Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Минтранс не оказывает протекцию Уралвагонзаводу

«Expert Online» 2014
Фото РИА Новости/ Сергей Мамонтов

Планы «Уралвагонзавода» по производству в этом году 7 тысяч инновационных вагонов могут не реализоваться, поскольку Федеральная служба по тарифам вряд ли предоставит скидку владельцам нового подвижного состава нижнетагильских вагоностроителей. Минтранс опроверг информацию, что оказывает давление на РЖД и ФСТ по вопросу предоставления скидок при использовании продукции Уралвагонзавода.

В СМИ прошла скандальная информация о якобы существующем протоколе совещания в Минтрансе, согласно которому  Всероссийскому НИИ железнодорожного транспорта поручено признать надежными инновационные вагоны ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Со ссылкой на ИТАР-ТАСС сообщалось, что министерство поручило ОАО «Российские железные дороги» «прекратить практику распространения необоснованной информации по сомнительному качеству продукции в СМИ, наносящую отрицательное воздействие на имидж ОАО "НПК "Уралвагонзавод"». Такая формулировка якобы содержалась в проекте протокола по итогам состоявшегося в Минтрансе совещания.

Речь идет о возможности «Уралвагонзавода» производить инновационные грузовые вагоны. Кроме УВЗ в нашей стране подобные вагоны выпускает Тихвинский вагоностроительный завод. В прошлом году ТВСЗ произвел 4 000, а в этом планирует уже 11 000 вагонов.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предоставляет скидки владельцам инновационных полувагонов  от 10 до 30% от общих тарифов ОАО РЖД на использование инфраструктуры. Решение об этом было принято правительством в начале 2012 года. Таким образом, государство стимулирует приобретение новых полувагонов, которые снижают нагрузку на рельсы и намного реже ломаются.  «Уралвагонзавод» давно, но пока безуспешно борется за право на скидки для своих полувагонов, поэтому информация о возможной протекции со стороны Минтранса многих взволновала.

В Министерстве согласны с мнением РЖД о сниженном на 30% эффекте от эксплуатации вагонов УВЗ. Соответствующий  отчет будет направлен в ФСТ для принятия дальнейшего решения о возможности применения тарифной скидки, а «Уралвагонзаводу» будет необходимо провести повторные испытания своих вагонов для подтверждения заявленной заводом эффективности и уточненной оценки экономического эффекта от их эксплуатации. «Мы сейчас готовим протокол совещания по поводу полувагонов УВЗ, - сообщил «Эксперт Online» заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. – Он не имеет ничего общего с тем проектом протокола, на которые ссылались СМИ».

Ранее Цыденов так выразил отношение к этому вопросу:

«Позиция Минтранса - с учетом полученной информации мы направляем в ФСТ на принятие решения по тарифному регулированию. Когда будут новые данные по новому договору, мы их рассмотрим. Там будет новая позиция», - сообщил чиновник.

Г-н Цыденов также не подтвердил, что РЖД было дано поручение отозвать письма, направленные в ФСТ России о невозможности установления тарифных скидок на полувагоны модели 12-196-01 производства УВЗ.

«Уралвагонзавод» ранее заявлял о планах произвести в этом году 7000 инновационных полувагонов.

«Пока что «Уралвагонзавод» продает по тысяче инновационных полувагонов  в год, предприятия и операторы перевозок отказываются их покупать, поскольку на них ФСТ не дает скидки на тарифы РЖД», - пояснил «Эксперт Online» генеральный директор консалтингового агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов.

В РЖД считают, что продукция УВЗ не отвечает критериям инновационности, именно поэтому к ней не могут быть применены тарифные скидки при пользовании железнодорожной инфраструктуры. Пока такую скидку предоставляют только владельцам инновационных полувагонов Тихвинского вагоностроительного завода.

Всероссийский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) еще в 2012 году по заказу РЖД разработал методику для оценки экономического эффекта при массовом внедрении инновационных вагонов. Он возникает за счёт сокращения топливно-энергетических затрат на тягу вагона, снижения разрушающего воздействия подвижного состава на путь, уменьшения затрат на обслуживание вагона в пути следования, повышения грузоподъёмности и других факторов.

«Тарифицируемый по льготным схемам подвижной состав фактически лишает ОАО «РЖД» части доходов, но компания готова пойти на этот шаг даже в условиях нынешнего обнуления повышения тарифов для стимулирования внедрения вагонов с действительно улучшенными технико-экономическими характеристиками», – сообщают в ОАО «РЖД».

В прошлом году УВЗ обратился во ВНИИЖТ за расчетами экономического эффекта для своих инновационных полувагонов на тележках модели 18-194-1.  «Расчеты показали, что экономический эффект для ОАО «РЖД» от массового внедрения вагонов УВЗ имеется, но он ниже, чем тот, на основе которого разработаны льготные тарифные схемы. У этих вагонов повышенное воздействие на путь при среднем износе. Наши выводы не устроили УВЗ, они отказались от получения наших расчетов», - пояснил «Эксперт Online» источник во ВНИИЖТ.

Этот полувагон Уралвагонзавод выпустил в 2004 году и тогда же были проведены испытания по воздействию на путь. Во ВНИИЖТе сообщили, что по итогам испытаний выявилось повышенное воздействие на путь, которые даже у типовых вагонов ниже. Также выявилась низкая надёжность полимерных упругих элементов самой тележки 18-194-1.

РЖД в 2009 году закупила партию инновационных вагонов производства УВЗ. Но в ходе контрольной эксплуатации к 2012 году у 72% вагонов были обнаружены изломы и трещины полимерных упругих элементов. «Уралвагонзавод» пытался неоднократно улучшить эти элементы. Но в прошлом году в ходе дополнительных осмотров не подтвердилось повышение качества. В РЖД сообщали, что количество отцепов инновационных вагонов УВЗ втрое выше, чем у типовых.

«Доля инновационных вагонов в общем выпуске вагонов постепенно растет, но все еще незначительна (около 10%), - сообщили «Эксперт Online» в Объединенной вагонной компании (управляет ТВСЗ). - Сложная экономическая ситуация на рынке перевозок, с одной стороны, заставляет операторов экономить и покупать более дешевую продукцию. С другой ― искать возможности повышения эффективности за счет новой техники, к которой относятся и инновационные вагоны. Собственники принимают решение о выборе конкретной модели с учетом баланса этих факторов. Но стабильно растущий спрос на вагоны с улучшенными эксплуатационными характеристиками – это тренд. Задача же вагоностроителей за счет массового производства инновационных продукции обеспечить качественное обновление текущего парка».

Очевидно, что информационный сброс о якобы данных РЖД поручений Минтрансом признать иновационность вагонов УВЗ, на руку проигрывающему конкуренцию предприятию. Впрочем, источник в дивизионе железнодорожной техники «Уралвагонзавода» на условиях анонимности подтвердил, что никакой специальной протекции Минтранс в самом деле не оказывает: «Минтранс занимает нейтральную позицию, он просто говорит, что к нам должны применяться те же требования, что к другим производителям при решениях о скидки на использование инфраструктуры РЖД».

Однако опрошенные отраслевые эксперты сходятся во мнении, что для возможности подтвердить качество своих вагонов УВЗ все же придется поработать над повышением их надежности.


 

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама