Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Самый дорогой мост

«Expert Online» 2013
Фото: ИТАР - ТАСС

На этой неделе определилась судьба одного из самых крупных проектов, отложенных в долгий ящик еще на излете советской эпохи. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о строительстве моста через реку Лена в районе Якутска, заявив, что объект может обойтись в 80 млрд рублей. Таких дорогих мостовых переходов в современной России еще не возводили, но цель оправдывает средства – мост позволит связать две части Якутии друг с другом, а также присоединить столицу республики к единой транспортной инфраструктуре страны.

Согласно документу, концессионный конкурс должен пройти в открытой форме; подготовка конкурсной документации и проведение самого отбора поручены Росавтодору. Конкретные сроки пока не названы, но ранее заявлялось, что конкурс может состояться уже до конца текущего года. Правительство республики Саха (Якутия) обязано провести изъятие и передать безвозмездно в собственность РФ земельные участки, необходимые для размещения мостового перехода. В комплекс мостового перехода, который будет расположен в так называемом Табагинском створе (село Табага – село Хаптагай, в 20 км к югу от Якутска), войдет сам автомобильный мост с автодорожными подходами, а также необходимые для его функционирования инженерно-технические, охранные и эксплуатационные сооружения. Начальной точкой перехода станет примыкание к федеральной автодороге М-56 «Лена» – от Невера до Якутска, а конечной – смычка с региональной трассой «Умнас» (Якутск – Олекминск). Сейчас, когда моста нет, движение по М-56 осуществляется паромами (летом) и переправой по льду реки (зимой, обычно с декабря по апрель). Но в периоды ледохода и ледостава добраться до Якутска можно только по воздуху.

Государство готово вложить в создание мостового перехода более 40,2 млрд рублей (в ценах первого квартала текущего года, в реальности сумма может намного вырасти), в том числе 15,5 млрд – в 2016 году, еще 7,6 и чуть более 9 млрд – в последующие два года и 8 млрд рублей – в 2019 году. Остальную часть расходов – не менее 20% – концессионер должен будет изыскать самостоятельно, за счет собственных или привлеченных средств. «Частный инвестор-концессионер должен спроектировать мост по самым новым технологиям и построить его в сжатые сроки с учетом весьма сложных природно-климатических условий с последующим возмещением своих расходов из федерального бюджета по заранее определенной схеме, в заранее определенном размере. На строительство и первый период эксплуатации планируется израсходовать более 80 млрд рублей. Конечно, подрядчики обязаны исходить из того, что затраты на содержание объекта напрямую зависят – и это понятно – от качества материалов и от качества строительных работ», – заявил Дмитрий Медведев, выступая 2 апреля на заседании Госкомиссии по развитию Дальнего Востока в Якутске.

«Заранее определенная схема» заключается в следующем. Срок действия соглашения – 14 лет, в том числе первые шесть лет – на проектирование и строительство, оставшийся срок будет выделен на эксплуатацию. Поскольку в качестве участка автомобильной дороги общего пользования мост должен будет эксплуатироваться непрерывно и бесплатно для автомобилистов, государство компенсирует концессионеру затраты напрямую из бюджета – с 2020 по 2027 годы оно выплатит ему более 16 млрд рублей (с каждым годом сумма будет уменьшаться с 2,8 млрд рублей в 2020 году до 416 млн в 2027 году). Впрочем, в условиях проведения конкурса говорится о том, что конечная сумма госзатрат станет одним из критериев отбора победителя (тот, кому удастся снизить расходы бюджета, получит преимущество). «Необходимо понимать, что этот проект не поддается экономическим обоснованиям. Это вопрос сохранения присутствия России на этих территориях, а значит, решение должно быть государственное, политическое», – говорил в июле 2011 года в интервью журналу «Эксперт-Сибирь» генеральный директор новосибирского ОАО «Сибмост» Владислав Кошкин. Его компания уже строит мосты в Якутии, а потому рассчитывает на проект и через Лену.

