Общество


Эксперт: более 80% опрошенных россиян не хотят летать на старых самолетах

«Expert Online» 2013

Современное законодательство не позволяет контролировать качество технического обслуживания авиатранспорта, что негативно сказывается на безопасности перевозок. 

Об этом пишет известный экономист, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. Он уверен, что единственный выход в этой ситуации – ограничить максимальный возраст эксплуатируемого самолета законом. 

Эксперт отмечает, что в России распространена практика авиаофшоров: самолет регистрируется где-нибудь на Бермудах, соответственно, техническое обслуживание проходит там же, но летает при этом в России. В этом случае контроль над выполнением директив летной годности по закону осуществляет авиационная администрация тех самых Бермуд, а Росавиации остается лишь «верить на слово» документам из островной юрисдикции. В таких условиях необходимо контролировать качество авиатранспорта каким-то другим способом. И основной – установления так называемого «пенсионного возраста». 

Как известно, с подобными нарушениями успешно борются и другие страны: там введен максимальный возраст эксплуатируемого авиатранспорта. Такая практика существует примерно в 40 странах мира, в основном в развивающихся государствах, где также сложно уследить за качеством техобслуживания транспорта. «Согласно исследованию британской Ascend, самолеты старше 15 лет запрещены к ввозу в Индии, Ираке, Иордании, Ливане, Турции, Шри-Ланке, а в Ливии, Нигерии и ОАЭ максимальный возраст самолета не может превышать 20 лет. Возрастной потолок принят и в Бразилии», – пишет Кричевский. 

Некоторые российские авиакомпании выступают против введения закона об ограничении возраста самолетов. Оно и понятно, ведь средний возраст российского лайнера – 21 год. Особенно возмущаются компании, авиапарк которых почти полностью состоит из старых самолетов. Однако Кричевский предлагает им выход – покупать новые самолеты в лизинг. 

«Часто приходится слышать и такой довод – якобы новые самолеты стоят баснословных денег, поэтому в целях сохранения мифической конкуренции следует поступиться принципами авиационной безопасности и продолжать эксплуатацию морально и физически устаревших авиалайнеров. Но, во-первых, во всем мире самолеты приобретаются в лизинг, а у нас есть как минимум две лизинговые компании – "Сбербанк лизинг" и "ВТБ лизинг", предлагающие клиентам очень выгодные условия. Во-вторых, почему бы нашим перевозчикам не обратить свои взоры на продукцию возрождающегося российского авиапрома, с каждым годом получающую все больше положительных отзывов?» – пишет эксперт. 

Как бы там ни было, россияне больше не хотят летать на старых самолетах. После шокирующей трагедии в Казани были проведены различные соцопросы. Оказалось, что 88% респондентов категорически не согласны пользоваться старым авиатранспортом. В пользу нового закона говорит и печальная статистика. По данным центра авиационной безопасности JACDEC, с 1997 по 2011 год в России в авиакатастрофах погибли 864 человека. При этом наша страна заняла второе место по числу жертв после США, там 1480 погибших за этот период, но при этом интенсивность авиасообщения в Штатах намного выше. Кричевский уверен, что основная причина трагедий – именно изношенность авиатранспорта. По его данным, более 60% авиакатастроф случаются с лайнерами, перешагнувшими 20-летний рубеж. 

Очевидно, что, чтобы сохранить жизни наших граждан, необходимо ввести «пенсионный возраст» для самолетов. Иначе невинных жертв не избежать. «Государству нужно определиться, что для него важнее – мифическая конкуренция полупрозрачных авиакомпаний или жизнь и здоровье собственных граждан», – резюмирует эксперт.




    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама




    {# hmac_message ExternalIdentityAuthentication Websiteid 123 %}