Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Как устроен рынок контрафактной продукции в Интернете

, «Expert Online» 2014

Проблема роста объема контрафактной продукции актуальна как никогда. Компании и бренды  во всех странах несут от этого все большие репутационные и финансовые потери. Правда есть одно «но». В то время, как во всем мире данной проблеме уделяется огромное внимание (а защита брендов представляет собой огромную индустрию на территории США и Европы), в России не часто можно услышать и прочитать что-либо по данной тематике.

Мы решили исправить эту ситуацию и проанализировать информацию, доступ к которой ограничен. Мы взяли лишь один сегмент контрафакта – Интернет, но его масштаб позволяет делать вполне обоснованные выводы о том, как устроен этот рынок в целом и какие бренды среди главных пострадавших.

Встречали ли вы подделки?

Для того, чтобы посмотреть, чем живет рынок контрафакта, не нужно далеко идти.  Достаточно пройтись по любой оживленной улице любого города в мире, спуститься в метро, или проехаться на автобусе, чтобы увидеть бренды Louis Vuitton, Gucci или Hermes на одежде или аксессуарах огромного количества горожан и пассажиров.

    По данным международного исследовательского агентства Millward Brown Optimor, эти марки входят в ТОП-10 премиум-брендов 2013 года в следующей последовательности:

1 - Louis Vuitton;
2 – Hermes;
3 – Gucci.

    Речь идет о брендах, продукты которых могут оцениваться в тысячи долларов. А значит - именно эти бренды являются потенциальными жертвами мошенников. Стоит также понимать, что на сегодняшний день купить подделку проще всего через сеть Интернет. Достаточно вбить в любом браузере запрос «Купить копии часов Rolex» или «Сумка Louis Vuitton, Prada, Gucci - все по 3000р.» и получить несчетное количество предложений на эту тему.


Что же такое контрафакт и какой вред он наносит?

    Контрафакт — это в первую очередь нарушение интеллектуальных прав. Как гласит Википедия — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала. Если переходить к более осязаемым вещам, то, логично, что копия от оригинала отличается всем. Начиная от лекала, заканчивая колером материалов и стоимостью.

Однако, стоит отметить, что между неучтенной партией вещей с завода фирмы подрядчика и партией, сделанной в кустарных условиях есть большая разница.

В первом случае товар сделан из тех же материалов и по тем же лекалам, просто он не учтен, и доход с продаж идет «в карман» мошенников. А во втором случае, владельцы получают еще и минус своей репутации, а она обычно зарабатывается годами, и стоит явно дороже одной, пускай даже большой, партии продукта, проданной через теневой рынок. Ведь ничего общего с оригиналом такие копии вещей практически не имеют, только лейбл и визуальную форму. На деле они изготовлены из более дешёвых и низкокачественных материалов, в них используются некачественная фурнитура. Для кого-то такие копии — это возможность получить дешевое подобие оригинала, на который не накопить, но скорее всего такая вещь долго не прослужит.

Для того чтобы отличить такую подделку, не нужен особый экспертный взгляд, достаточно взглянуть и потрогать вещь в реальности. Именно поэтому такие виды контрафакта распространяются через Интернет: люди «клюют» на фотографию, не имея возможности оценить товар в реальности.

В России, среди экспертного сообщества существует точка зрения, что крупные ритейлеры марок люксового сегмента финансово не страдают от большого количества контрафакта на рынке. Однако, с репутационными потерями дело обстоит иначе.

«Как один из крупнейших игроков этого рынка, мы не наблюдаем серьезные финансовые риски, связанные с наличием контрафактной продукции на рынке. В России такие риски отчетливо просматривались лишь в 90-ые годы, однако с приходом на рынок представителей массмаркета (таких марок как Zara и H&M), покупатели со средним достатком переключили свое внимание на них. Сегодня же, контрафактную продукцию, в основном, покупают люди, не вникающие в последние тенденции fashion-индустрии, а знающие лишь о самом существовании того или иного модного дома. Те же, кто интересуются и «в теме», покупают вещи либо «среднего» ценового сегмента, либо копят и ждут сезона распродаж для покупки эксклюзивных вещей,»— комментирует ситуацию Даниил Берг, креативный директор ТД «ЦУМ»,—«Но если о каких-то финансовых рисках говорить сейчас не приходится, наличие репутационных рисков, лично для меня, вполне очевидно. Смысл люксовых брендов в их уникальности и возможности для покупателя приобщиться к некоему «полузакрытому» и элитарному «клубу». А чем шире становится охват контрафактной продукции, тем меньше остается этой самой элитарности. Это привело к тому,  что в парижских бутиках Louis Vuitton, Hermes, Chanel и других топ-люкс бутиках, иностранным туристам продают лишь по одной вещи в руки, дабы сохранить эксклюзивность продуктов. Такие марки дорожат своим статусом и репутацией, и не хотят терять состоятельных клиентов, которые поддерживали их на протяжении многих лет».

Мнение Даниила отчасти перекликается с мнением Richemont group, в состав которой входят известные ювелирные и часовые дома (Montblanc, Cartier, Vacheron Constantin, Jaeger-leCoultre, IWC, Piaget) и продукция, которой также подвергается регулярному риску быть подделанной. К сожалению, в компании не ведут регулярной статистики на данную тему, и пока не наблюдают тенденции роста количества контрафактной продукции на территории РФ. 

Однако, как нам сообщили, в компании Richemont существует специальное подразделение, которое осуществляет работу по защите авторских прав, прав интеллектуальной собственности по всему миру и оно ведет борьбу с контрафактной продукцией совместно с ведущими юридическими компаниями и государственными структурами.
 

Было вполне предсказуемо, что такие игроки рынка не дадут точных данных о том, какие в действительности потери несут эти бренды от широкого распространения контрафактной продукции. Но судя по тому, что компании прибегают к услугам консалтинговых фирм, чтобы восстановить справедливость, эти потери огромны.

Несколько лет назад эксперты Высшей школы экономики оценили ежегодный объем рынка контрафакта в РФ в 900 млрд руб. — это около 6% от оборота розничной торговли в стране.

Нам удалось пообщаться с представителями теневого бизнеса, чтобы разобраться в схеме продаж контрафакта в сети. Естественно, этот источник пожелал остаться анонимным. Вот, что он он рассказывает про свою «бизнес-модель»:

«Я начал работать самостоятельно в 2010 году. Тогда конечно уже существовали сайты и группы Вконтакте, где можно было приобрести Louis Vuitton за 1500 рублей, но их было не так много, как сейчас. Раскрутка таких групп стоила значительно дешевле, а принцип работы был следующий. С китайских сайтов заказывалась партия более менее ходовых товаров - сумки, кошельки, очки, обувь, и размещалась в группе Вконтакте. В то время я сам отвечал на звонки, сам доставлял, размещал  интересные позиции на заказ. Накрутка была в среднем 200%. Спустя два - три месяца чистый доход составлял 100-150 тысяч рублей. Как раз тогда я принял решение расширяться и позвал в бизнес знакомого. Также мы наняли пару курьеров-студентов, которые отвозили  заказ за 200 рублей.

Бизнес был интересен тем, что чем больше в него вкладывали, тем больше он отдавал. Дело дошло до того, что в 2012 среднемесячная чистая прибыль достигала 500-600 тысяч рублей. При этом мы не платили ни за офис, ни за склад, все «шмотки» были у меня в квартире. Ко мне можно было приехать домой, померить и купить. Если говорить о том, сколько денег делают на «леваке» одни только группы Вконтакте, то эта сумма будет из ряда фантастики.
 
Если мы вдвоем с партнером и парой-тройкой курьеров могли зарабатывать  по полмиллиона рублей в месяц, то чего говорить о тех, кто вкладывает немалые суммы на раскрутку, склады и штат сотрудников. Мне кажется, было бы у нас в то время больше денег на продвижение и не трать бы мы выручку от легких денег на всякие развлечения, то можно было бы легко дойти до миллиона, а то и полутора в месяц чистыми.

Конечно, бывали случаи, когда недовольные качеством клиенты пугали нас прокуратурой и судами, но в то время наказания за подобные нарушения были не особо большими, и мы продолжали делать то, что делали. Кстати, эти истории достаточно быстро сходили на нет.

Судя по всему, люди пугались бумажной волокиты, от бюрократии в таких делах никуда не денешься. С делом мы в итоге завязали, я открыл новый легальный проект. Про всю историю могу сказать, что было круто. Сейчас существует несколько ключевых компаний, которые продают «левак» в сети. Думаю что годовой оборот у каждой по миллиону долларов не меньше».

Оружие правосудия.

А как этот теневой бизнес регулируется законодательно? Почему такой масштабный нелегальный рынок процветает?

Законом № 194-ФЗ предусмотрено усиление административной ответственности за производство, выпуск в обращение и продажу фальсифицированных товаров с заведомо измененными свойствами и введение тем самым потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества реализуемых товаров. Соответствующие изменения внесены в ст. 14.7 КоАП РФ.

В свое время закон увеличил  размер санкций за правонарушения, предусмотренные указанной статьей, наиболее существенное усиление санкций произошло в отношении юридических и должностных лиц:

- для граждан увеличение произошло с 1000—2000 руб. до 3000—5000 руб.;

- для должностных лиц — с 1000—2000 руб. до 10 000—20 000 руб.;

- для юридических лиц — с 10 000—20 000 руб. до 20 000—40 000 руб.

Более того, с 3 августа 2013 г. свою работу начал суд по интеллектуальным правам. Ему подсудны в том числе дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ первой инстанции и арбитражными апелляционными судами (п. 3 ст. 43.4 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ«Об арбитражных судах в Российской Федерации»). При этом к делам о защите интеллектуальных прав, в частности, относятся дела о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ. Об этом ВАС РФ сообщил в информации от 9 июля 2013 г.

Звучит достаточно сухо, не правда ли? Более того на наш взгляд эти данные выглядят как-то ущербно на фоне юридической практики в отношении контрафактной продукции в других странах.

Например, в США любое нарушение авторского права карается штрафом на сумму до 500 тысяч долларов и (или) тюремным заключением на срок до пяти лет в случае, если преступление совершено впервые. Повторное преступление наказывается штрафом до  $1 млн. долларов и (или) тюремным заключением на срок до 10 лет. Преступниками являются лица, активно или пассивно нарушающие авторские права. Наказанию не подлежат, действующие на некоммерческой основе библиотеки, образовательные учреждения и публичные телерадиокомпании.

Что касается Европы, то самые существенные наказания предусмотрены во Франции. Там нарушение авторского права влечет за собой штраф до 300 тысяч евро и тюремное заключение на срок до трех лет. В случае если преступление совершено группой лиц, наказание увеличивается до пяти лет лишения свободы и штрафа в 500 тысяч евро. Для суда не имеет значения, нарушено французское или иностранное авторское право. Ввоз контрафактной продукции также карается.

И как нам кажется, вышеописанная практика вряд ли имела бы место, если бы проблема контрафакта не существовала. К сожалению, сегодня еще не все участники рынка готовы задействовать максимум своих ресурсов на решение этих проблем, более того существуют и такие бренды, у которых данных ресурсов попросту нет. Это обуславливается не устоявшейся судебной практикой, отсутствием серьезных наказаний для злоумышленников до недавнего времени, и стоимости компентеных сотрудников и сервисов по защите от контрафакта.

Есть некоторая надежда, что 2014 год  может стать новым витком в эпохе борьбы с контрафактной продукцией на территории РФ. На это, кстати,  указывает несколько фактов.

Во-первых, судьи стали выносить обвинительные приговоры по делам, связанным с контрафактной продукцией, и давать реальные сроки. Конечно, добиться первых таких приговоров удавалось при активном содействии со сторон правообладателей, но прецеденты уже созданы и дальше, несомненно, судебная практика по таким делам будет лишь набирать обороты.

Во-вторых, важно отметить, сегодня на рынке появилось достаточное количество сервисов по защите брендов, а крупным игрокам с каждым годом становится все дешевле и проще отдавать такие задачи на аутсорсинг.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама