Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

Невыносимая легкость пития

«Expert Online» 2013
Фото: ИТАР-ТАСС

Федерация рестораторов и отельеров направила в правительство РФ итоговые предложения к проекту поправок в закон о регулировании розничной продажи алкоголя. Ранее это сделали уже многие предпринимательские сообщества, сейчас бизнес с нетерпением ждет итоговый вариант законопроекта, который во многом будет судьбоносным для владельцев ресторанов и многих магазинов. В нынешнем виде закон о регулировании «алкогольной розницы» привел к большому оттоку предпринимателей в теневой сектор и увеличению «административной ренты» – низовой коррупции. Как выяснилось, приготовление коктейлей и вообще разлив алкоголя в общепите, почти во всех случаях сейчас формально вне закона, что стимулирует мелкое взяточничество. Как высчитали сами участники рынка, абсолютно законно продавать алкоголь можно только возле кладбищ. Росалкогольрегулирование своими уточнениями снимет ряд административных барьеров. Но и введет новые запреты – в частности, на продажу спиртного вдоль федеральных трасс. Это болезненно отразится на крупных ритейлерах, рестораторах, многих малых и микропредприятий и приведет к увеличению подпольной торговли некачественным спиртным.

Федеральная антимонопольная службы на прошлой неделе направила свое заключение к проекту поправок в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Таким образом ФАС решила поддержать предложения Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО), для которой «дополнительный вес» госструктуры – дополнительный шанс быть услышанными. В 2011 году, когда принимался закон, ограничивший продажу алкоголя во многих местах, мнение делового сообщества никто не спрашивал.  В результате на рынке «алкогольной розницы» сложились непрозрачные правила игры, а многочисленные инспектора толковали его положения по-своему, вымогая взятки.

«Вы знаете, что сейчас приготовление коктейлей, например, налоговые органы толковали как производство алкогольной продукции и часто задавали рестораторам вопросы: почему вы не платите акцизы при производстве и прочее? – поделилась с «Эксперт Online» Мария Орлова, ведущий юрист Федерации рестораторов и отельеров. – Нынешний проект поправок учитывает это недоразумение».

Главное событие, которое ожидает рестораторов – это введение разных лицензий для магазинов и предприятий общественного питания. Единые требования при получении лицензии создавали проблемы многим мелким кафе. Например, требование о том, что площадь торгового зала не должна быть менее 50 квадратных метров. Во-первых, не все инспектора соглашались признавать зал обслуживания (такого понятия закон не предусматривал) торговым залом. Такие споры обычно решались в пользу кошелька инспектора. Во-вторых, к площади торгового зала не причислялись различные подсобные помещения. В итоге многие небольшие кафе либо закрылись, либо до сих пор платят так называемую административную ренту.

 Но у членов ФРиО и к этому либеральному проекту поправок есть свои принципиальные замечания.

«Закон сейчас не учитывает то, что рестораторы используют алкоголь для  приготовления пищи. В итоге в ходе проверки при получении лицензии, если находят на кухне бутылку коньяка, это причисляется к незаконному обороту алкоголя, - сетует Мария Орлова. – Мы предлагаем эту несправедливость устранить».

Также многие считают излишним требование об обязательном наличии склада алкогольной продукции для предприятий общепита, где обычно весь запас спиртного помещается у барной стойки.

Минэкономразвития в своем отзыве на законопроект указывает на одну малозаметную неточность, которая, тем не менее, может грозить угасанием целой отрасли – кейтеринга. Проведение торжеств и других мероприятий на территории заказчика – один из самых быстрорастущих видов малого бизнеса, который кроме прочего предполагает организацию фуршетов и банкетов. Но проект закона предполагает, что продавать алкоголь предприятиям общепита можно только в их помещениях и только при условии вскрытия бутылки в присутствии заказчика. Это ставит под угрозу целый бизнес: мало кто захочет праздника без алкоголя на столе. Есть, конечно, много способов обойти закон, чем многие сейчас и занимаются, но это опять же увеличит проявление низовой коррупции.

 

Эксперты от ОПОРы России, также как и ФРиО, считают в целом проект поправок относительно либеральным – особенно в части разделения лицензирования. Но они предлагают заранее сэкономить издержки при лицензировании многих предпринимателей введением понятия о трех видах лицензии. Чтобы те, кто имеет и кафе, и магазин, не платили за две лицензии (по 40 тысяч рублей за каждую), а получали отдельную, смежную. 

Главные, что радует предпринимателей – это уточнение перечня объектов,  рядом с которыми запрещена розничная продажа алкоголя на определенном расстоянии (его устанавливают муниципалитеты на свое усмотрение). В него по-прежнему входят детские, образовательные, медицинские учреждения, спортивные и некоторые культурные объекты.  Но теперь оговаривается в поправках, что речь идет о тех  объектах, которые на праве собственности или праве пользования закреплены за образовательными, медицинскими и прочими учреждениями. Это решает для бизнеса массу проблем:

«Это особенно актуально для больших городов, - поделился с «Эксперт Online» Дмитрий Сахаров, ведущий юрист компании Simple и соавтор предложений к проекту закона от ОПОРы России. -  Представьте, что вы много лет держите магазин, например, элитных напитков или ресторан. И вдруг где-то рядом кто-то арендует кабинет и открывает, к примеру, массажный салон. У них есть лицензия на оказание медицинских услуг, а вы поэтому должны закрыться».

Дмитрий Сахаров при этом замечает, что такое положение дел уже приводило к проявлению нечестных методов конкурентной борьбы. Мария Орлова дополняет, что были уже и случаи прямого вымогательства со стороны мошенников, которые требовали с владельцев ресторанов плату за «спокойную жизнь», угрожая в противном случае открыть тату-салон (тоже имеет медицинскую лицензию).

«Были случаи, когда предприниматели просто скупали все свободные помещения вокруг себя, чтобы исключить подобное давление, - говорит Мария Орлова.

Поэтому эксперты считают наиболее важным не просто уточнить право собственности для таких учреждений, но и дифференцировать их по видам деятельности.

«Мы очень поддерживаем стремление Росалкогольрегулирования упорядочить правила игры на рынке и снизить административные барьеры, - сообщил «Эксперт Online» Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). – Но нас огорчает недостаточность поправок в части определения мест для объектов розничной продажи алкоголя. Конечно, требует уточнения, что, например, тату-салон, массажные кабинеты, стоматологические, не относятся к числу таких учреждений, рядом с которыми нельзя продавать спиртное.  Также огорчает, что не предполагается исключение требование о том, что муниципалитеты определяют расстояние до таких объектов. Там вилка от метра до километра, и многие этим пользуются при давлении на бизнес».

Кстати, в  АКОРТ провели эксперимент: попытались найти в небольшом подмосковном городе объект, на определенном расстоянии от которого нет детских, образовательных и учреждений.  В итоге пришли к выводу, что законно продавать алкоголь можно только возле местного кладбища. 

Эксперты «Деловой России» считают, что муниципалитетам надо помочь определиться с критериями определения расстояний до таких объектов. Как показала практика, в городах и весях расстояние высчитывали как бог на душу положит – кто-то считал от двери, кто-то от границ территории. Кстати, предприниматели предлагают уточнить, что считается территорией объекта, рядом с которым запрещена продажа спиртного. А именно, считать таковой лишь ту, что официально находится в собственности у школы или больницы. Часто бывает так, что медицинские или лечебные учреждения расположены на обширных муниципальных участках, что не позволяет разместить поблизости магазин.    Более того, здесь вообще считают, что никакое лицензирование при розничной продаже алкоголя вообще не нужно,   достаточно лишь специальных деклараций.

Почти все эксперты, включая представителей Минэкономразвития, согласны с тем, что не следует запрещать  алкоголь в кафе и ресторанах, расположенных в ВУЗах. И это логично, люди здесь все сплошь взрослые. А к образовательным учреждениям можно не относить, например, шахматные клубы. Впрочем, этот список можно продолжать долго – это самое больное место законопроекта, требующее наиболее тщательной проработки.

Из «запретительных» поправок, предложенных Росалкогольрегулированием, наиболее драконовской считается та, что касается ограничения продажи в розницу алкоголя вдоль федеральных трасс. Кроме предпринимателей это возмутило и Минэконом: «Обращаем также внимание на неясность понятия «вдоль транспортной инфраструктуры дорог федерального значения, - пишет ведомство в заключении об оценке регулирующего воздействия на законопроект (стилистика сохранена). - Полагаем, под указанное запрещение подпадают магазины (в том числе крупные супермаркеты), а также организации, предоставляющие услуги общественного питания, расположенные вдоль федеральных трасс. Остается неясным, каким образом запрет на реализацию алкогольной продукции на указанных территориях может повлиять на снижение потребления алкогольной продукции населением».

В пояснительной записке к проекту закона его авторы написали, что эта мера нужна как раз для снижения употребления алкоголя населением, а именно, водителями.  Однако это задевает уже интересы не только малого бизнеса, но и крупных ритейлеров. Многие гипермаркеты расположены как раз вдоль федеральных трасс. К тому же услугами многих придорожных кафе и ресторанов чаще пользуются не водители, а пассажиры и туристы, - это резонное замечание на эту поправку Минэкономразвития. Ведомство также полагает, что такой запрет приведет к переделу рынка в пользу предприятий фаст-фуда.

«Основной целью принятия Проекта является уменьшение потребления алкоголя. На наш взгляд, данные меры не способствуют достижению постановленной задачи. Они, как представляется, повлекут лишь «подпольную» продажу алкоголя и увеличат спрос на незаконную продажу «домашнего» алкоголя», - написано в заключении ведомства.

«Создается впечатление, что Росалкогольрегулирование уже просто не знает, как и за счет чего выполнить поручение правительства о мерах по предотвращению злоупотребления алкоголем, - говорит Дмитрий Сахаров. -  Вот поэтому и рвение показывают в поисках мер ужесточения. Но как показывает практика, непродуманные запреты только способствуют уходу рынка в тень и повышению употребления домашнего алкоголя. В 2011 году эти ограничения по местам размещения и многие другие меры сыграли свою роль. Нелегального алкоголя стало меньше. Но, наверное, пора уже остановиться,  иначе мы получим совершенно противоположный результат».

Впрочем, надо отдать должное, что на этот раз Росалкогольрегулирования вообще спросило мнение участников рынка. Остается надеяться, что это была не видимость либерализма, и предложенные предпринимателями предложения в большей части будут учтены. 

 

 

Справка

 По данным минэкономразвития, на 1 января 2011 года количество организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, составило 118,5 тысяч. При этом количество торговых точек (магазинов), осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, составило 272,7 тыс. объектов.

— 4,9 тыс. предприятий оптовой торговли;

— 69,3 тыс. предприятий розничной торговли;

— 20,5 тыс. предприятий общественного питания;

— 10,4 тыс. предприятий иных видов деятельности.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама