Правительство отправило на доработку законопроект Минфина о букмекерских конторах

«Expert Online» 2013
Алексей Моисеев

С 1 июля 2009 года на всей территории РФ были запрещены азартные игры, за исключением четырех специальных зон – Приморского, Алтайского, Краснодарского краев и Калининградской области. Под запрет попал лишь игорный бизнес – букмекерские конторы и тотализаторы сохранили свою деятельность, и, при условии надлежащего оформления лицензии Федеральной налоговой службы (ФНС), букмекеры оставили за собой право продолжать работу за пределами выделенных «игровых» зон.

Государственная лицензия дает право букмекерам заниматься своей деятельностью на всей территории, но именно здесь кроется противоречие. До 1 июля 2007 года органы власти субъектов РФ имели право принимать решение о запрете на своей территории любых азартных игр, в том числе тотализаторов и букмекерского бизнеса, и в настоящее время этот запрет действует в ряде регионов.

Проект поправок, разработанный Министерством финансов РФ к законам «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», призван устранить имеющиеся противоречия. Минфин предлагает не только закрепить за регионами право сохранить действовавший до 1 июля 2007 года запрет на букмекерский бизнес и тотализаторы – но и начать его самостоятельно устанавливать.

Проект вызвал критику Минэкономразвития и ФНС. На совещании по урегулированию разногласий документ проекта поправок подписан замминистра экономического развития Олегом Фомичевым, заместителем руководителя ФНС России Сергеем Аракеловым и замминистра финансов РФ Алексеем Моисеевым. В пояснительной записке к документам обосновывается позиция Минфина – это делается для того, чтобы не ставить российские регионы в неравное положение и «разрешить запрещать всем».

Подготовленный законопроект напрямую противоречит закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому букмекерские компании, имеющие лицензию, могут осуществлять свою деятельность на всей территории РФ – он попросту отменяет лицензирование в части регионов, а это, в свою очередь, является нарушением целого ряда положений Гражданского кодекса РФ.

Отраслевые эксперты и Национальная ассоциация букмекеров также указывают на противоречия нового проекта закона ряду положений КоАП РФ. В частности, проект нарушает гарантии защиты прав предпринимателей в сфере букмекерской деятельности, не говоря уже о его экономической нецелесообразности – лицензированные букмекерские конторы вносят существенную лепту в региональные бюджеты. Кроме того, законопроект не имеет необходимых в таких случаях заключений Министерства юстиции и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.

В том виде, в котором законопроект предлагается сейчас, помимо юридических недоработок, он несет ряд угроз экономического и социального характера. Регионы, воспользовавшиеся правом запретить букмекерский бизнес, лишают себя значимой доли налоговых поступлений. Во-вторых, это вызовет увеличение количества безработных – при закрытии пунктов приема ставок неизбежны увольнения. Самая главная угроза – закрытие лицензионных, легально функционирующих букмекерских контор приведет к возникновению теневых букмекеров, а перетекание легального бизнеса в нелегальную сферу всегда приводит к ухудшению криминогенной обстановки и повышению уровня коррупции. 

Спорный проект закона, позволяющий субъектам РФ в самостоятельном порядке устанавливать запрет на осуществление деятельности букмекерских контор и тотализаторов, был возвращен аппаратом правительства на доработку в Министерство финансов РФ.
По материалам «Росбалта»«Коммерсанта»«Вести.Ru» и Regnum 

Мнение эксперта:

Тотализатор уйдет в подполье?

Похоже, кому-то из Минфина стали не выгодны легальные букмекерские организации. Чем же иначе можно объяснить предлагаемые им изменения в законодательную базу, регулирующую деятельность букмекерских контор и тотализаторов?

Обо всем по порядку. Недавно заместитель министра финансов Алексей Моисеев представил на рассмотрение правительства законопроект, по которому регионы РФ смогут сами устанавливать запрет на размещение букмекерских контор и пунктов приема ставок. А это, помимо того что противоречит ряду юридических документов (в нашей стране 27 подобных организаций, и все они имеют лицензию на букмекерскую деятельность и право заниматься ею на территории всей страны), может привести к неблагоприятным последствиям для нас – обычных рядовых граждан.

Помнится, когда что-то подобное уже было в 2007-м в ряде субъектов – это привело не к закрытию азартных заведений, а к тому, что они стали работать нелегально. И, следовательно, не платить налоги. Если сейчас одобрить подобное предложение Минфина – букмекерский бизнес уйдет в подполье. И только.

Нравится это кому-то или нет, но букмекерские конторы существуют. Они могут стать нелегальными – это будет значить не только потерю налогов, но и уход от вообще какого-либо контроля. Не говоря уже о потере рабочих мест – весьма значительной, ведь речь идет, в общем-то, о целой индустрии.

Расскажу такую историю. Знакомый моего знакомого когда-то имел игровые автоматы. После того как их запретили, он основательно зашифровался и, по рассказам приятеля, был только рад и в ус себе не дул. А что? Конкуренция меньше, народ приходит играть, а налоги платить не надо, все себе – отличный заработок. Конечно, нужно отдать кое-кому кое-что, но и раньше без этого никуда. Так вот. Этот дальний знакомый, которого мы все знаем через семь рукопожатий, очень оживился, когда узнал, что могут запретить букмекерки. Говорит, его подпольный бизнес пойдет еще лучше.

Мне, как человеку не азартному, казалось, должно бы быть все равно. Но как-то не хочется, чтобы в соседней квартире открывались подпольные казино, криминальная обстановка моего района ухудшалась, а государство теряло поступления в налоговый фонд. Кому это надо, кроме подпольных игроков рынка, мне непонятно.




    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама