ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Политика

Кремль укрепляет вертикаль

«Expert Online» 2014
Фото: РИА Новости

От перемены мест изменится коррупция – решила Госдума и приняла в первом чтении законопроект, расширяющий перечень подлежащих ротации госслужащих. В парламент его внес президент Владимир Путин.

Как следует из проекта закона, ротацию федеральных гражданских служащих следует проводить не только в территориальных федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции (как это предусмотрено законом, вступившим в силу с 1 января 2014 года), но и в иных федеральных государственных органах.

Механизм ротации в первом приближении выглядит так: менять чиновников станут согласно перечням должностей федеральной госслужбы. Списки должностей будет утверждать Владимир Путин. А формировать эти перечни будут на основе предложений руководителей федеральных государственных органов, где проводится ротация, в порядке, установленном главой государства.

По словам замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Вячеслава Тимченко, нынешний законопроект достраивает систему ротации, заложенную законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением ротации на государственной гражданской службе».

«Очевидно, что инициатива президента носит прежде всего антикоррупционный характер. Причем акцент делается на профилактику и предупреждение антикоррупционных проявлений в ключевом звене управления государством – системе государственной службы», – заявил господин Тимченко.

На деле ротация чиновников как антикоррупционная мера заложена в самом законе о государственной гражданской службе. В статье 60 «Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы» сказано, что ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы. А в утвержденном 13 апреля 2010 года указом президента Национальном плане по борьбе с коррупцией в числе других мер правительству было поручено «принять меры по внедрению в практику механизма ротации государственных гражданских служащих».

Ротация чиновников в качестве антикоррупционной меры предусмотрена и в ратифицированной Россией конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года.

Напомним также, что еще в июле 2010 года был принят закон «Об особенностях прохождения федеральной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел», который узаконил ротацию дипломатических работников.

Чтобы понять, для чего власти решили расширить масштаб ротации госслужащих, мы опросили наших экспертов.
 
Николай Петров, член научного совета Московского центра Карнеги:
 
– Установление горизонтальной ротации – одна из двух-трех стратегий Владимира Путина, которую он последовательно реализовывал начиная с 2000 года. Ротация в первую очередь коснулась руководителей тогда еще милиции и прокуроров, потом и дипломатов. Но только в 2012 году Госдума приняла закон (он и вступил в силу 1 января 2014 года), по которому обязательной ротации подлежат все руководители территориальных подразделений федеральных надзорных органов – Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы. Логика такого решения была антикоррупционной только отчасти. На деле это резкое усиление вертикали власти и контроля со стороны федерального центра над регионами. То есть речь шла о гораздо более серьезных функциях, чем те, которые публично декларировались.

Тогда же, в 2012 году, было решено, что региональные власти сами вправе устанавливать принципы ротации тех чиновников, которые занимают ключевые для регионального истеблишмента места.

Нынешний проект закона представляется мне таким, знаете ли, головокружением от успехов. Чтобы заработала ротация в ее нынешнем формате – а она распространяется сейчас всего на пять-шесть ключевых должностей, – потребовалось более десяти лет. Это была очень серьезная проблема, поскольку она упиралась и в деньги, и в кадры, и в конкретные механизмы.

И вдруг, явочным порядком, решено расширить номенклатуру позиций, на которую закон распространяется. На мой взгляд, это невозможно чисто физически. Не говоря о том, что сейчас – это очевидно – мы вступаем в фазу, когда федеральный центр слабеет, а относительная роль регионов усиливается. Получается, на излете всемогущества центра Кремль пытается установить новый порядок. Но для этого, боюсь, одного решения законодателей недостаточно. Это длительный процесс, который невозможно ускорить по желанию и завершить до тех пор, пока не будет проделана вся подготовительная работа.

