«Яндекс» нашел ЖКХ

Москва, 12.12.2013

Фото: AP

Провести любую оплату на «Яндекс.Деньгах» можно было и ранее. Введение специализированного сервиса «Городские платежи» позволит делать оплату не только владельцам кошелька «Яндекс.Деньги», но и всем, имеющим доступ в интернет. При этом даже нет необходимости регистрироваться на сайте. Главное же отличие нового сервиса в том, что провести оплату можно любым удобным способом – с помощью электронного кошелька на «Яндекс.Деньги», любой банковской карты или наличными – через терминалы «Евросети», «Связного» и любые другие, где есть «Яндекс.Деньги» (для последнего способа надо заполнить платежку на сайте, получить код и ввести его в терминале).

Оплатить с помощью нового сервиса можно множество услуг – телефон и интернет, сотовую связь, ЖКХ, детский сад, гараж и многое другое. В настоящее время в банке данных сервиса более 30 тыс. российских поставщиков услуг. Самые популярные компании представлены на главной странице, а остальные можно найти по названию или ИНН. Можно также ввести реквизиты организации, указанные в квитанции.

Проект создан совместно со Сбербанком, который является основным акционером «Яндекс.Денег» (75% минус 1 рубль).

«В прошлом году мы получили статус кредитной организации, поэтому теперь решились на большой масштабный проект, который охватит всю страну, – пояснила Евгения Завалишина, генеральный директор "Яндекс.Денег". – Статус кредитной организации позволяет нам от имени клиента делать платежи. Мы знаем, что в России 50-70% домохозяйств имеют доступ в интернет, а это 25 млн человек. Это и есть наши потенциальные пользователи, которых мы будем привлекать к новой услуге "Городские платежи". Удобство сервиса позволит сократить и число тех неплательщиков, которым лень или некогда идти на почту или в банк».

Справка

По данным «Яндекс.Деньги» 30-40% населения нерегулярно платят за услуги ЖКХ. Из них только 2-3% по причине недостатка денег, 6% – злостные неплательщики, а все остальные – просто забывают платить. В настоящее время 42% коммунальных платежей проводятся через Сбербанк, 9% через другие банки, 18% приходится на «Почту России», 22% жителей предпочитают платежные терминалы и 15% – банкоматы. Из общего числа плательщиков 28% пользуются электронными деньгами. По данным TNS, только 13% россиян сейчас оплачивают коммунальные услуги через интернет.

 

При оплате интернета, телевидения, городского и мобильного телефона комиссия не взимается, а при оплате коммунальных и других услуг составляет от 1% до 2%. Исключение – только штрафы ГИБДД, комиссия по которым всегда одна и та же – 30 рублей. В то же время клиентам Сбербанка оплата услуг через интернет-банкинг обходится в 0,5%.

«У Сбербанка больше договоров на индивидуальных условиях с поставщиками – и это логично, ведь темой ЖКХ они занимаются уже много лет, – поясняет Виктор Евтеев, руководитель продуктового направления "Яндекс.Денег". – Но наш сервис было бы неправильно сравнивать с интернет-банкингом, ведь, чтобы пользоваться любым интернет-банком, нужно быть клиентом этого банка – выпустить там карту, завести счет и т.д. Для того, чтобы платить на сервисе «Городских платежей», не нужна даже регистрация».

По самым грубым подсчетам, если «Городские платежи» привлекут хотя бы 5 млн пользователей, то только при единовременных платежах (с учетом средней квитанции от 3,5 до 7 тыс. рублей) комиссионные могут составить от 175 до 350 млн рублей. Между тем уже в следующем году «Городские платежи» «Яндекс» планирует сделать бесплатными – без взимания комиссионных.

«В дальнейшем мы будем получать вознаграждение от самого поставщика услуги, – говорит Виктор Евтеев. – Для поставщика это выгодно – потому что в данном случае мы оказываем ему услуги по привлечению пользователей и повышаем для него собираемость платежей. То есть сервис без комиссии, получается, выгоден всем трем сторонам – и пользователю, и платежному сервису, и поставщику услуг».

«Мы как акционеры "Яндекс.Денег" охотно откликнулись на эту идею, поскольку уже исчерпали ресурс прогрессивных пользователей, – говорит Святослав Островский, директор управления "Банк 21" Сбербанка России. – У нас порядка 13 млн человек оплачивают коммунальные услуги через мобильный банк и 8 млн через интернет. А новый сервис "Яндекс.Денег" позволит привлечь новых пользователей».

Широкой рекламной кампании для продвижения нового сервиса не планируется. Привлекать новых пользователей к «Городским платежам» будет и Сбербанк – через разъяснения консультантов в своих филиалах.

«Думаю, у "Яндекса" достаточно возможностей для бесплатной рекламы новой услуги, – хотя бы через почту или баннеры на поисковике они информацию смогут регулярно доносить, – считает Даниил Поминов, руководитель направления платежных сервисов ООО "Компас Плюс". – Полагаю, что большинство пользователей новой услуги составят не те, кто уже платит через интернет, а те, кто предпочитает или вынужден платить наличными. Например, данных моей коммунальной организации нет ни у одного оператора. Если я смогу просто ввести ее реквизиты и она получит платеж, то вот вам плюс один пользователь».

Если платеж по какой-то причине не прошел, деньги вернутся в электронный кошелек или на банковскую карту. В «Яндекс.Деньгах» признают, что будут регулярно сталкиваться с проблемой непоступления платежей. Это, кстати, одна из причин, по которой консервативные граждане не доверяют электронным системам.

«Если вам пришло уведомление, что платеж прошел, а поставщик услуг уверяет, что денег не получил, мы эту проблему возьмем на себя, – говорит Евгения Завалишина. – Для этого у нас создана специальная служба поддержки, она будет выяснять, куда именно ушли деньги».

Первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова считает, что это не единственная проблема, с которой столкнутся «Яндекс.Деньги».

«Во-первых, потенциальных пользователей все же может оттолкнуть высокая комиссия, а обещание, что впоследствии ее не будет вовсе, – слабая мотивация. Во-вторых, многие поставщики услуг в нашей стране меняют свои реквизиты чаще, чем можно себе представить. В итоге деньги не поступают, долги перед организациями растут, о чем плативший узнает после получения грозного письма о непогашенной задолженности или судебного решения. И здесь уже служба поддержки "Городских платежей" вряд ли справится с поиском неизвестно куда ушедших денег», – считает Тамара Касьянова.

В планах компании – ввести информирование пользователей о задолженности за различные услуги. А также сервис – оплата в одно действие.

«Например, вы превысили скорость на дороге, видеокамера зафиксировала ваш автомобиль, и вам автоматически был начислен штраф ГИБДД, – говорит Виктор Евтеев. – От "Яндекс.Денег" вам придет СМС-сообщение, а ответив на него, вы автоматически оплатите штраф».

«В этом я вижу только одну проблему: важно, чтобы внутри ГИБДД все было отлажено, – говорит  Виктор Достов, председатель совета Ассоциации "Электронные деньги". – Мы все помним историю, когда люди платили штрафы, они куда-то терялись, и все оказывались должны большие деньги. Но, вообще, рынок ЖКХ все больше автоматизируется, там крутятся огромные деньги, и тот, кто первым автоматизирует систему платежей наиболее удобным образом, тот и займет лидирующее положение в электронных коммунальных платежах. Но и работу придется провести очень большую – заключить со всеми договора и регулярно продлевать их».

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    Реклама