Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Производительность труда: как переломить тенденцию

«Expert Online» 2014
ФОТО ИТАР-ТАСС

Создание фондов проектного финансирования и развития промышленности, появление агентства кредитных гарантий, которое заработает уже на днях, а также введение стимулов для переезда к новому месту работы – это основные меры, которые позволят повысить производительность труда. Однако полумеры по налоговому стимулированию будут все же тормозить появление новых предприятий.

В четверг в правительстве был представлен и предварительно одобрен план мероприятий по созданию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) до 2020 года. Эта идея была предложена президенту Владимиру Путину деловым сообществом, поскольку является мощным инструментом оживления экономики через модернизацию предприятий и введение налоговых стимулов для создания новых производств. Однако не все предложения деловых кругов были учтены в плане мероприятий по созданию новых ВПРМ. Задача непростая: в процессе техперевооружения будет высвобождена армия работников и их надо успеть переобучить и куда-то трудоустроить. Тем не менее, реализация даже части этого плана придаст импульс развития экономике.

Стимулы для новых производств

«Как известно, мы вообще никогда не были довольны темпами роста производительности труда в нашей стране, во всяком случае, в постсоветский период, и в последние годы темпы роста постоянно замедлялись, сейчас они не превышают 1,6% (по итогам 2013 года), - отметил премьер-министр Дмитрий Медведев. - Задача очень сложная – такую тенденцию переломить. К 2018 году существует цель увеличения производительности труда практически в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом».

По уровню производительности труда Россия отстает от стран Организации экономического сотрудничества и развития почти в 2 раза, от Соединённых Штатов Америки – в 2,6 раза. Но в то же время открытие новых производств тормозится в том числе по причине отсутствия квалифицированных кадров, умеющих работать на современном оборудовании. На исправление этой ситуации и нацелен план по созданию новых ВПРМ.

Основной блок плана связан со стимулированием создания новых производств. Этому будет способствовать создание фонда проектного финансирования, который будет выдавать льготные кредиты на открытие предприятий. При этом руководителям регионов будет поручено предоставлять налоговые льготы создающим производства предпринимателям.

Техперевооружению помогут рублем

Второй блок – это решение проблем технологического обновления. В России износ основных фондов составляет 50%. Средний возраст производственных зданий составляет 26 лет, сооружений – 21 год. К 2020 году Россия исчерпает потенциал советского капитала, поэтому техническое перевооружение – одна из ключевых задач экономики.

Отчасти она будет решена за счет создания к концу года фонд развития отечественной промышленности, который будет кредитовать производственников для замены старого оборудования. Его объем – около 50 млрд рублей. Кроме того, будут внедрены системы поиска и утверждения наилучших доступных технологий, созданы стимулы, которые позволят внедрять их в производство, тиражировать и таким образом повышать конкурентоспособность отрасли экономики.

«Имеется в виду создание соответствующих отраслевых справочников, их тиражирование, поддержание системы наиболее доступных технологий через увязку внедрения элементов с мерами государственной поддержки предприятий, создание мероприятий по локализации производства оборудования, которое соответствует принципам доступных технологий. То есть речь идёт о том, чтобы современное технологическое оборудование создавалось и тиражировалось именно в Российской Федерации», - сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Для компаний с госучастием будут разработаны целевые показатели повышения производительности труда, KPI для их менеджмента и изменения в трудовые договоры руководителей, в которых будет прописана ответственность за создание новых ВПРМ, модернизацию и обновление уже имеющихся рабочих мест.

«Запуская программу технического перевооружения, важно успеть создать систему переобучения кадров, поскольку сейчас у нас тормозится рост открытия новых предприятий именно  из-за отсутствия квалифицированных кадров, - пояснил «Эксперт  Online» Алексей Репик, сопредседатель «Деловой России», член экспертного совета АСИ. –  Важно создать условия для появления новых индустриальных парков, в которых на льготных условиях уволенные люди смогли бы открывать новые малые предприятия. Это особенно актуально для моногородов, где население работает на одном производств, в ходе модернизации которых тысячи людей могут остаться на улице».

Группа «Базовый элемент» провело исследование и выяснило, что в 45% моногородов может быть реализована модель создания индустриальных парков, за счет чего до 2016 года можно создать 60-90 тысяч новых рабочих мест. В частности, по такой модели планируется развивать Краснотурьинск, где градообразующим предприятием является Богословский алюминиевый завод (БАЗ). Как известно, РУСАЛу в связи с высокими ценами на электроэнергию пришлось закрыть алюминиевое производство на предприятии, оставив только добычу глинозема.

«Однако чтобы сохранить рабочие места, загрузить незадействованные мощности, а также улучшить инвестиционный климат, компания выступила с инициативой создать индустриальный парк на территории недостроенной в 1970-х годах второй очереди (около 100 га) Богословского алюминиевого завода.  Идея была поддержана правительством Свердловской области в лице Корпорации по развитию Среднего Урала и компанией «Энергетические проекты», вошедшие в состав учредителей управляющей компании индустриального парка с равными долями в 1/3, - говорит Олег Вайтман, директор РУСАЛа по связям с государственными органами. - В результате инвесторам практически на безвозмездной основе были предложены промплощадка со всей инфраструктурой: водой, канализацией, отоплением, электросетями, подстанцией, газом».

