Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Дорогостоящий мост

«Expert Online» 2013
Фото: ИТАР-ТАСС

Полпред президента на Дальнем Востоке, глава Минвостокразвития России Виктор Ишаев продолжает лоббировать проект соединения материковой части страны с островной Сахалинской областью мостовым переходом. Как сообщила сегодня пресс-служба министерства, в проект Морской доктрины РФ до 2030 года внесено предложение о строительстве 580-километровой железнодорожной линии от ст. Селихин (Хабаровский край) до ст. Ныш (Сахалинская область), элементом которой и станет мост на остров, который предлагается проложить через Татарский пролив.

По мнению Виктора Ишаева, к строительству моста на Сахалин необходимо приступить уже в 2016 году, для чего и нужно обеспечить выделение финансирования на проектные работы с 2014 года. «Отсутствие надежного транспортного сообщения Сахалин—материк затрудняет решение вопросов, связанных с экономическим ростом Сахалинской области. Создание мостового перехода откроет незамерзающие порты острова и в целом способствует интеграции России со странами АТР», — считает полпред-министр.

Идей и проектов установления надежной круглогодичной связи с Сахалином было несколько, первые обсуждались еще в царские времена. В годы СССР родилась мысль о строительстве железнодорожного моста именно через Татарский пролив. Она прорабатывалась параллельно с проектированием трассы БАМа. В конце 1940-х в проливе Невельского, который на самом деле не является частью Татарстого пролива, а соединяет его с Амурским лиманом, прошли инженерно-геологические изыскания, итогом которых стала заявка в Желдорпроект. В документе предлагалось построить железную дорогу по направлению Комсомольск—Селехин—мыс Лазарева, далее проложить тоннель через пролив, а из поселка Погиби — линию до Победино. 5 Мая 1950 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли секретное постановление о производстве изысканий, проектировании и строительстве в 1950–1955 годах железнодорожной линии протяженностью 863 км с подводным тоннелем через пролив Невельского и устройством морской паромной переправы через Татарский пролив. Однако смерть Сталина поставила на проекте, который уже успел перейти в стадию строительства, крест.

Попытки вернуться к этой гигантской стройке предпринимались неоднократно. В новое время проект моста был включен в стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года. РЖД несколько лет назад презентовали расчеты, в рамках которых проект делился на четыре части. Первая — строительство железной дороги на территории Хабаровского края (от существующей железнодорожной магистрали до мостового перехода). Вторая — строительство самого перехода (в виде моста, тоннеля или дамбы, которая смогла бы выполнять роль электростанции, с обводным каналом). Проектный институт РЖД, кстати, поддерживал вариант с тоннелем. Третья часть — перекладка узкоколейной железной дороги на Сахалине на общесетевой стандарт (1520 мм). И четвертая — строительство железнодорожной ветки длиной 43 км на западном побережье Сахалина, от Углегорска до Ильинска, которая позволила бы соединить крупнейшие угольные месторождения острова с морскими незамерзающими портами юга острова.

В этой логике идея мостового перехода выглядит полноценной и логичной — ведь пока Сахалин с его активно развивающейся экономикой остается еще одним российским анклавом. Транспортное сообщение с материковой Россией осуществляется авиацией, а также на судах и паромах. А поскольку зимой Татарский пролив замерзает, для проводки судов используются ледоколы. По расчетам РЖД, транспортные издержки при доставке грузов с материка на Сахалин после появления мостового перехода могут сократиться в 1,5–9 раз. «Сахалин, безусловно, нуждается в надежной связи с большой землей, которой не всегда обеспечен в связи с погодными условиями на острове. Однако этот проект должен быть детально проработан и продуман», — отмечает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина.

И действительно, пока что проект (точнее говорить — идея, ведь, по сути, конкретного проекта еще не разработано) мостового перехода представляется очередной данью гигантомании, в логике которой реализуются все последние инвестиционные начинания государства на Дальнем Востоке. Достаточно вспомнить подготовку Владивостока к саммиту АТЭС или строительство космодрома Восточный в Амурской области. Первый мегапроект уже обернулся уголовными делами, что доказало: столь огромные суммы инвестиций невозможно освоить без нарушений и растрат. Прошлой осенью, общаясь с журналистами в Госдуме, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин заявил, что соединение его региона с материком потребует около 13 млрд долларов инвестиций. В том числе на мостовой переход — около 4 млрд долларов. Суммы, как видно, немаленькие.

«Появляется мост, появляется потребность в цементе, появляется потребность в металлообработке, появляется потребность в строймонтаже, появляется потребность в питании тех, кто будет это строить, и так далее», — доказывал позитивные последствия от начала строительства замглавы Минвостокразвития РФ Иван Благодырь. Однако мультипликативные эффекты от больших строек — вопрос спорный и не всегда однозначный. Правда, пока что планируется лишь начать проектирование мостового перехода. С прошлого года власти Сахалина просят сдвинуть старт этих работ на более ранние сроки. Теперь их чаяния поддержал и Виктор Ишаев. Как объяснял тот же Иван Благодырь, «это вопрос финансирования проектирования и каких-то первоначальных, подготовительных работ, это не выход на площадку строителей, а просто конкретный расчет». Стоимость таких работ оценивалась ранее в 10,8 млрд рублей. Сумма немаленькая, но, возможно, такие затраты необходимо сделать. Чтобы наконец просчитать реальную цену очередной мегастройки и с чистой совестью отложить ее в долгий ящик.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама