ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Предъявите паспорт

«Expert Online» 2014
Фото РИА Новости

ЦБ РФ предлагает обязать банки отказывать «высокорискованным» клиентам в проведении сомнительных операций

Центробанк России предложил внести для банков правило отказывать клиентам высокой категории риска в проведении сомнительных операций. Об этом сообщил заместитель председателя Банка России Дмитрий Скобелкин

По словам Скобелкина, после анализа ситуации и консультаций с Росфинмониторингом финансисты «пришли к выводу, что правильно было бы обязать отказывать по высокорискованным клиентам, а для остальных оставить право", - сказал зампред ЦБ.

По его словам, заставить банки отказывать всем клиентам в совершении операций с признаками сомнительных, было бы «слишком жестко», но в случае, когда с такой просьбой обращается клиент, относящийся к высочайшей зоне риска, банк будет обязан ему отказать. Как пояснил сотрудник ЦБ -  «чтобы не давать возможность банкам, которые не тех клиентов обслуживают, для каких-то маневров». В случае, если клиент относится к среднему уровню риска, банки будут сами решать, проводить такую операцию или нет.

В целом, Центробанк хочет поставить заслон для подозрительных операций – с одной стороны, но «не допустить перекосов» - с другой.

Пока эти поправки находятся в процессе обсуждения с Росфинмониторингом и правительством.

С конца июля 2013 года в рамках пакета поправок, направленного на борьбу с отмыванием денег, банки получили право отказывать клиенту в проведении сомнительных операций.

Так, в марте было внесено изменение в положение Банка России от 19 августа 2004 года «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». По указанию ЦБ, теперь банки должны проверять на подлинность паспорт клиента, если речь идет о любых операциях, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты или денежные переводы на сумму свыше 15 тысяч рублей.

Новации Центробанка нашли поддержку у банковского сектора. Единственное, указывают кредитные организации, что требует доработки – это техническая сторона работы с базой ФМС.

После вступления в силу новых правил банки столкнулись с проблемами: базы данных ФМС оказалась неполной,  работа информационной службы – неустойчивой.

Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась к регулятору с просьбой разъяснить порядок работы, после чего директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка Юрий Полупанов направил в АРБ письмо, в котором изложил официальную позицию ЦБ.

Так, если при запросе о действительности паспорта физлица банк получает ответ «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится», организация вправе отказать клиенту в обслуживании до официального подтверждения статуса паспорта. Если же банк получил информацию, что паспорт гражданина недействителен, он должен отказать клиенту в обслуживании и проведении операций.

ЦБ также разрешил банкам получать информацию о паспортах не через сайт ФМС, а через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая создана в рамках закона о госуслугах. К ней подключено 90% банков и ФМС. Такой способ будет более технологичным, исключит ручной ввод информации на сайте ФМС и позволит избежать перегрузки сайта.

Против изменений в работе банков выступили защитники прав потребителей. Как заявил газете «Известия» председатель Союза прав потребителей Петр Шелищ, «технические проблемы не должны стать препятствием для получения банковских услуг, и тем более нельзя требовать от самих граждан совершать действия по подтверждению подлинности паспорта, которые они не должны совершать. Получается, чтобы прийти в банк, нужно будет потратить время и деньги для получения дополнительных документов». 

«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама