Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

АвтоВАЗ ударил по тормозам

«Expert Online» 2013
Фото: ИТАР - ТАСС

В мае продажи АвтоВАЗа упали на 17,7%, до 38 025 штук, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (это оказалось на 13,8% меньше, чем в апреле), сообщил российский автопроизводитель. Всего по итогам первых пяти месяцев текущего года АвтоВАЗ сократил продажи автомобилей на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – до 222 313 единиц.

В связи с этим, говорится в сообщении компании, АвтоВАЗ скорректирует производственный план, «для чего уже введены новые графики работы конвейеров в апреле–июле 2013 года». Какой будет коррекция, на АвтоВАЗе не уточняют, но аналитики рынка считают, что она может составить до 10%.

В самой компании падение продаж считают «временным». На заводе утверждают, что снижение было «предусмотрено программой развития АвтоВАЗа». Еще в середине апреля президент АвтоВАЗа Игорь Комаров признал, что завод может снизить план продаж и производства на 2013 год. Причину снижения автопроизводитель видит в «общем замедлении авторынка России, более длинных майских праздниках и смене модельного ряда Lada». В частности, завод прекратил производство «классических» моделей и сейчас распродает остатки запасов (в прошлом месяце было продано около 700 этих машин).

Однако эксперты считают, что проблема не только и не столько в общей стагнации авторынка, сколько в снижении конкурентоспособности российского автогиганта.

«Снижение продаж не удивительно. Во-первых, сказались майские праздники, то есть почти десять рабочих дней. С другой стороны, в крупных городах "Ладу" теснят такие бюджетные иномарки, как "Рено", "Киа" и китайские автомобили. То есть при небольшом росте зарплаты и росте автокредитования "Лада" стремительно теряет людей со средним достатком, которым проще взять в кредит иномарку без наворотов, чем ездить на отечественной машине. Лада не совершенствуется, у нее все тот же знакомый еще по десятке внешний вид, тогда как нужен реальный прорыв, чтобы зацепить потребителя. Спад будет продолжаться на фоне замедления в экономике, и за год автогиганту удастся продать около 500 тыс. автомобилей», – уверен управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. Ранее компания планировала выпустить примерно 700 тыс. машин и комплектов Lada.
«Ситуация могла бы быть лучше, если бы АвтоВАЗ занялся грамотным маркетингом», – считает аналитик ИФК «Солид» Гульназ Галиева.

«В отличие от бюджетных иномарок, АвтоВАЗу не хватает грамотного маркетинга, – говорит эксперт. – В этом сегменте бюджетного авто доля рекламы "калин" и "грант" не занимает и 10%, в то время как зарекомендовавшему себя "Логану" в свое время было уделено и эфирное время, и печатное пространство. Разумеется, в АвтоВАЗе есть понимание, что прогресс неизбежен, но в текущем году уже сложно сломить нисходящий тренд».

Проблемы АвтоВАЗа – это проблемы не просто отдельно взятой компании и не просто отрасли, а всей индустрии, отмечают экономисты. Именно автопром все последние годы был локомотивом российского промпроизводства. Сокращение выпуска в этом сегменте может больно ударить по экономике. По оценке заведующего Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ Владимира Бессонова, вклад автопрома во всю российскую индустрию может измеряться десятками процентов. «Порядка 5% составляет производство самих автомобилей. Но реальный вклад отрасли гораздо больше за счет всей технологической цепочки. Так, например, можно учесть производство металла, электрооборудования, пластмассы и стекла, топлива и расходных материалов. И это не считая вклада от потребления людей, занятых в автоиндустрии», – объясняет Бессонов.

В то же время, несмотря на негативную весеннюю статистику, во второй половине возможен перелом тренда, считают экономисты. «Данное явление произойдет при позитивном стечении нескольких факторов, которые практически не влияли на динамику производства в первом полугодии 2013 года: снижении ставки рефинансирования ЦБ, увеличении господдержки и улучшении глобальной внешнеэкономической конъюнктуры», – поясняет директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама