«Реал» - «Барселона», СССР – Канада (хоккей), Каспаров – Карпов… История спорта полна примеров острейшего соперничества. Но этот список будет неполным, если не упомянуть о соперничестве двух северных королевств: Швеции и Норвегии в лыжных гонках.
Швеция и Норвегия не одно десятилетие доминируют на лыжных трассах. Норвежцы намного чаще опережали соседей в своем национальном виде спорта. Причем, делали это всегда с большим удовольствием.
Однако в Сочи все перевернулось с ног на голову. Последние полторы недели Швеция наносит Норвегии один удар за другим. Многодневный марафон в лыжных гонках приближается к концу. Остались две гонки: масс-старты у женщин и мужчин.
По состоянию на утро 20 февраля Норвегия выиграла 8 медалей, а Швеция – 11. Кстати, о доминировании скандинавов в этом виде говорит и то, что все остальные страны, а их четыре, выиграли вместе взятые столько же медалей, сколько норвежцы – 8.
Среди заголовков в норвежской прессе чаще всего встречается слово «катастрофа». Норвежская паутина раскалилась докрасна и в любой момент может вспыхнуть от вопроса: как такое могло произойти?
«Опять шведы над нами посмеялись!»- съязвила норвежская ежедневная газета Verdens Gang после воскресного поражения в мужской эстафете. Сборная Норвегии не проигрывала с 2009 года, а тут пропустила вперед не только шведов, но и россиян с французами и вообще осталась без медали.
Дело дошло до самого верха. Норвежский премьер-министр Эрна Солберг сдержанно прокомментировала поражение шведам. Было видно, что разговаривать на эту тему ей не хочется.
Чаще всего стрелочниками называют даже не самих лыжников, а технический персонал. Большинство блоггеров считают, что основная вина лежит на техниках, отвечающих за смазку. Они, похоже, не смогли в отличие от шведских коллег подобрать нужный состав для капризной сочинской погоды и не обеспечили своим спортсменам идеального скольжения на трассе.
В свое оправдание «смазочники» ссылаются на сложность профессии. Они сидят вдали от посторонних глаз и, как алхимики, колдуют над подбором ингредиентов. Для разных гонок требуется разная смазка. В расчет берутся глубина снега, температура, влажность воздуха и влажность снега и многое другое. Набор рабочих орудий тоже впечатляет. Работа, кстати, что называется, «пыльная», поэтому работать приходится в хирургических масках. В Сочи задачу значительно усложняют теплая погода, которая повышает влажность снега, а также резкие колебания температуры.
«Я много лет очень напряженно работал, чтобы хорошо выступить здесь,- заявил Крис Андре Йесперсен, участник норвежской команды в эстафете 4Х10 км.- Когда лыжи плохо скользят, это просто кошмар. Бежать в таком состоянии не пожелаешь и врагу».
С обвинениями в свой адрес согласился на пресс-конференции и главный за смазку в сборной Норвегии – Кнут Нюстад, уже получающий угрозы по электронной почте. Он назвал неспособность найти подходящую смазку «кризисом».
Среди лыжников в Олимпийской деревне ходят слухи и о какой-то суперсмазке. Ульф Бьеркнес, директор норвежской компании Swix Sport, которая поставляет лыжную смазку для многих команд, утверждает, что никакой суперсмазки не существует. Все дело в том, что техники нескольких команд сумели лучше других приспособиться к теплой погоде и липкому снегу.
Что касается победителей, то они, конечно, довольны неожиданно свалившимся на них счастьем, но ведут себя в целом достойно и над поверженным противником особенно не злорадствуют. Однако в Швеции уверены, что смазка в их победах и в поражениях соседей не при чем.
«Никакого секрета нет,- улыбнулся Йохан Ольссон, член сборной Швеции в эстафете.- Главное – тяжелая работа. Мы овладели гонкой, мы задали темп, и мы знали, что наша команда самая сильная».
Соль на раны норвежцев посыпал еще один шведский чемпион, Даниель Ричардссон. Он заявил, что винить соседям следует не смазку, а собственную форму.
Кстати, натянутые отношения у норвежских лыжников не только со шведами, но и с хозяевами Олимпиады. Норвежец Петер Нортуг обещал устроить войну одному из лучших российских лыжников – Максиму Вылегжанину. Напряжение достигло апогея в скиатлоне, когда северянин Мартин Сундбю отнял бронзу у Вылегжанина, помешав ему на последних метрах своей лыжей сделать финишный рывок.
Протест нашей сборной был отклонен. Сундбю предупредили, но медаль оставили. Не удивительно, что Александр Легков заявил, что рад, что норвежцы в эстафете вообще остались без медалей.
Норвежцы несколько поправили вчера положение, выиграв командный женский спринт, но если они хотят выполнить поставленную перед Олимпиадой задачу – побить олимпийский рекорд по числу наград – 26, установленный ими же ровно 20 лет назад дома в Лиллехаммере, то им следует напрячься и ускорить темп.
Сейчас у них 20 медалей и первое командное место по числу золотых наград. Утешение, что шведы далеко позади и завоевали медалей почти вдвое меньше, слабое, потому что в коронном норвежском виде – лыжных гонках они соседей обошли.