Длина самого моста через Лену составит 3,1 км, общая длина подходов – 18 км. Через мост пройдет автодорога II категории, из двух полос, расчетная скорость движения по которой составит 120 км/ч. Технологические и конструктивные решения моста должны будут «обеспечить безаварийные пропуск паводковых вод и движение ледового покрова, предотвращение размыва русловой части и береговых линий, стабильность работы подходов к мосту в условиях вечной мерзлоты и снежных заносов», говорится в условиях конкурса. «Первоначальный проект, напомню, был подготовлен еще в 1980-х годах прошлого века, но в силу разных причин, нам известных, исполнен он не был», – напомнил Медведев. Первый комплекс геолого-изыскательских работ институт «Ленгипротрансмост» проводил еще в 1986 году, пробурив 19 скважин глубиной до 45 метров. В то время рассматривалось строительство в трех створах – Табагинском, Жатайском и Кангаласском, но в итоге по геологическим характеристикам и по стоимости работ наиболее выгодным уже тогда оказался мост в Табагинском створе (именно в нем он и будет строиться теперь).

Однако в предыдущих ТЭО моста предлагалось совместить его с железнодорожным (сами рельсы пустить по центру). Такое конструктивное решение было выбрано потому, что мост через Лену должен был войти в комплекс Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ, железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск длиной около 900 км), которая свяжет Транссиб и БАМ с Якутией. Движение по участку Берракит–Томмот–Нижний Бестях на этой неделе было торжественно открыто при участии Дмитрия Медведева. «Это самая северная железная дорога, которая будет частью общей сети нашего огромного Отечества… В условиях вечной мерзлоты, в условиях сложного российского климата вы довели эту работу до конца… Нам обязательно нужно сделать так, чтобы соединить Якутск, пройти через Лену, чтобы все было по-человечески», – заявил глава правительства на торжественном мероприятии.

Почему же в постановлении правительства РФ, которое подписал Медведев, речь идет только об автомобильном мосте? Прошлой осенью заместитель председателя правительства Якутии Георгий Никонов объяснял, что на самом деле мост в итоге будет совмещенным. «Но, поскольку объект дорогой, решено вводить его в две очереди. Сначала будет возведена автомобильная часть сооружения и уже потом железнодорожная», – говорил чиновник. Скорее всего, государство решило оставить себе пространство для маневра. Дело в том, что Нижний Бестях, где сейчас заканчивается АЯМ, расположен на правом берегу Лены, практически напротив Якутска. Мостовой переход через реку позволит продолжить «железку» по левому берегу – прямо до столицы республики (около 20 км). Но споры о необходимости такого строительства велись еще во времена СССР, поскольку перекинуть через Лену железную дорогу – тяжелейшая инженерная задача. Автомобильный мост обойдется на порядок дешевле.

«Длина моста 2870 м 86 см, если быть дотошно точным. Хотя весь строительный комплекс перехода рассчитан на 3550 метров. В него входят правобережная струенаправляющая дамба, а также автодорожные развязки и земляное полотно железной дороги на обоих берегах. Стоимость около 15 млрд рублей. Вся конструкция, состоящая из девяти пролетных строений по 308 метров каждая (2 х 154), будет стоять на 20 опорах. Со стороны это будет мощное и великолепное архитектурное гидротехническое сооружение. Геометрически строгая металлическая вязь пролетных строений и внушительная громада фигурных опор с ледокольными и волнорезными устройствами придадут якутскому мосту лаконично-суровую и неповторимую северную красоту» – так, к примеру, описывал будущий мост журнал «Время Якутское» в 2006 году. Начать строительство планировалось через год, проект был включен в ФЦП развития транспорта на 2010-2015 годы. Примечательно, что проект автомобильно-железнодорожного моста, подготовленный УСК «Мост» в 2008 году, получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Но денег у государства на него и тогда не нашлось.

Вероятно, на этот раз все будет иначе. Во-первых, АЯМ теперь можно будет продолжать только до Якутска, а потому автомобильный мост (который в перспективе можно будет дополнить железнодорожным) окажется весьма кстати. Во-вторых, такой мост позволит перевести центральную и южную части республики на круглогодичное сообщение (географически этот самый крупный по площади регион России разделен рекой на две почти равные половины); 22 района республики (из 35), где проживает свыше 90% населения, получат надежную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами. Что, в свою очередь, отразится и на стоимости «северного завоза».

Но самое главное – развитие Дальнего Востока, как подчеркивает Дмитрий Медведев, это теперь главный приоритет работы правительства РФ. А с помощью крупных государственно-частных инвестиционных проектов верность этого тезиса можно будет доказать наглядно. И заодно воплотить в жизнь вековую мечту жителей не только Якутска, но и всей Якутии. Правда, без железной дороги до Якутска счастье все равно будет неполным, ведь М-56 «Лена», проложенную по вечной мерзлоте и до сих не полностью «одетую» в асфальт, вряд ли можно будет сделать по-настоящему комфортной и безопасной трассой.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама