Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Призрак коммунизма

«Expert Online» 2013
Фото: AP

В период принятия региональных бюджетов ОАО «РЖД» объявило, что субъекты федерации снова недоплачивают ему за пригородные перевозки. Но нынешнее состояние этого бизнеса ставит вопрос о том, почему вообще регионы должны это делать.

«Объемы пригородного сообщения в субъектах РФ будут приводиться в соответствие с оплаченным заказом» – таков заголовок пресс-релиза, который федеральный аппарат ОАО «РЖД» распространил на прошлой неделе. Проблема, которую описывает компания, давно известна: регионы не субсидируют пригородные пассажирские компании (как правило – совместную собственность субъекта РФ и железнодорожного монополиста). В Сибири, к примеру, согласно статистике РЖД, только два региона, которые на 100% выполнили свои обязательства. На это монополия готова ответить жестко: речь идет о сокращении объема перевозок (читай – уменьшения количества пар поездов на пригородных линиях) уже с этого года.
 
Чтобы правильно понять эту проблему, следует вернуться на 15 лет назад. Тогда, в 1998 году, в Новосибирске была создана первая в стране пригородная пассажирская компания (ППК) – ОАО «Экспресс-пригород». Принцип вроде бы справедливый: 51% акций у ОАО «РЖД» (после акционирования МПС России), остальное – у Новосибирской области и мэрии Новосибирска. Затем по этим же лекалам в течение нескольких лет было создано два десятка ППК (всего сейчас в стране 26 ППК). Последние из них создавались в Восточной Сибири уже немного по-другому: например, основной собственник Байкальской ППК – правительство Иркутской области (50,1% акций), а не РЖД.
 
Но между 1998 и 2013 годом – зияющая пропасть. ППК создавались в свое время как способ социальной поддержки населения: чтобы дешево перевезти горожан на дачи (дабы дать им возможность хоть как-то бороться с дефицитом и дороговизной продуктов), а из пригородов отправить в крупные города многочисленных людей, оставшихся без рабочего места в развалившейся сельской экономике. Не больше и не меньше. Конкуренция в этой отрасли в 1998 году была нулевой, а о комфорте никто и не задумывался.
 
Но вот беда – социалистический принцип софинансирования услуг населению к 2013 году (в реальности – еще к концу 2000 годов) «вдруг» перестал работать. Причины тоже ясны. На дачи ездят все меньше, а жители пригородов предпочитают личный автотранспорт. Пассажиропоток ППК падает, а издержки растут. «Тариф для пассажиров, который, правда, гораздо меньше экономически обоснованного тарифа, вполне сопоставим с тарифами на автобус и затратами на автомобиль», – отмечает заместитель гендиректора «Экспресс-пригорода» Константин Руденко.
 
На этом фоне скрупулезное перечисление того, кто из регионов сколько должен РЖД, конечно, выглядит логично. Особенность момента в том, что железнодорожники это делают еще и впервые. Общий объем недоплаченных средств обозначен на уровне 9 млрд рублей. Субсидии не требуются только московскому региону, Санкт-Петербургу и, как ни странно, Адыгее и Астраханской области. Полностью свои обязательства в Сибири в 2013 году выполнят Томская область и Красноярский край, близки к успеху Хакасия и Омская область, где будут компенсированы 94% и 89% убытков соответственно. Еще три региона (Алтайский край, Новосибирская и Иркутская области) компенсируют ППК больше половины убытков. С остальными же – сплошная безответственность.
 
И еще одно обвинение от РЖД: «Агрессивная тарифная политика в сфере пригородного железнодорожного транспорта». Речь идет о росте тарифов (зона ответственности регионов), что, по мнению РЖД, квалифицируется как подрывные действия со стороны субъектов РФ. Отсюда и снижение пассажиропотока, и падающие прибыли. Учтем, что с 2014 года федеральный бюджет вовсе отказывается от субсидирования ППК, и получим надвигающуюся катастрофу, не меньше.
 
Все, что будет сказано ниже, не соответствует законодательству. Дело в том, что по целому ряду федеральных законов (№ 17, 184 и прочие) регион обязан компенсировать 100% убытков, которые несут ППК. Поэтому пока у губернаторов только один ответ на подобные новости – спорить по поводу конкретных цифр. «Долги у нас почти миллиард. Так считают железнодорожники. Сейчас ведем переговоры с ними. Если видим, что мы что-то не можем сделать, и видим, что там цены становятся уже запредельными, так, может, альтернативу поискать?» – говорил ранее губернатор Забайкальского края Константин Ильковский.
 
Но мы не губернаторы и можем посмотреть на проблему шире. Дело в том, что пригородные перевозки уже давно не такие, какими мы привыкли их считать. Там почти нет льготников и пенсионеров, основной поток пассажиров электричек – обычные работающие граждане, перемещающиеся к месту труда и обратно. Ситуация, прямо скажем, абсурдная. Получается, что бюджет субсидирует перевозку какой-то части взрослых трудоспособных людей только по тому принципу, что они пользуются железнодорожным транспортом. Отсюда следует другая мысль: пригородные железнодорожные перевозки вовсе не обязаны быть дешевыми. Ведь у ППК только одно неоспоримое преимущество – это рельсы, дающие возможность следовать из пригородов в центр города по четкому расписанию и без пробок. За это и следует брать деньги. Потому, например, в европейских городах пригородный железнодорожный транспорт – один из самых дорогих.
 
И еще один совет, как увеличить прибыль: нужно работать с потребностями пассажиров. «Например, в одном из наших исследований выяснилось, что если на южном направлении Новосибирска изменить интервал движения поездов с 20 минут до 10, то пассажиропоток вырастет в разы – вот вам и решение проблемы прибыльности перевозок», – констатирует декан факультета бизнес-информатики СГУПС Валерий Хабаров.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама