способности остальных игроков сектора, указывает аналитик инвестиционной компании «Трейд-портал» Алексей Маликов. Совокупная доля в случае объединения не должна превысить 15-20%. Сложности же обычно начинаются, если ФАС в процессе детального рассмотрения обнаруживает 35-процентный порог этого показателя. Слабые места в этой истории могут показать региональные рынки – если ритейлеры по доминированию ведомство устроят, то проблем в положительном ответе на ходатайство «М.Видео» быть не должно. Другой вопрос, а нужно ли это основному владельцу сети «Эльдорадо» – одному из самых богатых чехов Петру Келльнеру, который в кризисный для России 2009 год, будучи одним из акционеров PPF Group, приобрел 100% теряющего «высоту» «Эльдорадо» у Игоря Яковлева. В разгар кризиса «Эльдорадо» взяла в долг у PPF Group около 500 млн долларов. Гарантом и выступил 100-процентный пакет компании, который на тот момент был оценен только в 300 млн долларов.

Но стоит понимать, что оба ритейлера имеют схожие бизнес-модели, в 2011 году «Эльдорадо» успешно произвела ребрендинг и улучшила свои торговые площади, также закрыла неприбыльные площадки. Сеть имеет амбициозные планы по торговле товарами через интернет и наращивает число пунктов выдачи товаров. По мнению Алексея Маликова, если чехи и руководство «М.Видео» договорятся о приемлемой цене (официальной оценки не было, но «Эльдорадо» не может стоить больше «М.Видео»), сделка вполне может состояться. Львиную долю рынка бытовой техники отвоевали онлайн-магазины, и таким ритейлерам в конце концов придется объединиться, чтобы удержать часть аудитории.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама