Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Сделка против стагнации

«Expert Online» 2013
Фото: AP

Global Ports приобретает второго по величине оператора контейнерных терминалов в России -Национальную контейнерную компанию. Таким образом, на рынке появится крупный монополист

Как говорится в сообщении Global Ports Investments, она приобретает 100% уставного капитала NCC Group Limited (Национальной контейнерной компании) вместе с «дочками» за  291 млн долларов и 18% новых акций. Акции будут выпущены в пользу Ilibrinio Establishment Limited и Polozio Enterprises Limited. Продавцы получат два места в совете директоров новой компании без права вето.
 
После слияния группа будет владеть примерно 1,124 млн TEU (Twenty-foot Equivalent Unit — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), что позволит ей увеличить пропускную способность при одновременном снижении расходов в течение следующих нескольких лет. Слияние NCC Group и Global Ports создаст клиентам группы выгоду от экономии ресурсов за счет рационализации, повышения эффективности использования причала и повышенной производительности. Сделка предусматривает предоставление Global Ports опциона на покупку 50% в "Контейнерном терминале Ильичевск" (КТИ) на Украине (входит в группу НКК) по цене реализации в 60 миллионов долларов у существующих акционеров группы НКК. Срок действия опциона - три года с момента завершения сделки. Доля КТИ на украинском рынке перевалки контейнеров составляет около 30%.
 
Контейнерные терминалы NCC Group находятся в России и на Украине. Так, ее основные активы включают в себя 100% акций Первого контейнерного терминала (ПКТ) в Санкт-Петербург, 80% акций недавно запущенного контейнерного терминала в Усть-Луге (УЛКТ ) и 100% акций «Логистика-Терминал» (LT) – внутренний контейнерный терминал рядом с Санкт-Петербургом. По состоянию на конец 2012 года грузооборот NCC составляла примерно 1,690 млн TEU, который может быть значительно расширен в ответ на рыночный спрос. Выручка НКК в прошлом году составила 253 млн долларов, EBITDA — 164 млн долларов. В свою очередь, Global Ports принадлежат два терминала в Санкт-Петербурге, один на Дальнем Востоке,  два в Финляндии и 50% в эстонском нефтепродуктовом терминале AS Vopak E.O.S. Выручка компании в 2012 году составила 501,8 млн долларов, скорректированная EBITDA — 288 млн долларов. Грузооборот российских портов группы — 1,45 млн тонн.
 
Сделка была одобрена советом директоров Global Ports, однако увеличение уставного капитала Global Ports подлежит утверждению на внеочередном общем собрании акционеров, которое состоится 27 сентября 2013 года. Ожидается, что сделка будет завершена к концу 2013 года, однако до этого сторонам предстоит получить разрешение на слияние регулирующих органов, выполнив предварительные условия, включая выпуск проспекта эмиссии в связи с расширением группы Global Ports, который должен быть одобрен управлением Великобритании по листингу.
 
Сделка финансируется за счет банковского кредитования. Продавцы передадут Global Ports займы, предоставленные группой НКК связанным лицам, на сумму 568,3 млн долларов с процентами. Займы на 155 млн и 17 млн долларов, а также начисленные по ним проценты будут урегулированы путем неденежного зачета в счет дивидендов, которые объявит НКК до завершения сделки. Кроме того, предусмотрен мораторий сроком 18 месяцев на продажу акций, составляющих около 10% в увеличенном акционерном капитале Global Ports. При этом мажоритарии Global Ports — TIHL и APM Terminals — обладают преимущественными правами покупки в случае отчуждения продавцами таких акций. Как отметили в компании, приобретение NCC Group, второго по величине оператора контейнерных терминалов в России, укрепляет лидирующие позиции Global Ports на растущем рынке России контейнерных перевозок и обеспечивает потенциал для большей операционной эффективности путем улучшения управления терминальной сетью и сокращения накладных расходов, а также централизации вспомогательных функций.
 
По мнению управляющего активами TNO Capital Александры Лозовой, к объединению компании подтолкнула стагнация на рынке контейнерных перевозок. Так, в первом полугодии 2013 года объем контейнерных грузоперевозок в РФ вырос на 2,6% г/г, в то время как за 2012 год прирост составлял 10,3%. Долгосрочные прогнозы более оптимистичны, например, РЖД ждет в среднем до 2016 года прирост рынка на 8-9% в год.  Слияние Global Ports и НКК приведет к тому, что на объединенную компанию придется почти 40% контейнерных перевозок в России. Вторым крупнейшим оператором с долей около 50% является Трансконтейнер, контролируемый РЖД. Таким образом, рынок, по сути, будет поделен между частным и прогосударственным перевозчиком, в таких условиях частная компания может проявить больше гибкости в отношениях с клиентами. Суммарная выручка сливающихся компаний за 2012 год составила 754,8 млн долларов, или около 23 млрд рублей. Для сравнения: выручка Трансконтейнера за прошлый год составила 36,4 млрд руб.
 
НКК – сильный игрок на рынке, является лидером в своей отрасли, постоянно развивая свой бизнес, отмечает аналитик ИК РУСС-ИНВЕСТ Мария Шишкина. Так, в 2012 году НКК потратила около 2,5 млн евро на развитие грузовых автоперевозок, речь идет о ООО «Балтконтейнер», которое занимается  автомобильными перевозками контейнеров. К слову, у Global Ports нет своего автомобильного перевозчика. По мнению эксперта, цена покупки вполне обоснована, учитывая совместные перспективы. Так, сделка выгодна и первым, и вторым, в результате появится гигантский холдинг, контролирующий около 40% рынка контейнерных перевозок. Инвесторы на рынке уже оценили перспективы сделки, по итогам торгов 2 сентября на Лондонской Бирже GDR Global Ports выросли на 4,5%, до 11 долларов за бумагу.
 
Покупка портовым оператором Global Ports НКК говорит о появлении на рынке грузооборота сильного интегрированного игрока, у которого вряд ли будут проблемы с дальнейшим наращиванием своей доли на рынке и интеграцией, считает управляющий портфелями ЦБ УК "Солид Менеджмент" Максим Семянин. НКК является на сегодняшний день вторым по грузообороту портовым контейнерным оператором в России, а GP ведущий портовый оператор, через терминалы которого проходит треть всех российских контейнерных морских перевозок. К тому же бывшие владельцы НКК Виталий Южилин и Андрей Кобзарь получат после окончательного закрытия сделки по 8% GP и по месту в совете директоров GP, что косвенно гарантирует им участие в судьбе НКК.
 
Для GP это удачное приобретение, вместе с брендом НКК GP получает не только терминалы на Балтике, но и выход на рынок соседней Украины. Но существенное преимущество у GP будет все-таки на Балтике (Первый контейнерный терминал, терминал в Усть-Луге, «сухой порт» под Санк-Петербургом). Кроме того стоит отметить, что НКК перед продажей демонстрировала большие обороты чем GP даже в условиях слабого рынка, что говорит о грамотном менеджменте. Таким образом, с полным закрытием сделки на рынке контейнерных перевозок возникает крупный интегрированный игрок с долей до 40%, что предполагает ее дальнейшую интеграцию.
 
Между тем, обычно из-за подобных слияний на рынке повышаются риски злоупотребления со стороны нового монополиста, указывает Сергей Варламов, председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России. Но будут проявляться они или нет в данном конкретном случае, пока судить сложно. Многое будет зависеть от результатов деятельности антимонопольных органов, которые уполномочены отслеживать цены монополистов и накладывать оборотные штрафы за их превышение или понижение. В целом же для рынка, уверен эксперт, такой слияние – не очень хорошая новость. Несмотря на наличие множества небольших игроков, львиная доля все равно будет принадлежать Global Ports, которая будет оказывать существенное влияние на ценообразование. Конкуренция нарушена не будет, но на рынке появляется очень крупный игрок. Такое событие является юридическим основанием для повышенного внимания со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама