Экономика
Москва, 29.09.2016


Бизнесу откроют доступ к социальной сфере

«Expert Online» 25 jun 2014
ФОТО ИТАР-ТАСС

Правительство решилось позволить предпринимателям на конкурсной основе выполнять государственные функции в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения на льготных условиях при получении компенсаций из бюджета. Скептики опасаются снижения качества социальных услуг, оптимисты же утверждают, что бизнес сможет выполнять госфункции качественнее и дешевле

Агентство стратегических инициатив (АСИ) внесло в Минэкономразвития для утверждения «дорожную карту» по развитию негосударственного сектора в социальной сфере. Частные компании смогут управлять вновь созданными школами, детскими садами, больницами, домами инвалидов, престарелых, объектами культуры, получая плату из бюджета и налоговые послабления. Предполагается, что уже к 2018 году число детей, посещающих негосударственные дошкольные учреждения в России, может вырасти в 10 раз (до 15%). Доля финансирования негосударственных организаций образования и отдыха из региональных бюджетов увеличится в 30 раз (до 15% от общей доли финансирования на эти цели), а число регионов, внедряющих практики государственно-частного партнерства в социальной сфере вырастет до 70 (на сегодняшний день – 13). Такие целевые показатели содержатся в дорожной карте «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». В социальную сферу будут допущены не только некоммерческие организации (НКО), не имеющие права извлекать прибыль, но и предприниматели.

«Имеет место парадоксальная ситуация. Руководители государства призывают развивать конкуренцию в социальной сфере, граждане говорят, что нынешняя ситуация неприемлема, - говорит Лев Якобсон, первый проректор, заведующий кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора НИУ ВШЭ. - За последние годы выросло финансирование социальной сферы кратно, а удовлетворенность снизилась. И при этом по крайней мере продвинутая часть граждан понимает, что без конкуренции так всё и будет. Вот все вроде бы за. Потребители - за, бизнес, НКО – за. А дело не движется. Можно уже сейчас в посильной мере создавать давление негосударственных поставщиков на систему, что, помимо прочего, подталкивает к развитию конкуренции внутри государственного сектора».

В числе основных результатов, которые должны быть достигнуты к 2018 году - увеличение более чем в 8 раз объема финансирования программ социальной защиты, реализуемых частными организациями и НКО. Долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, предлагается увеличить почти в 7 раз – до 20% в общих расходах на выполнение территориальных программ ОМС, а рост финансирования негосударственных организаций в области образования и отдыха в общем объеме средств, выделяемых на данные цели из региональных бюджетов, должен составить не менее 15% (на сегодняшний день – 0,5%).

«Главное, что дорожная карта предусматривает создание равного конкурентного поля для частных компаний наряду с государственными, - говорит Алексей Сиднев, председатель правления НК "Мир старшего поколения". - Предполагается, что частный бизнес будет оказывать те же услуги, но более качественно и дешевле. Сейчас конкурировать трудно, поскольку госучреждения в социальной сфере не платят налоги на имущество, землю. Поэтому и предусмотрено введение налоговых льгот для частных компаний в сфере социальных услуг. При этом возможны разные схемы доходности. Это может быть и прямое финансирование из бюджета выигравших конкурс компании, это может быть и сертификаты. Например, бабушка собралась в дом престарелых, ей предлагают на выбор государственный и частный дом престарелых. Какой она выберет, туда бюджет и переправит средства на ее содержание. В итоге образуется здоровая конкуренция, которая приведет к повышению качества услуг и экономии бюджетных средств».

В России число государственных учреждений домов престарелых составляет 98% в то время как в США и Германии 90% в этой сфере – частные компании. В России сейчас 262 тысячи коек в домах престарелых. Ожидается, что к 2030 году из-за демографической «ямы» их число удвоится.

«Именно эту нишу и займет частный бизнес»
- говорит Алексей Сиднев.

«Дорожная карта» предусматривает широкий комплекс мер поддержки социального предпринимательства. В том числе передачу государственных социальных объектов в управление частным организациям и НКО на основе концессионных соглашений, субсидирование процентной ставки и предоставление государственных гарантий по кредитам. Будет упрощено регулирование СанПиНов, введены сертификаты для населения на получение «негосудартсвенных» услуг в социальной сфере.

«У регионов большая проблема с оказанием социальных услуг, будь то детские сады или поликлиники. Дорожная карта создает новые условия для вхождения бизнеса в эти сферы. Спрос на услуги большой, поэтому и перспективы бизнеса здесь очевидны»
- говорит Николай Николаев, вице-президент «ОПОРы России».

Вскоре в законы будут внесены изменения для обнуления ставки налога на прибыль организациями, осуществляющим образовательную и (или) медицинскую деятельность и имеющих численность занятых менее 10 человек. Также будут уравнены ставки налогов на имущество и прибыль для частных и государственных компаний. Также социальным предпринимателям будут предоставлять гарантии по кредитам, субсидировать процентные ставки.

«Нам с большим трудом удалось убедить некоторых чиновников, что частный бизнес может качественно и дешевле оказывать социальные услуги, - говорит Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан «Общественной палаты» РФ. - Сейчас только 1% соцуслуг оказывают частные компании, в то время как в Германии, например, 2/3. У нас государство не справляется в полной мере с этой функцией. Если организация одного места для ребенка в муниципальном детском саду обходится в 500-700 тысяч рублей, то в частном – 200 тысяч. Но частным компаниям очень трудно было конкурировать с муниципальными и государственными, поскольку последние почти не платят налогов, бесплатно пользуются зданиями».

Льготы по налогам на прибыль будут предоставлены и предприятиям, перечисляющим благотворительные взносы в НКО. Будет установлен и особый порядок получения сумм возврата налога некоммерческой организации при получении физическим лицом, перечислившим пожертвования в пользу этой некоммерческой организации, социального налогового вычета.

Немаловажными будут и изменения в закон «О концессионных соглашениях» в части распространения механизма платы концедента, в том числе, на социальные объекты, создаваемые в рамках концессионных соглашений.

"В России уже есть успешная практика заказа услуг у частного дома престарелых и частного детского сада со стороны органов власти, - говорит Анна Нестерова, заместитель руководителя направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив. -  Бюджет получает экономию, поскольку частная компания всегда найдет больше способов для оптимизации процесса без снижения качества услуг.  А концессионные соглашения, когда предпринимателю в течение длительного времени гарантированы выплаты из бюджета, только повысят привлекательность социального бизнеса".

Предлагается также внедрить механизм предоставления некоммерческим организациям социальной сферы нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, во владение и (или) в пользование на долгосрочной безвозмездной или льготной основе.

«Когда мы подключаем НКО, обычные, опять же, возражения, сомнения, риски, - говорит Лев Якобсон. - О каких рисках идет речь: а не будет ли там злоупотреблений, а не будут ли квази-НКО маскироваться под НКО? При нынешнем законодательстве будут непременно. Ну, так что, ждать идеального законодательства об НКО? Значит, надо работать над законодательством, но вместе с тем делать что-то сегодня. Вот такой подход – делать что-то сегодня – и вместе с тем ориентироваться на возможности будущего этапа, когда в полной мере заработают подход – это то, что мы пытались заложить в дорожную карту».

Минимальную маржинальность от конкурсного бюджетного финансирования частные организации социальной сферы могут компенсировать за счет оказания дополнительных платных услуг. Что касается НКО, то их участие в социальном бизнесе предусматривается именно для развития конкуренции с государственными учреждениями. НКО могут получать доходы в виде грантов или спонсорской помощи и направлять средства на выполнение уставных функций, что повысит качество услуг.

«В наших условиях отдавать социальную сферу частному бизнесу преждевременно, - считает Татьяна Чубарова, директор Центра экономической теории социального сектора института экономики РАН. – Вот, к примеру в Сингапуре действует система платных медицинских листов. Если бы у нас действовала эта система, то можно было бы вводить частный бизнес в социальную сферу. Большой вопрос – контроль качества оказания таких услуг».

Анна Тихомирова, победительница премии «Бизнес-Успех» в номинации «Социально ответственный предприниматель» считает, что социальное предпринимательство не будет развиваться без специальной подготовки кадров:

«У нас часто путают бизнес и социальное предпринимательство. Пока что наблюдается разделение: одни умеют делать деньги, другие умеют лечить, учить и так далее. Редко, когда это совпадает. Развитие социального предпринимательства сдерживают не столько законы, сколько отсутствие компетенций», - уверена Анна Тихомирова.

Подготовкой социальных предпринимателей государственные вузы не занимаются. Пока такой опыт есть у частных компаний. В частности, у «РУСАЛа», который содержит по своей инициативе сеть центров инноваций социальной сферы.

«Мы уже больше года развиваем сеть инновационных центров социальной сферы, в которых обучаем социальному предпринимательству и видим, что в эту сферу бизнеса люди идут очень охотно, - говорит Илья Пестриков, руководитель социальных проектов компании «РУСАЛ». - И очень важно, что социальные учреждения сейчас переводят из гарантированного бюджетирования на конкурсное. Это откроет новые возможности самозанятости для населения, это и новые перспективы для малого бизнеса».

«Дорожная карта» предусматривает стимулирвоание ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих центров и центров инноваций в социальной сфере. Также планируется организовать в некоторых регионах пилотные проекты, предусматривающие привлечение негосударственных управляющих компаний в сферу управления объектами социальной инфраструктуры. Будет также распространена практика передачи на аутсорсинг отдельных видов услуг, оказываемых государственными предприятиями и учреждениями.

«Один из успешных примеров аутсорсинга – так называемая частная «скорая помощь» в Перми. Начинали с того, что предоставляли горздраву парк автомобилей, - говорит Илья Пестриков. - Оказалось, что пользоваться услугами частной автокомпании для бюджета выгоднее и аварийность ниже. Теперь выросли до того, что формируют частные бригады врачей, что тоже бюджету обходится дешевле, а у врачей выше зарплата».

«Дорожная карта» предусматривает сокращение и упрощение отчетности медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в системе ОМС, сокращение перечня статей расходов, по которым нормируются затраты на оплату медицинской помощи по ОМС. Медицинским негосударственным организациям разрешат направлять часть средств, сэкономленных по отдельным статьям расходов, включенным в тариф оплаты медицинской помощи по ОМС, на другие виды расходов. Из закона исключат и запрет коммерческим организациям оказывать образовательные услуги в качестве основного вида деятельности.

«Сегодня очень много ненужных барьеров, зачастую идеологизированных, - говорит Лев Якобсон. - Вот совсем недавно вступил в действие новый закон об образовании. И в нём записано, что в образовательной сфере негосударственные, ну, и муниципальные структуры могут действовать только в форме некоммерческих организаций. Между тем как множество частных школ, нормально работающих, являются в действительности предпринимательскими структурами. Но они вынуждены маскироваться. Чем меньше склонен предприниматель маскироваться, тем меньше шансов, что он придёт в сферу образования. Вот кому это нужно? Мне не понятно».

Частные компании смогут управлять и учреждениями культуры, в частности, музеями. При этом они будут получать плату из негосударственной части Музейного фонда РФ. Также будут предоставлены государственные гарантии по кредитам и субсидии процентных ставок предприятиям, которые готовы реконструировать социальные объекты.


Журнал «Эксперт» + подарок

Журнал Эксперт + Сертификаты на обучение в школе иностранных языков



    Реклама

    AdRiver
    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Сергей Фадеичев/фотохост-агентство ТАСС

    Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что снижать добычу "искусственным способом" мы не будем. Естественным способом она тоже не снижается, несмотря на разные прогнозы, так что период дешевой нефти, очевидно, продолжается


    AP/TASS

    Нефть

    Нефти пообещали плюс $10

    Goldman Sachs прогнозирует рост цен на нефть на $10 в случае утверждения соглашения ОПЕК по сокращению добычи. Правда, уверенности в его исполнении нет, оговариваются аналитики

    Инвестиции

    Год инвестиционной разморозки

    Как показывает динамика инвестиционного портфеля Южного федерального округа, экономика региона начинает выходить из второй волны кризиса. Если год назад, по результатам ежегодного исследования крупнейших инвестпроектов ЮФО, мы видели сокращение их объёма и количества, то теперь наблюдается рост даже по сравнению с 2014 годом

    Энергетика

    70% против 30%

    Что мешает запустить рыночные механизмы ценообразования в энергетике и чем вредна морковка для избранных

    Валерий Шарифулин/ТАСС

    Социальная политика

    Минтруд: плата за страх

    Вице-премьер Ольга Голодец "озвучила" сегодня в Совфеде разработку Минтруда по взиманию платежей в фонды социального страхования, прежде всего - за медицину с граждан, не имеющих официальной занятости. В том виде, в каком эта идея подается, она выглядит очень сырой и спорной, хотя в основе там есть элементы логики. Произносить такие слова в период экономического спада нужно весьма осторожно, еще осторожнее подходить к собственно законодательным инициативам, затрагивающим массу сложных ситуаций и несколько типов занятости в реальных условиях российского капитализма