 «Предполагается использование механизма налоговых льгот или дополнительных налоговых обременений в части оценки фондов с истекшими сроками годности, чтобы стимулировать предприятия скорейшим образом заменять устаревшие фонды новыми, более современными», - сообщил Алексей Улюкаев.

Ключевой вопрос статистики

Но для того, чтобы налоговая инспекция смогла определить возможность предоставления льгот, и чтобы они дали эффект, а не были распылены или использованы мошенниками, правительству придется провести переоценку основных фондов оборудования на крупных и средних предприятиях. Кроме того, чтобы вести учет ВПРМ, необходимо как минимум провести оценку эффективности существующих рабочих мест.

«Но первая проблема, которую предстоит решить для статистики – это что вообще считать ВПРМ, - говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов. - Есть предложение считать высокопроизводительным производство, если у него выработка в два раза выше, чем в среднем по отрасли».  

Вообще вопрос точной статистики принципиален, поскольку именно на ней будут основаны все предлагаемые государством стимулы для повышения производительности труда.

«Мы понимаем, что для того, чтобы выйти на показатель роста в 1,5 раза к 2018 году, темп роста производительности труда должен был составлять 6% в год начиная с 2013 года, - говорит помощник президента Андрей Белоусов. - В 2013–2014 годах мы этих темпов не достигли, причём темпы примерно в 5–6 раз ниже, и выйти на показатели где-то 7–8% достаточно сложно. Поэтому в качестве компромисса был проведён достаточно детальный анализ по отраслям с учётом той информации, которая имеется в госпрограммах. Что касается промышленности, там, безусловно, все эти показатели присутствуют, даже с неким опережением».

Согласно статистике, с 2011 по 2012 в России в 2012 году появилось лишь 1,2 млн ВПРМ, достигнув общей отметки 10,6. Производительность труда увеличивалась в первую очередь в обрабатывающих производствах, торговле и сфере услуг, здравоохранении, строительстве, транспорте и связи, сельском хозяйстве и образовании. В остальных отраслях увеличения ВПРМ почти не произошло.     

ЕСН тормозит открытие предприятий

Чтобы трудоустроить высвободившихся работников, необходимо создать условия для большей мобильности населения. Этому в программе по созданию новых ВПРМ посвящен отдельный блок. Для этого следует как оплачивать проезд к новому месту работы, создание рынка дешевого арендного жилья. Следует также внести изменения в закон, чтобы упростить трудоустройство вдали от основного места жительства.

«Имеется в виду формирование специальных региональных программ по передвижению граждан за пределы мест постоянного проживания для того, чтобы занимать новые, более современные рабочие места»
- сообщил Алексей Улюкаев.

Отдельный блок проблем – это малое и среднее предпринимательство, которое является мощным ресурсом повышения производительности труда, вовлечения в производительный оборот тех, кто высвобождается с предприятий. Как известно, для появления новых малых предприятий создается Агентство кредитных гарантий. Как сообщил Алексей Улюкаев, оно заработает уже в ближайшие дни. Кроме того, будут предоставлены и налоговые каникулы для новых малых производств и патентный механизм для самозанятых граждан, что позволит упростить систему учета, отчетности.

«В основные направления налоговой политики государства вошли почти все предложения деловых кругов, - пояснила «Эксперт Online» Марина Зайкова, глава налогового комитета «Деловой России». – Не вошли только предложения по снижению единого социального налога. Высокий ЕСН – основная причина того, что многие предприятия работают в тени, отчего мы просто не видим реальной картины занятости. Мы предлагали в том числе не просто снизить ЕСН, а обязать при этом предприятие формировать у себя социальный фонд для адресной помощи работников. Например, если хотят привлечь на работу сотрудника из другого региона, ему могут оплачивать коммунальные платежи, содержание ребенка в детском саду, выдавать «подъемные». Моих бабушку и дедушку именно таким образом в советское время заманили на строительство БАМа. Таким образом мы эти социальные налоги заставили бы работать на экономику, а не тратить их на содержание армии чиновников, строительство для них административных зданий и прочее».

По данным аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей, налоговая нагрузка в России на 7,4% выше среднемировой и составляет 43,1% от выручки. При этом на ЕСН приходится 72% от совокупной налоговой ставки. В итоге 51% ВВП производится в «тени», то есть государство при ослаблении бремени могло бы получить в два раза больше поступлений в бюджет.

«Налоги уменьшают рентабельность бизнеса в 2 раза, - говорит Борис Титов. – Производить сейчас не выгодно, поскольку при больших рисках предприятие получает минимальную прибыль» 

В целом Дмитрия Медведева устроил план мероприятий по созданию новых ВПРМ. В ближайшее время он будет доработан с учетом незначительных замечаний и утвержден.  

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама