ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

По морю, по железной дороге

«Expert Online» 2013
Фото: AP

В Южно-Сахалинске прошла международная научно-практическая конференция «Создание прямого железнодорожного сообщения Япония – Россия – Евросоюз», на которой снова обсуждались перспективы этого спорного и дорогостоящего проекта. Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин заявил, что строительство мостового перехода «Сахалин – материк» может стартовать уже в 2019 году – правда, при условии, что всю необходимую документацию начнут разрабатывать не позднее 2015 года.
 
Установление надежного и круглогодичного транспортного сообщения между материком и островом Сахалин, да еще и в увязке со строительством железнодорожного сообщения с Японией – одна из важнейших государственных задач, уверен Александр Хорошавин. После отставки Виктора Ишаева с постов полпреда президента на Дальнем Востоке и главы Минвостокразвития, именно губернатор Сахалина остается самым статусным лоббистом этого чрезвычайно дорогого мегапроекта. Мост на материк, уверен Хорошавин, будет способствовать еще большей интеграции Сахалинской области в единое экономическое пространство России и Азиатско-Тихоокеанского региона, повышению конкурентоспособности островной экономики и мобильности населения.
 
«В масштабе же государства этот проект обеспечит стране третий выход к Тихому океану через незамерзающие сахалинские порты. И в этом случае перспектива создания международного железнодорожного коридора «Япония – Россия – Европа» открывает перед Россией возможность активно бороться за рынок трансконтинентального транзита грузов», - уверен глава островного региона. По его словам, в настоящее время этот рынок занимает четверть всего экспортно-импортного баланса Евразии, а это более 3 трлн долларов! При этом львиная часть грузопотока в Европу и обратно идет по морю, через Суэцкий канал, что занимает 30-40 дней. С организацией прямого железнодорожного сообщения до Японии через Россию по железной дороге время прохождения грузов в пути сократится до 10-12 дней. А стоимость транспортной составляющей – снизится в три раза. «Наши конкуренты за эти рынки не дремлют, поэтому если мы не начнем действовать и отстанем, то отстанем уже не на какое-то время, а навсегда», – отрезал Хорошавин.
 
Проект был представлен японской стороне в ходе презентации Сахалинской области в Токио. Но там он вызвал, по словам главы региона, сдержанный интерес, «потому что мы много говорим об этом проекте, но пока еще очень мало сделали». «Японцы хотят увидеть наши конкретные шаги в этом отношении», – отметил Александр Хорошавин. Он напомнил, что работы по подготовке к соединению островных железнодорожных веток с материком идут уже десять лет. Также расширено с японского узкоколейного до российского стандарта более 500 км островных магистралей (работы в целом будут закончены до 2018 года).
 
В текущем году консорциум транспортных институтов по заданию Министерства транспорта РФ разработал проект технического задания на строительство железной дороги Селихино – Ныш. По этому проекту мост планируют провести через пролив Невельского, соединив села Селихино Хабаровского края и Ныш Ногликского района Сахалинской области. Здесь же дорога соединится с транссахалинской магистралью, которая тянется вдоль восточного побережья до Корсакова. По мнению заместителя начальника Дальневосточной ЖД (филиал ОАО «РЖД») Владимира Рубана, реализация проекта позволит обеспечить надежную всепогодную связь Сахалина с другими регионами страны, при этом заметно сократятся сроки доставки и стоимость транспортировки продукции. Что же касается грузооборота, то рассчитано, что после 2020 года через «мост» даже по «консервативному сценарию» будет перевозиться 9,2 млн тонн груза (через паромы сейчас перевозится немногим более 1 млн тонн).
 
Есть и другие плюсы. По предварительной оценке на стадии строительства будет задействовано около 11 тыс. человек, а в период эксплуатации появится 5 тыс. новых рабочих мест, в том числе около полутора тысяч – в Сахалинской области. Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Роман Худяков отметил, что реализация проекта даст реальный толчок развитию регионов Сибири и Дальнего Востока и позволит перенаправить львиную долю транспортных потоков между Европой и АТР в Россию, тем самым реализовать потенциал нашей страны как моста между Западом и Востоком. В случае реализации проекта полностью (с мостом на Японию) транзит грузов через Сахалин к 2030 году составит 33 млн тонн. А мультипликационный эффект от реализации проекта для российской экономики достигнет более 1,9 трлн рублей.
 
Однако стоимость российской части транспортного узла даже на нынешнем этапе оценивается в 450 млрд рублей (включая затраты на подводку дополнительных веток общей длиной 585 км). Как объяснил на конференции замдиректора ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Сергей Шарапов, рассматриваются два варианта соединения с материком – мост и туннель. В первом случае стоимость строительства дешевле на 400 млн рублей, на зато длиннее на 5 км. Но, как бы там ни было, именно в стоимости – главный минус всей затеи. Впрочем, Хорошавин не унывает. «Только совместными усилиями мы сможем осуществить столь грандиозный замысел, который кардинальным образом изменит всю сложившуюся ранее транспортную географию и принесет весомый экономический эффект как для Сахалина, так и для Японии, всего Азиатско-Тихоокеанского региона», - уверен губернатор. Делегаты конференции подписали резолюцию в поддержку строительства и решили направить президенту РФ обращение о включении проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама