Общество

Москва, 31.05.2016


Не право, но выбор

«Expert Online» 14 jan 2014
Фото: РИА Новости

В связи с принятием Синодом Русской Православной Церкви документа “О крещении младенцев” появился целый ряд вопросов, недоумений и даже претензий. Попробую ответить на некоторые, наиболее часто встречающиеся. Тему собственно суррогатного материнства оставлю в стороне: она подробно рассмотрена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Сейчас речь пойдет именно о крещении младенцев, рожденных “суррогатной матерью”.
 
Итак, вопрос первый: “Правда ли, что Церковь запрещает креститься людям, родившимся от суррогатной матери?”.

Нет, не запрещает. В документе четко сказано, что “факт «суррогатного рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей”. Но — при определенных обстоятельствах крещение может быть отложено. В каком случае и почему? А вот здесь важно спокойно, но серьезно разобраться. Крещение младенцев совершается, во-первых, по вере Церкви, по уверенности, что для них возможно и важно вхождение в благодатную церковную жизнь. Во-вторых, младенцев крестят по вере тех, кто приносит их в храм, кто не просто берет на себя ответственность за ребенка, но служит гарантом его христианского воспитания. Так было всегда. В чине Крещения восприемники (крестные) произносят за ребенка “Символ веры” (текст с основными христианскими истинами — ред.), свидетельствуя тем самым как о готовности воспитывать ребенка по-христиански, так и о собственном христианском мировоззрении. Они также отрекаются от сатаны, утверждая этим свое намерение принимать участие в христианском воспитании маленького человека.
 
Все это очень важно осознавать хотя бы в самых общих чертах. Крещение — сознательный выбор жизни со Христом, жизни по-христиански – в противовес безрелигиозному образу жизни. А если ребенок пока сам это выбор сделать не может, то это могут и должны сделать взрослые. Никого не обманывая. Самих себя в первую очередь. Суррогатное материнство – репродуктивная технология, которую Церковь считает нравственно недопустимой. Это должны осознавать люди, когда приносят ребенка в храм для того, чтобы он начал свою жизнь в Церкви. Осознание должно повлечь за собой понимание церковной позиции и покаяние. А как же иначе?
 
И здесь возникает вопрос второй: “Почему Церковь требует от родителей покаяния?”

Церковь ничего ни от кого не требует. Она главным образом отдает. Просто не все берут. Начальное условие церковной жизни — покаяние. (Кстати, греческое слово “метанойя”, которое переводится на русский, как “покаяние”, буквально означает “перемена ума”.)  Если это и можно назвать требованием, то с одной важной оговоркой: его практически бессмысленно исполнять против воли. Точнее, покаяния против воли… просто не может быть! Раскаяние может быть глубоким и не очень, эмоциональным или бесстрастным, скорым или сделанным после долгих размышлений и мучений… Но оно всегда — добровольно. Так сказать, по определению: “Невольник — не богомольник”. Иоанн Креститель, которого церковная традиция именует Предтечей Христа, так начал свою проповедь перед тем, как крестил людей: “Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!”. Кстати, в Древней Церкви практика Крещения младенцев возникла не сразу (не отдельные случаи, всегда имевшие место, но именно традиция). Зато изначально и безусловно связывалась с верой родителей, с обязательностью христианского воспитания. Приступая к таинству Евхаристии (причастия), главному таинству Православной Церкви, люди испытывают себя в таинстве Покаяния, которое чаще называют Исповедью. И никто вроде бы пока, слава Богу, не возмущается этим “требованием”, не называет его “негуманным” и нарушающим чьи-либо права. Иными словами, покаяние — это уж никак не нововведение, но основа духовной жизни. Нововведением был бы, напротив, отказ от покаяния, от осознания своих поступков и ответственности за них.
 
Вопрос третий: “Почему такие правила применяются только к “суррогатным детям”?

Не только. Крещение — это сознательный выбор. Для взрослого — изменить свою жизнь, стремиться думать и поступать по-евангельски. Для ребенка — таким же образом быть воспитанным. То есть, это сознательный выбор родителей, бабушек-дедушек, крестных. Выше уже об этом говорилось. В последнее время в Русской Православной Церкви особенно много делается для того, чтобы катехизация (научение основам веры и нравственности) была не формальным процессом, но действительно помогала вхождению в христианскую жизнь. В 2011 году Архиерейский собор Русской Церкви принял важный документ “О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви”. В нем много говорится о подготовке к крещению. В случае крещения взрослых и детей старше 7 лет подчеркивается:

“Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.

Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.

Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.

Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.
В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства”.
 
В случае крещения младенцев (до 7 лет), согласно вышеуказанному документу, важно учесть следующее:
 
“…крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии”.
 
Разве что-то в недавнем решении Синода не совпадает с этим документом? Если веры нет, если очевидно, что люди не собираются жить по-христиански, что крещение для них — не более, чем магический ритуал (“чтобы не болел, чтобы по ночам не плакал, чтобы собраться за столом, чтобы породниться с нужным человеком”… продолжите сами), то возникает резонный вопрос: а зачем? Зачем вводить ребенка в жизнь, которая вам не важна, не интересна, с которой вы на самом деле не согласны  и о которой даже ничего не хотите знать? Христианство — не мир духовного уюта, а Крещение —  не духовный страховой полис, на который каждый имеет право. Это жизнь, которая в идеале (sic!) заканчивается терновым венцом, а не бонусами и лаврами. Крещеный ребенок должен жить жизнью христианина, жить с Христом. В этом, именно в этом главный, если не единственный смысл крещения. А иначе зачем?
 
Четвертый вопрос: “Что сейчас делать, если крещение уже совершено?”

Совершённое таинство Крещения, конечно же, является действительным. А вот родителям в любом случае важно переосмыслить то, что было сделано. И понять логику церковных установлений. Поговорить со священником, прийти на исповедь.
 
И, наконец: «Почему дети должны отвечать за поступки родителей? Да, суррогатное материнство — это плохо, но почему не крестить детей?»

Не должны и не отвечают. Об этом прямо говорится в рассматриваемом документе. И здесь нужно иметь в виду как минимум два момента. Первый. Многие критики решения Синода смотрят на Крещение почти как на конституционное право, в ряду избирательных прав, права на медицинское обслуживание и проч. Обсуждают решение Церкви с позиций либеральной концепции прав человека. Но Крещение — это не право. Это, как уже многократно говорилось выше, сознательное вступление в иную жизнь. Свидетельство серьезного и осознанного решения стать христианином и/или решения о христианском воспитании для своих детей. И в этой связи второй момент: допустим, крестили ребенка, родители которого не осознают последствий своего поступка и вообще не собираются вводить его в жизнь Церкви. Несложно представить себе такую ситуацию, правда? Так вот: чем это лучше отложенного решения по такому крещению? Чем лучше, что крещенный ребенок не будет бывать в храме, не будет приобщаться Святых Христовых Таин (причащаться) и научаться основам веры, не будет расти христианином? Что это, если не сознательная профанация Таинства? Крещение — не магический ритуал, избавляющий от болезней или сглаза с порчей. Это жизнь со Христом. Другая жизнь. Об этом и речь.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Фото: Сергей Мелихов специально для «РР»; youtube.com/TheKateClapp; Вячеслав Прокофьев, пресс-служба студии «Третий Рим», Алексей Панциков/ТАСС

    20 самых красивых женщин России

    «РР» публикует результаты большого исследования идеала женской красоты в современной России. Конечно, в нашей стране гораздо больше прекрасных дам, чем 20 лидеров народного рейтинга и 89 женщин, названных экспертами и журналистами. Но дело в нашем исследовании не в «рейтингах», а в понимании смысла красоты и ценностей, господствующих в стране. Дело не только в красоте, но и в человеке.


    facebook.com/leybin.vitaliy

    Кризис на Украине

    Санкции против журналистов это "отвратительно"

    А против собственных граждан - еще и юридически безграмотно. Между тем попавший в санкционный список российских журналистов главред "Русского репортера" Виталий Лейбин является как раз гражданином Украины. Санкционные меры предполагающие запрет въезда на территорию страны, вступают с силу сегодня. Указ Президента, решение СНБОУ противоречат Европейской конвенции по правам человека и Конституции Украины

    ПРЕДОСТАВЛЕНО КОРПОРАЦИЕЙ «ТЕХНОНИКОЛЬ»

    Промышленность

    Строителей зовут на пир

    Корпорация «Технониколь» начала выпускать теплоизоляционные материалы из жесткого пенополиизоцианурата, PIR, и готова формировать спрос на этот новый продукт почти с нуля

    FA Bobo/PIXSELL/PA Images

    РФ-Турция: рабочая комиссия не принесет извинений

    Турецкие власти пытаются нащупать варианты нормализации отношений с Россией. Но в период правления Эрдогана никакой реальной нормализации отношений не будет. Максимум на что могут пойти стороны - это взаимная договоренность о сохранении нынешнего статус-кво и отказ от развития спирали эскалации. Однако, учитывая турбулентность ситуации на Ближнем Востоке и все более радикальную внешнеполитическую линию Эрдогана, реализовать этот сценарий будет очень непросто

    AP/TASS

    Кризис еврозоны

    Первые хорошие новости для ЕЦБ обошлись в 240 млрд евро

    Над главным врагом Европы – крайне низкой инфляцией, похоже, одержана первая небольшая победа, считает агентство Bloomberg. Ожидается, что на пресс-конференции, которая состоится 2 июня, Марио Драги расскажет о первом незначительном успехе. Победа эта явно из разряда тех, о которых говорят: «за ценой не постоим». Избавление Европы от дефляции стоило европейским налогоплательщикам почти четверти триллиона евро