Да, Кремль пытается усилить федеральный контроль. Но именно сейчас, мне кажется, сделать это практически нереально…
 
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций:
 
– Впечатление, что глава государства хочет лично участвовать в формировании региональных органов власти, – обманчивое. Проблема заключается в том, что большинство руководителей в регионах сидят на своих местах годами и десятилетиями. Очень часто контроль за их сменяемостью уходит на уровень губернатора. Это способствует формированию групп влияния в субъектах, которые занимают ключевые позиции и на них кормятся. Чтобы вскрыть эту систему и вдобавок уменьшить коррупционное давление, и предлагается расширить ротацию.

Момент для этого выбран не случайно. Начиная с 2013 года в субъектах федерации идет активная избирательная кампания, в том числе глав регионов. Понятно, что, если губернатор идет на выборы со сложившейся командой, которая существует годами и которую он не готов менять, выиграть выборы достаточно сложно.

На мой взгляд, перемены в сложившейся системе необходимы. Нужно регулярно менять чиновников на ключевых должностях, иначе они тормозят социальные лифты в субъектах РФ. Плюс ко всему длительное пребывание на хлебной должности – прямой путь к кумовству, что приводит к появлению в регионах семейных структур вокруг чиновников.

Другое дело, что в долгосрочной перспективе ротацию госслужащих необходимо проводить с помощью общественного контроля и конкретных, количественных критериев оценки их эффективности. Если чиновник сидит на должности годами и при этом плохо работает – его эффективность следует оценить и заменить его другим. Если же он работает хорошо, время его пребывания в должности несущественно.

Выработка критериев эффективности госслужащих, их принятие в дополнение к законопроекту могли бы поднять закон о ротации на системный уровень. В противном случае риск того, что решение о смене региональных игроков будет производиться произвольно, на основании клановых интересов, достаточно высок.
 
Елена Панфилова, директор Центра антикоррупционных исследований Transparency International Russia:
 
– Ротация – один из инструментов решения проблемы сращивания как различных ветвей власти, так и власти с бизнесом. Но надо понимать: он эффективно работает, лишь когда работают другие необходимые инструменты – внешнего, независимого общественного контроля за государственными органами.

У нас же получается, что противодействие коррупции – как ее понимает наша власть – идет по принципу собирания мозаики. Чиновникам то подарки дорогие запретят принимать, то ротацию введут, то новые декларации заставят подавать. При этом все эти меры не сводятся воедино. Как вы понимаете, можно ввести самую распрекрасную ротацию, но без достойной подготовки кадров и без введения системы независимого контроля за деятельностью руководителей толку от ротации не будет. И новые руководители будут заниматься тем же, чем их предшественники, – коррупционной деятельностью.

По идее, ротация чиновников – вполне нормальный антикоррупционный инструмент. Но именно в нашей ситуации ожидать, что он один, сам по себе, искоренит коррупцию, было бы наивно…
 
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
 
– Ротацию вполне можно рассматривать как антикоррупционную меру применительно к определенному кругу должностей. Кроме того, это способ формирования единого бюрократического корпуса по стране и предотвращения замыкания региональных бюрократий в себе.

На деле с возвращением выборности губернаторов повышаются риски формирования автократических региональных режимов. У таких режимов есть родовые пороки, в них преобладает инерция, и в результате возникают изолированные региональные бюрократические системы.

Предотвращение региональной изоляции – мера из разряда дежурно-необходимых, вполне стандартная в системе госслужбы. Речь не идет о кардинальном изменении ситуации, скорее, о ее улучшении перед выборами…
 
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:
 
– У меня складывается ощущение, что сегодня идет работа по усилению президентской вертикали, поскольку именно глава государства решает, какие должности подлежат ротации, а какие нет. Не уверен, что это эффективный ход.

По сути, речь идет о том, что президент в режиме ручного управления будет решать, давать чиновникам больше или меньше самостоятельности. В итоге решение принципиальных вопросов снова замыкается на Владимире Путине, хотя именно вопросы ротации можно было бы решать на несколько ступенек ниже…

«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама