Экономика

Регионы ждут поддержку

«Expert Online» 2014
Фото ИТАР-ТАСС

Сокращение налоговых поступлений и растущие затраты на исполнение майских указов президента приводят к росту дефицитов региональных бюджетов. Причин несколько: среди них - снижение налога на прибыль и уменьшение федеральных трансфертов.

Сокращение налоговых поступлений и растущие затраты на исполнение майских указов президента скажутся на росте дефицитов региональных бюджетов, ожидают в рейтинговом агентстве Moody's. По его оценке, объем валового регионального продукта (ВРП) у большинства регионов в 2014 году сократится (в целом по экономике РФ темпы падения могут составить 1%), а их расходы вырастут (на 9%). В итоге размер дефицита к доходам может увеличиться до 8% (с 3% в 2012 году и 7,5% в 2013-м), а общая долговая нагрузка регионов по итогам года — вырасти на четверть, до 2,2 трлн рублей.

Среди причин роста дефицита региональных бюджетов — сокращение объема бюджетных трансфертов из центра (с 1,5 трлн рублей в 2013 году до 1,050 трлн рублей в 2014 году) и объема поступлений от налога на прибыль. В 2014 году его сборы могут снизиться на 7%, ожидают в Moody's, отмечая, что для большинства регионов это существенный источник доходов (свыше 30% общего объема). Общий дефицит регионов в этом году может составить 860 млрд рублей.

Опасения рейтингового агентства разделяют российские чиновники и экономисты.

Экономический кризис и политика федеральных властей привели к снижению доходов региональных бюджетов и росту долговых обязательств. По итогам 2013 года снижение доходов было зафиксировано у трети субъектов федерации. В результате уже к марту 2014 года долг региональных бюджетов составил 31% от их собственных доходов, а у 40% регионов он оказался выше 50%, посчитали эксперты Независимого института социальной политики (НИСП).

«За 2013 год доходы региональных бюджетов номинально выросли на 1%. Это значит, что в реальном выражении они уменьшились более чем на 5%. Сохранились два негативных тренда – существенное снижение поступлений налога на прибыль (–13%) и трансфертов регионам (–6%), то есть безвозмездной федеральной помощи. Помог бюджетам рост поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 11% благодаря повышению заработной платы бюджетникам, а также налога на имущество (на 15%). Этот налог в основном платит бизнес (90% поступлений), поэтому повышение ставок налога на имущество увеличивает издержки компаний», – отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

В кризисе региональных бюджетов гораздо больше институциональных причин, чем экономических, считает Зубаревич.

К примеру, снижение доходов, обусловленное действующим с 2013 года законом о налогообложении интегрированных бизнес-групп (холдингов). Крупный бизнес получил право интегрировать прибыль и убытки предприятий, размещенных в разных регионах. В результате в субъектах федерации, где находятся успешные предприятия крупных российских компаний, сократились поступления налога на прибыль, поскольку этот налог компания может уплачивать на другой территории.

Так, закон привел к тому, что в среднем на 13% упали поступления по налогу на прибыль. Почти треть регионов потеряли в доходах – и это без учета инфляции. В первую очередь пострадали регионы-доноры. Например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в 2013 году столкнулись с дефицитом бюджетов в 15-18%.

По итогам 2013 года доля налога на прибыль – одного из самых значимых для областей и краев – в структуре региональных доходов стала минимальной за последние шесть лет (21% против 28% в 2008 году).

По словам помощника президента Андрея Белоусова, «закредитованность регионов – это проблема, которая возникла в последний год из-за того, что повышение заработных плат бюджетникам зачастую или, я даже не побоюсь сказать, как правило, не сопровождается оптимизацией самой бюджетной сети».

Он пообещал, что правительство выделит бюджетные кредиты регионам-должникам. К августу должна быть готова схема замещения коммерческих кредитов бюджетными деньгами. Суммарная помощь региональным бюджетам может превысить в этом году 200 млрд рублей.

Сами регионы также бьют тревогу и предлагают свои варианты решения проблемы.

Так, например, депутаты Заксобрания Новосибирской области считают необходимым тщательно проанализировать все инвестиционные программы, по ряду программ изменить бюджетное финансирование на частное. Рассмотреть как источник пополнения бюджета приватизацию Промышленно-логистического парка, Технопарка, в которые были сделаны миллиардные бюджетные вложения. 

По итогам первого квартала в облбюджет поступило 17,8 млрд рублей доходов, это ниже плана на 4,4%, сообщил Виталий Голубенко, врио министра финансов и налоговой политики Новосибирской области. Исполнение доходов за квартал – на уровне прошлого года. Но поступление налога на прибыль компаний снизилось до 94,8% от плана, по акцизам и подакцизным товарам – на 96,1%. По сумме госдолга область стоит на 32-й позиции (из 83 субъектов Федерации).




    Реклама

    «ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы»

    «20 февраля 2018 года в Москве состоится круглый стол ««ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы»
    начало трансляции в 16.00

    Зеркало промышленности

    ​Отраслевые выставки – возможность получить представление о состоянии дел в конкретном секторе экономики

    Почему повышение производительности труда персонала – задача номер один?

    Что надо сделать, чтобы большая часть расходов на оплату труда не превращалась в пустую трату денег

    ИНТЕРЛАКОКРАСКА- 2018

    Весь цвет лакокрасочной промышленности с 27 февраля по 2 марта. Более 230 российских и зарубежных компаний презентуют свою продукцию и услуги на ежегодной выставке


    Реклама