Экономика

Москва, 25.06.2016


Япония готова покупать российский газ

«Expert Online» 09 jun 2014
ФОТО ИТАР-ТАСС

Японские парламентарии решились строить газопровод от Сахалина до Токио для покупки российского газа. Цена его может быть выше, чем по контракту с Китаем и позволит продавать до 20 млрд кубометров в год. Вокруг этой трубы пересекутся интересы «Газпрома» и «Роснефти», глава которой уже затребовал общего доступа к будущей газо-транспортной системе в Китай. Кроме того, новые поставки природного газа могут повлечь за собой пересмотр планов «Газпрома» по объемам производства сжиженного газа на Сахалине

Власти крупнейшего в мире импортера сжиженного газа – Японии, скорей всего примут решение о строительстве газо-транспортной системы от Сахалина до Токио. Во всяком случае депутаты японского парламента подготовили официальное обращение к премьер-министру страны Синдзо Абэ и просят его поддержать сооружение первого в истории газопровода от Сахалина к району Токио.

«Мы хотим обратить внимание на государственную важность этого проекта, который готовится уже долгие годы, - цитирует ИТАР-ТАСС депутата нижней палаты от правящей Либерально-демократической партии Наокадзу Такэмото. - Строительство газопровода с месторождений Сахалина будет эффективно содействовать принятой сейчас в Японии стратегии экономического роста, планам перестройки энергетики страны, восстановлению пострадавших от стихийных бедствий районов».

Он заверил, что проект газопровода уже далеко не просто идея, а находится в стадии «проработки конкретных деталей». Предполагается, что строить газопровод будет консорциум частных компаний, для этого уже создан специальный комитет. По оценкам экспертов, общая длина газопровода от Сахалина до прилегающей к Большому Токио префектуры Ибараки составит 1,35 тыс. км. Ранее переговоры России и Японии по поставкам газа откладывались из-за несогласования маршрута, предполагалось провести газопровод от Сахалина до зоны Токио по дну океана вдоль побережья Японии. Но проект «забраковали» экологи, поскольку он угрожал сохранности морских биоресурсов и потерями для рыболовецких компаний. Новый проект  предполагает прокладку газопровода до зоны Токио по суше от района города Вакканай. До него от Сахалина он будет проложен по дну пролива Лаперуза в районе, где не ведется рыболовство. Так же газопровод пройдет через Сангарский пролив между островами Хоккайдо и островом Хонсю.

«Думаю, что затягивание переговоров, размышления парламента Японии и прочее было связано с политикой, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Чижов, президент Российского газового союза. - Японцы до последнего не верили, что мы подпишем контракт с Китаем, - тогда было бы больше аргументов торговаться по цене. Теперь заволновались, что мы перенаправим потоки на Китай, а также что сахалинский сжиженный газ пойдет в обход Японии». 

Заключенный недавно с большим триумфом контракт с Китаем предусматривает строительство газопровода стоимостью 70 млрд долларов (в основном за счет средств «Газпрома» и федерального бюджета) и поставку 38 млрд кубометров газа в год. "Японский проект" рассчитан на поставку 20 млрд газа, а стоимость строительства газопровода оценивается в 6 млрд долларов. При этом в консорциум для строительства трубы войдут частные японские компании.

«Новость заслуживает не меньшего внимания, чем контракт по поставкам газа в Китай, потому что рынок Японии очень емкий, - сообщил «Эксперт Online» Иван Грачев, председатель комитета ГД по энергетике. - Переговоры затягивались, потому что японцы не могли определиться – полностью они закрывают атомные станции или нет. Если да, то только в ближайшее время им потребуется не менее 70 млрд кубометров газа в год».

Япония стала крупнейшим в мире импортером сжиженного газа после закрытия нескольких атомных станций из-за катастрофы на станции «Фокусима-1».  В ходе долгих переговоров с Россией японцы уже получили подтверждение того, что извлекаемых объемов газа на Сахалине вполне хватит для обеспечения потребностей Японии. Суммарные извлекаемые запасы углеводородов только по проекту «Сахалин-2» (проект «Газпрома») составляют свыше 600 млрд кубометров газа. Добычу газа на Сахалине ведет и «Роснефть».

 «Думаю интересы «Роснефти» и «Газпрома» пересекутся на японском проекте, - сообщил «Эксперт Online» Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. - У обеих компаний есть добыча газа на Сахалине и в перспективе они будут только расти. Уже сейчас глава «Роснефти» поднял вопрос перед президентом о том, чтобы иметь доступ  к трубе, которую проведут в Китай. Так что и здесь, думаю, проект будет общим».

Сейчас «Газпром» владеет монополией на экспорт газа. На недавнем заседании президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил президента Владимира Путина предоставить независимым производителям газа право экспорта с новых восточных проектов. Крупнейший в России независимый производитель газа – «НОВАТЭК» (основные акционеры компании - Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко). 

