Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей

Минпромторг ускорит реиндустриализацию

«Expert Online» 2014

Глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров представил  в правительстве два законопроекта: закон о промышленной политике и закон о стандартизации. Унылая на первый взгляд тематика этих документов при ближайшем рассмотрении оказывается довольно драматичной и свидетельствует, что облик российской промышленности в ближайшее время может кардинально измениться.

Так, например, принятие закона о стандартизации может принести экономике России более 20 млрд долл. Это следует из данных ряда авторитетных зарубежных исследований – в частности, Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO). Согласно этим данным, средний вклад стандартизации в развитие национальной экономики составляет 0,8% от объема ВВП.

Сейчас участие российской промышленности в разработке стандартов существенно меньше, чем за рубежом, где бизнес-сообщество финансирует подготовку до 80% принимаемых стандартов. Законопроект о стандартизации, представленный сегодня в правительство Минпромторгом, описывает организационную структуру национальной системы стандартизации и формирует национальный орган стандартизации, призванные реагировать на инициативу компаний и общественных организаций с учетом экспертных оценок технических групп. Это предоставляет производителям возможность напрямую влиять на разработку российских стандартов в различных отраслях промышленности. Впервые разработчиком документов по стандартизации может быть выступать юридическое или физическое лицо, а также общественное объединение.

Важно, что нововведение предполагает максимальную открытость обсуждения и утверждения национальных стандартов, предоставляя всем заинтересованным лицам возможность принимать участие в публичном рассмотрении проектов.

Усилия Минпромторга выглядят весьма своевременно в контексте состоявшегося недавно Петербургского экономического форума, где президент Владимир Путин уделил особое внимание вопросам экономики и развития российской промышленности. В своем выступлении на пленарной сессии глава государства заявил о необходимости «кардинально и в достаточно сжатые сроки изменить структуру экспорта… существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям».

Уровень, на котором прозвучали эти тезисы, и сам формат мероприятия не оставляют сомнений в том, что речь идет о принципиальных вопросах политического характера, поскольку напрямую затрагиваются стратегические ориентиры развития государства и национальной экономики. В таком контексте особенно уместным видится второй законопроект, представленный министром промышленности в правительстве – проект закона о промышленной политике.

Подготовленный министерством еще в прошлом году, закон о промполитике оказался по-настоящему кстати именно сейчас, после озвученных президентом на ПЭФ поручений. Несмотря на рамочность, документ выводит проблематику промышленного развития страны на новый уровень осмысления и реализации. Титанические усилия Минпромторга по подготовке законопроекта позволили ему не без потерь в части конкретики, но в целом успешно дойти до этапа представления в правительство.

«С принятием закона будут обеспечены все условия для развития промышленности как основного сектора российской экономики, – подчеркнул Глеб Никитин. – Сделав задачу развития промышленности приоритетным направлением госполитики, мы сможем обеспечить устойчивый спрос на инновации, инжиниринг, модернизацию, что приведет к технологическому рывку во всех отраслях».

Одна из главных изюминок текста – его очевидная направленность на формирование эффективной системы инструментов поддержки и развития промышленности, которая, как ни странно, предстает в довольно привлекательном свете. Мы видим живой, развивающийся, довольно крепкий организм, способный конкурировать и брать на себя роль драйвера инноваций – но при соблюдении ряда условий и реализации определенных алгоритмов, которые как раз и сформулированы в законопроекте. Видно, что речь не идет об очередном наборе стандартных мер и процедур, направленных на равномерное размазывание господдержки по всей отрасли. В тексте явно артикулировано стремление государства помочь наиболее эффективным и конкурентоспособным представителям отраслей промышленности.

Примером такого механизма является формат специальных инвестиционных контрактов, призванных предоставить инвестору в промышленность государственные гарантии в части льгот, субсидий и других способов снятия части нагрузки на новые проекты в промышленности. Государство в этом случае выступает системным институциональным партнером инвестора в наиболее естественном для себя контексте – оно обязуется обеспечить стабильность условий контракта и всех прописанных в нем изъятий, льгот и субсидий. А стабильность и прогнозируемость, в свою очередь, заметно повышают инвестиционную привлекательность проектов.

Вообще, прагматичность государственного подхода к промышленной политике производит солидное впечатление: в тексте законопроекта ни намека на лозунги и меры общего характера – видно, что авторы документа далеки от благодушного настроения и довольно четко себе представляют, как выявить наиболее подходящих кандидатов на получение господдержки, как простимулировать их использовать эту поддержку максимально эффективным образом, как мотивировать бизнес и кредитные организации вкладываться в промышленные проекты.

Благоприятное впечатление производит присутствие в законопроекте статьи о создании государственной информационной системы по промышленности, призванной агрегировать информацию о состоянии дел в реальном секторе и сделать значительную часть этой информации публичной. Не остались без внимания и многие другие аспекты темы: предусматривается создание специального Совета по промышленной политике при президенте РФ, рассматривается проблема с кадрами на промпредприятиях, ставится вопрос об определении приоритетов в закупках промпродукции, отдельно затрагивается производство продукции военного назначения и тема исполнения гособоронзаказа.

В сознании далекого от темы наблюдателя тема развития промышленности нередко вызывает мрачные картины промышленных гигантов прошлого, пришедших в упадок или едва сводящих концы с концами. Примеры таких циклопов есть везде – моногорода вроде нашумевшего Пикалева, огромные авиазаводы, чья продукция оказалась никому не нужной (вроде завода в Саратове) или растерявших производственные связи (как это произошло с ташкентским заводом им. Чкалова), американские автогиганты в Детройте, французские и испанские верфи, многие другие. Однако уверенность в тотальном торжестве непроизводственного сектора и всеобщем благоденствии под сенью гугла и фейсбука, конечно, иллюзия. Финансовый сектор, туризм и сервис являются важными элементами экономики любой страны, но их благоденствие и развитие возможны только там, где есть прочная база в виде современного и эффективного промышленного производства. Судя по всему, это неплохо понимают в Минпромторге – посмотрим, что получится.




    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама




    spam@petrov.vodka