РЖД: больше за те же деньги

«Expert Online» 2014

РЖД стала первой естественной монополией, инвестпрограмма которой на 2014-2016 годы прошла через экспертный фильтр. Причем, по отдельным объектам — в том числе мегапроекту реконструкции БАМа и Транссиба — проводился технологический и ценовой аудит. Результат —  госкомпания приняла ряд рекомендаций по удешевлению строек, изменению технологий строительства и нивелированию рисков.

Инвестиционные программы госкомпаний-гигантов должны перестать быть тайной под семью печатями — по крайней мере, для профессионалов соответствующей и смежных отраслей. По распоряжению правительства затраты на строительство отдельных объектов должны проходить через публичный технологический и ценовой аудит (ТЦА), а сами инвестпрограммы — оцениваться экспертным сообществом. Эта работа ведется под эгидой Открытого правительства: экспертный совет при правительстве анализирует как отдельные объекты строительства, так и сами инвестпрограммы. Пока новые технологии проходят «обкатку», на основе этого опыта, как рассчитывают в правительстве, прозрачность работы (а, следовательно, эффективность) повысится, а госкомпании перестанут быть вещью в себе.

«Технологический и ценовой аудит позволяет найти оптимальные технические и стоимостные решения, отвечающие современному мировому опыту, выявить недочеты и ошибки в документации, определить возможности для экономии и более эффективной реализации проектов. То есть ситуаций, когда государственные деньги вливаются в крупные объекты, а они работают вполовину мощности или стоят недостроенными, быть не должно», — говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, на площадке которого сейчас разрабатывается проект дорожной карты проведения ТЦА.

Первой из естественных монополий своюинвестпрограмму экспертам направила РЖД. Ее общий объем — 1,2 трлн рублей. 393,1 млрд рублей должны быть потрачены в этом году, 419,8 млрд — в следующем и 438,4 млрд — в 2016 году.

Верхний уровень такого экспертного аудита — соответствие планов РЖД действующим стратегическим документам. Транспортная стратегия, Стратегия социально-экономического развития, майский указ президента о долгосрочной экономической политике: каждая стройка РЖД должна быть вписана в приоритетные проекты.

«Эксперты фактически провели аудит 40% инвестиционной программы, что составляет 470 млрд рублей в денежном выражении. Промежуточный итог: экспертами сформирован набор конкретных рекомендаций по возможной оптимизации как стоимостных, так и технологических мероприятий, включенных в инвестиционные проекты РЖД, и эти предложения компания безусловно учтет на этапе проектирования», — отметил старший вице-президент РЖД по экономике и финансам Вадим Михайлов.

Поскольку РЖД – госкомпания, от которой зависят миллионы смежников, пассажиров, предпринимателей, то аудиторы и эксперты также изучали финансовую стратегию и ее влияние на конкуренцию в железнодорожной и смежных отраслях. С этой же стороны анализировались и наиболее крупные проекты, так как в условиях замедления экономического роста, замораживания тарифов ясно — дополнительных денег бюджет не даст.

«Экспертное сообщество должно обладать полной информацией о том, как реализация того или иного инвестпроекта повлияет на важнейшие технические, технологические, производственные и экономические показатели работы железнодорожного транспорта в целом», — отметил руководитель рабочей группы по транспорту экспертного совета, гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев, принимавший непосредственное участие в аудите.

Первые проекты, прошедший процедуру независимого технологического и ценового аудита, — реконструкция нескольких участков, в том числе Западного и Восточного БАМа, Транссиба, а также ветки Междуреченск-Тайшет. В модернизацию БАМа и Транссиба до 2018 года планируется вложить 560 млрд рублей, ее мощность должна увеличиться на 50 млн тонн.

Комплексная реконструкция участка Междуреченск-Тайшет, как рассчитывают в РЖД, повысит пропускную способность магистрали на юге Сибири, что критически важно в свете перспективной разработки Элегестского угольного месторождения. Окупаемость — 11,8 лет, бюджетные инвестиции — 29,2 млрд рублей. Более половины поступлений в бюджет от его реализации должны быть обеспечены за счет налоговых платежей косвенных участников проекта. «Согласно планам РЖД, доходы бюджета РФ более чем в два раза превысят суммарные инвестиции», — подчеркивает Вадим Михайлов.

Технические решения обоснованы, заключила аудиторская компания. А окончательная стоимость определится при подготовке проектно-сметной документации, так как в проект могут быть внесены изменения.  «На этом участке очень сложный рельеф, что может повлечь за собой увеличение сроков строительства, — поясняет партнер PricewaterhouseCoopersRussia Дмитрий Ковалев. – Нужно еще раз проанализировать возможность строительства Третьего Джебского тоннеля вместо обходного пути, что может сэкономить до 10% стоимости проекта».

Второй крупный проект предусматривает комплексную реконструкцию участка на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах – «станция им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая» – с обходом Краснодарского железнодорожного узла. Согласно плану, необходимо уложить 642 км второго главного пути и построить новую линию длиной 65 км в обход Краснодарского узла. Общий объем финансирования — 113 млрд рублей.

Результаты технологического и ценового аудита выносились на суд экспертного сообщества, причем, не только железнодорожников, членов экспертного совета при правительстве. И аудиторы, и эксперты дали свои рекомендации, например, по словам Вадима Михайлова, госкомпании предложено учесть увеличение веса поездов за счет эксплуатации вагонов повышенной грузоподъемности. В РЖД обещают учесть рекомендации, как в общей инвестпрограмме, так и на следующих этапах реализации отдельных проектов.

«РЖД — первая компания, которая проходит такой аудит. Это большой шаг, так как проведение подобной работы при отсутствии каких-либо формальных процедур – задача не из простых. На примере РЖД эти процедуры будут доработаны, и остальные госкомпании примут это как стандарт работы. Впервые такая крупная монополия очень детально проанализировала свою инвестпрограмму с экспертами, раскрыла данные, и гибко подошла к процессу», — отмечает заместитель генерального директора ОАО «СУЭК» ДенисИлатовский.

Новые формы раскрытия информации естественных монополий об инвестпрограммахи обсуждение их со всеми заинтересованными участниками рынка, отраслевыми экспертами и конечным потребителем - должно стать драйвером развития общественного контроля задеятельностью субъектов естественных монополий, рассчитывают в правительстве. Соответствующую Концепцию и дорожную карту по ее реализации еще в прошлом году утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев, курировал процесс разработки этих документов министр РФ Михаил Абызовсовместно с экспертами, представителями профильных ведомств, естественных монополий и потребителями. Теперь инвестпрограммыкрупных госкомпаний и их тарифные заявки (пожалуй, один из самых главных раздражителей для граждан и бизнеса) будут формально проходить через согласование с потребителями, для чего создают специальные советы потребителей — причем как на федеральном, так и на региональном уровне.

«Основная задача этой работы — налаживание диалога между естественными монополиями и потребителями услуг через механизм большего раскрытия информации. Обеспечение доступа к информации об инвестпрограммах и тарифообразовании на едином ресурсе (сайте госуслуг),  обязательное участие и контроль за ними со стороны потребителей. Разумеется, не каждый специалист способен разобраться во всех нюансах и технических деталях, поэтому для оценки инвестпроектов привлекаются независимые консультанты и экспертное сообщество», — поясняет Михаил Абызов.

Задачу подготовить механизм контроля над инвестпрограммами и тарифами естественных монополий ранее поставил перед Правительством Президент России Владимир Путин. С соответствующей просьбой к главе государства обратились представители бизнес-сообществана встрече в Воронеже 23 мая 2013 года.




    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама




    {# hmac_message ExternalIdentityAuthentication Websiteid 123 %}