 «Поставки газа в Японию вряд ли станут причиной разногласий между «Газпромом», «Роснефтью», - говорит Иван Грачев. - Сейчас каждая из компаний не сможет обеспечить требуемый Японии объем газа, так что хватит всем. Но контракт будет очень выгодным. Я спрашивал у японских парламентариев, какую цену они могут дать за газ, ответили, что 500 долларов за тысячу кубометров для них низкая цена. Так что мы можем сторговаться от 500 долларов и выше, они сейчас за 800 долларов покупают сжиженный газ, а значит наша цена будет просто подарком».

Впрочем, конкуренция может сложиться из-за большой выгодности контракта. Объем контракта с Китаем составляет 400 млрд долларов, из чего аналитики высчитали возможную цену  в 380 долларов за тысячу кубометров. Если удастся с Японцами договориться о 500 долларов, то общая сумма контракта может составить 300 млрд долларов (с расчетом на 30 лет).   

«Думаю, что для строительства трубы будет создан японско-российский консорциум. Но за участие  в нем будет бороться и «Роснефть», - считает Сергей Чижов. - Учитывая лоббистские возможности Игоря Сечина, думаю, он такой шанс не упустит, поскольку контракт предполагается долгосрочный – на 30-40 лет, иначе строительство трубы не окупится».

Сергей Пикин не исключает, что если газовый контракт с Японией состоится, то «Газпром» может пересмотреть свои планы по строительству  завода по производству сжиженного газа «Владивосток СПГ».

«Думаю, «Газпром окажется перед дилеммой: сохранять ли планируемые объемы производства сжиженного газа строящегося завода на Сахалине, - говорит Сергей Пикин. - Проект может оказаться под сомнением, поскольку у нас лучше получается прокладывать трубы, а в технологиях сжижения газа мы отстаем».

Ранее в СМИ проходила информация, что «Газпром» может перенести на два года строительство второго по счету в России завода сжиженного газа. Предполагалось, что первая очередь этого завода производительностью 5 млн тон СПГ будет запущена в 2018 году. Такая версия появилась в связи  с доразведкой Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина, которое называлось основной ресурсной базой будущего завода. «Газпром» нашел много нефти и поэтому может изменить схему разработки месторождения. Обычно сначала добывают нефть и только потом газ.

«Полагаю, что проекту строительства завода будущий контракт с Японией не угрожает, - говорит Иван Грачев. – Рынок стран Азиатско-тихоокеанского региона быстро растет, сжиженный газ понадобится на Севере Китая, в Корее».


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Карта управленческого образования России»

    Предлагаем Вам принять участие в проекте и заполнить электронную анкету




    Реклама



    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    Автоколлекторы против страховщиков

    Деятельность «автоюристов» не только закладывает основы для постоянного роста тарифов по ОСАГО, но и способствует вымыванию с региональных рынков все большего числа страховых компаний. В итоге доступ к качественным страховым услугам сужается


    ТАСС Автор: Сергей Бобылев

    Скандалы

    Улита едет

    Насколько можно понять, дело о взятке в отношении Кировского губернатора Никиты Юрьевича Белыха было возбуждено не сегодня. Сообщение Следственного комитета начинается словами не о задержании губернатора, а о возбужденном деле. И по-мнению видного эксперта, губернатор находился в разработке давно. А взяли вот только сейчас

    Zuma\TASS

    Brexit

    Наболело

    Произошло то, во что верили, наверное, лишь самые большие евроскептики. Британские острова так тряхнуло, что отголоски землетрясения мощными цунами разойдутся по всей планете. Великобритания решила вернуться к изоляции от остальной Европы, которая несколько столетий была лейтмотивом внешней политики королевства. Большинство британцев проголосовало за то, чтобы выйти из ЕС

    . Михаил Метцель/ТАСС

    Сотрудничество

    Путин проводит масштабный визит в Азию в рамках ШОС

    Созданием экономического коридора Россия – Китай – Монголия демонстрируется нацеленность на активизацию сотрудничества в регионе. Владимир Путин прибыл с двухдневным визитом в Ташкент для участия в заседании Совета глав государств – членов ШОС. Здесь обсуждается сопряжение ЕАЭС, «Экономического пояса Шёлкового пути» монгольской инициативы «Степного пути». Пока Европа находится в нокдауне от решения британцев, самое время для усиления своих позиций ШОС и БРИКС, говорят аналитики

    Система безопасности

    Быстрая монетизации тревоги

    По статистике ВОЗ каждая третья женщина в мире за свою жизнь сталкивается с насилием, в Америке – каждая пятая женщина сталкивается с изнасилованием или попыткой изнасилования, без учета прочих актов агрессии». Если иметь это в виду, то не так удивительно, что проект производства «кольца безопасности» Nimb собрал за три дня на Kickstarter $100 тыс

    sibnia.ru

    Авиация

    Полетим!

    Правительство утвердило правила субсидированния производителей малой авиационной техники, способной принять на борт до 19 пассажиров. Такие самолеты незаменимы в глубинке. Аналитики перечисляют проекты самолетов региональной авиации, в том числе высокой степени готовности, и таких у нас немало. При этом огромной проблемой является аэродромная инфраструктура в небольших городах. Другая проблема - дефицит средств на закупку самолетов у местных авиакомпаний. Но данное постановление и другие меры обнадеживают, что мы в провинции наконец полетим - как летали кстати еще в 50-60-е годы