Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Лоукостеры вновь расправляют крылья

«Expert Online» 2013
Фото: ИТАР-ТАСС

Дочерняя компания «Аэрофлота» «Добролет» готова перевозить пассажиров на 40% дешевле. После введения поправок в Воздушный кодекс у авиакомпаний появится возможность устраивать распродажи невозвратных билетов, исключать из тарифа обработку багажа и стоимость питания. Однако авиаторы считают, что для появления новых лоукостеров следует существенно снизить издержки аэропортов и уменьшить НДС для авиакомпаний. Это основные причины, по которым обанкротились первые российские лоукостеры «Авианова» и SkyExpress. Выход на рынок по-прежнему слишком дорогой и сроки окупаемости длительные, поэтому маловероятно, что опыт лоукостеров-банкротов кто-то захочет повторить. Другое дело – создание дискаунтера под крылом крупной компании, которая может обеспечить «дочку» и хорошими условиями в аэропортах, и технической базой, и даже закупаемым оптом дешевым топливом.

«За счет снижения затрат лоукостер сможет успешно конкурировать с железнодорожным транспортом (прежде всего СВ и купе, а при существенном снижении цены лоукостером готовы летать и пассажиры плацкарта)», – говорится в презентации авиакомпании «Аэрофлот».

«Добролет» будет перевозить пассажиров из Москвы в восемь российских городов: в Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Самару, Махачкалу, Уфу, Калининград, Новый Уренгой. На втором году работы он будет летать уже в  19 городов, на третьем – в 26, а в 2016 году откроет зарубежные рейсы: в Киев, Ереван и Стамбул.

«Аэрофлоту» принадлежит 100% в уставном капитале лоукостера. По расчетам главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, за три-четыре года капитализация «Добролета» вырастет до 1,2–1,4 млрд долларов. В то время как капитализация самого «Аэрофлота» сейчас около 2 млрд долларов. Инвестиции в проект составят за два года 100 млн долларов. Причем, по словам Савельева, за это время «Добролет» выйдет на самоокупаемость.

В год запуска парк лоукостера составит восемь самолетов Boeing 737-800 NG. Первый из них «Аэрофлот» уже получил в лизинг у дочерней компании «Ростеха» «Авиакапитал сервиса». На пятый год полетов в парке «Добролета» будет уже 40 таких самолетов. Парк авиакомпании будет пополняться исключительно за счет новых машин.

Снижение стоимости авиабилетов стало возможно после разработки поправок в Воздушный кодекс, которые вскоре будут приняты Госдумой. Теперь авиакомпании могут исключать из тарифа стоимость обработки багажа, питания, а главное – экономить на безвозвратных билетах. Только за счет невозврата денег опоздавшим пассажирам компания может снизить издержки до 25% от общей стоимости билета. Но эксперты считают, что при этом продажи обычных билетов у авиакомпании существенно не снизятся, поскольку до 80% пассажиров лоукостера – это новые привлеченные клиенты. Те самые, что пересядут с поезда и автомобиля на самолет.

«Безусловно, принятие поправок в Воздушный кодекс будет стимулировать авиакомпании к созданию своих лоукостеров, – сообщил "Эксперту Online" генеральный директор "Оренбургских авиалиний" Виктор Зюкин. – Но для этого надо решить главную проблему – снижение стоимости услуг аэропортов. Они вполне могли бы снизить стоимость парковочных мест, особенно это касается столичных аэропортов».

Кстати, дороговизна услуг аэропортов называлась одной из причин банкротства в 2011 году российского лоукостера компании «Авианова». Впрочем, главной причиной все же считается конфликт акционеров российской A1 (принадлежала «Альфа-групп») и американским Indigo Partners. Вслед за ней разорился и первый российский лоукостер  Sky Express. Им было трудно конкурировать с крупными авиакомпаниями, обслуживание которых у аэропортов было в приоритете. К тому же они не могли экономить за счет оптовых покупок топлива, как это делают их крупные конкуренты. В этом смысле «Добролет» будет чувствовать себя вполне комфортно под крылом материнской компании, которая сможет обеспечить и выгодные условия от аэропортов, и дешевое топливо.

«Я бы не сказал, что в России плохие условия для лоукостеров. На международных направлениях у нас успешно они работают. А этом году появились новые лоукостеры – венгерская компания Wizz-Air и английская Eizy Jet, которые тоже работают на зарубежных направлениях, – сообщил "Эксперту Online" Сергей Извольский, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). – Как и во всем мире, на внутренних перевозках могут работать авиакомпании с участием не менее 75% в капитале российского резидента. Был у нас опыт работы с иностранным инвестором, небезызвестной компанией "Авианова", но она распалась из-за взаимного непонимания между акционерами. В целом же после принятия поправок в Воздушный кодекс условий для развития лоукост-моделей стало больше. Способствовать этому будет и постановление правительства, направленное на развитие авиаперевозок внутри страны».

«Вообще-то регулируемые тарифы в столичных аэропортах ниже, чем в региональных, – говорит Владимир Киселевич, заместитель генерального директора ГУП "Аэропорт Оренбурга". – Просто потому, что у регионов меньше пассажиропоток, а расходы те же самые на содержание всех служб. Другое дело, что мощным толчком к появлению новых лоукостеров и снижению цен у других авиакомпаний будет способствовать снижение НДС для авиации с нынешних 18% хотя бы до 10%. Об этом давно на всех уровнях говорит Центр стратегических разработок гражданской авиации. Но его пока не хотят слышать».   

«То, что появлению лоукостеров мешает отсутствие аэропортов второго эшелона, – это одна из точек зрения, – говорит Сергей Извольский. – Та же Eizy Jet летает из аэропортов первого эшелона, им это не мешает. Хотя планы такие есть, насколько я знаю, у авиакомпании "Ют Эйр" – они хотят базироваться в аэропорту в Калужской области. Но не думаю, что это поможет существенно снизить цены на билеты».

У «Добролета» только одна угроза – экономический спад

Об основных преимуществах создания лоукостера и рисков для него поговорили с главным редактором портала «Авиапорт» Олегом Пантелеевым.

– Олег, прежде всего, скажите о возможных угрозах для «Добролета». Все-таки лоукост считается рискованным бизнесом.  

– Я не вижу больших рисков для новой компании. Есть только одна угроза – это  экономический спад, вследствие чего может серьезно снизиться пассажиропоток. Но, как показывает европейский опыт, именно в кризис и запускается большинство лоукост-проектов.

– Тогда перечислите основные преимущества новой компании.

– Перспективы у «Добролета» очень впечатляющие: «Аэрофлот» располагает мощными финансами. То есть проблем с ликвидностью не будет. Кроме того, он сделал компанию на базе нового авиапарка, то есть больших издержек на обслуживание самолетов тоже не будет. Плюс у «Аэрофлота» большой опыт, и он сможет на льготных условиях договариваться в части подготовки пилотов, аэропортового обслуживания. И, конечно, что немаловажно, может покупать топливо со скидкой оптом.

– Насколько могут снизиться продажи обычных билетов у самого «Аэрофлота» и других авиакомпаний?

– Не думаю, что упадут продажи основных направлений «Аэрофлота». Так же не факт, что существенно обострится конкуренция с другими авиакомпаниями. По опыту известно, что за счет дешевых авиабилетов привлекаются новые пассажиры – до 80%. Это те, кто ранее пользовался железной дорогой или передвигался на автомобиле.  Но, конечно, процентов на 20 снизятся и продажи обычных билетов самого «Аэрофлота», и на единицы или доли процентов у его конкурентов. Но думаю, что эти издержки с избытком покроет привлечение новых клиентов, к тому же пассажиры «Аэрофлота» вряд ли уйдут в другие авиакомпании. Они пересядут на «Добролет».

– Насколько принципиальную роль играют поправки в Воздушный кодекс?

– Поправки в Воздушный кодекс по невозвратным билетам и багажу, безусловно, способствуют созданию новых лоукостеров. У нас дороговизной авиабилетов недовольно и население, и власть. Поэтому после встречи Владимира Путина с гендиректором «Аэрофлота» Савельевым Минтранс столь оперативно разработал поправки в Воздушный кодекс. И вполне логично и символично, что именно государственная компания «Аэрофлот» запустила первого лоукостера. Это своего рода и социальная нагрузка, и сигнал государства другим авиакомпаниям.

– И все таки опыт прежних лоукостеров показывает рискованность этого бизнеса.

– Неудачный опыт прежних лоукостеров мало связан с законодательными ограничениями. «Авианова» обанкротилась большей частью из-за противоречий между акционерами. У них, кстати, денег было больше, чем сейчас у «Добролета». SkyExpress не смогла снизить издержки на содержание и обслуживание парка самолетов, который у нее был довольно старым, а потому и дорого обходился. «Авианова» хотя и обладала новыми самолетами, но не смогла организовать эффективную систему продаж билетов.

– Можно ли ожидать выход на рынок лоукоста иностранных компаний?

– На международных направлениях они и так успешно работают. Но могут прийти и на внутренние. Не вижу явных препятствий для этого. Можно создать дочернюю компанию в России и спокойно работать на правах резидента. Так что непреодолимых препятствий для создания лоукостеров нет, но в то же время говорить, что этот рынок у нас особо привлекателен, тоже нельзя.

– И почему?

– Вход на рынок у нас слишком дорогой. По закону авиакомпания должна иметь не менее восьми самолетов, а условия для лизинга не такие уж привлекательные. На каждый самолет должно быть не менее десяти пилотов, плюс технический персонал и прочее – расходы немалые. Мало у кого есть столько свободных средств, а сам авиабизнес высокодоходным не назовешь. Издержки большие, а выручка не позволяет быстро окупить вложения. Но, думаю, инвесторы сейчас будут присматриваться к опыту «Аэрофлота» – и, возможно, потом тоже возьмутся за создание лоукостеров. Тем более что рынок авиаперевозок у нас растет быстрыми темпами. Главным образом за счет развития туризма.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама