Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Политика

ФАС хоронит конкуренцию

«Expert Online» 2014
Фото ИТАР-ТАСС

Крупный бизнес перешел от обороны в наступление на ФАС с ее четвертым антимонопольным пакетом поправок (4-й АМП) в закон «О защите конкуренции»: он считает, что изменение правил игры приведет к отходу от рыночной экономики

Руководители крупнейших российских компаний просят премьер-министра Дмитрия Медведева не давать ход четвертому антимонопольному пакету поправок (4-й АМП) в закон «О защите конкуренции», наделяющих Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и правительство новыми полномочиями. Если чиновники получат право определять правила игры на товарных рынках, о попытках создания рыночной экономики в стране можно будет забыть, предупреждают предприниматели.

Всего в правительство направлено три письма. Главы «Газпром нефти» Александр Дюков, «Сибура» Дмитрий Конов, «Уралхима» Дмитрий Коняев, «Северстали» Алексей Мордашов и НОВАТЭКа Леонид Михельсон написали премьер-министру Дмитрию Медведеву. Письмо похожего содержания от генерального директора «Уралхима» Дмитрия Коняева было отослано также на имя вице-премьера Аркадия Дворковича. Еще одно письмо отправил первому вице-премьеру Игорю Шувалову гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов, оно подписано им в статусе президента некоммерческого партнерства «Русская сталь» (копии всех писем есть у «Эксперта»). Бизнесменов беспокоит, что уже скоро правительство сможет устанавливать правила недискриминационного доступа (ПНД) не только к товарам, производимым и реализуемым субъектами естественных монополий, но и к товарам и услугам иных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке - когда доля одного поставщика превышает 70%.

Распространение на частный бизнес правил, разработанных для естественных монополий, является переходом от рыночной экономики к государственному регулированию, говорится в письме на имя председателя правительства. Эти ограничения «противоречат положениям Конституции, закрепляющим свободу экономической деятельности, целям самого антимонопольного законодательства – обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования свободных рынков», подчеркивается в послании. По мнению его авторов, «введение данной нормы выгодно иностранным конкурентам отечественного бизнеса, поскольку предусматривает обязанность раскрытия коммерческой информации. Это подорвет конкурентоспособность российских компаний, поскольку к их иностранным конкурентам данный вид регулирования не применяется».

В отличие от естественных монополий подобные ограничения для участников рыночных отношений экономически не обоснованы и не оправданы, считают компании, они приведут к снижению эффективности экономики и уменьшению поступлений в бюджет. Введение нормы только на рынках минеральных удобрений нанесет потребителям и экономике ущерб до 15 млрд рублей, приводят авторы письма подсчеты Высшей школы экономики.

Кроме того, у бизнесменов вызывает беспокойство тот факт, что правила будут устанавливаться не массово, а выборочно, без четких и понятных оснований, а значит, отдельные игроки окажутся в менее выгодном положении, чем конкуренты. Мера подорвет конкурентоспособность отечественных монополистов и на мировом уровне, пишут крупные компании: раскрытием коммерческой информации воспользуются иностранные конкуренты. Чтобы избежать претензий ФАС, крупным компаниям придется объединяться в картели, предупреждают они.

Глава РСПП Александр Шохин выступает категорически против нормы о введении правил не дискриминационного доступа. По его словам, речь идет о том, чтобы компания-монополист публиковала все принципы ценообразования и другие условия торговли, которые обычно составляют коммерческую тайну. «Раскрытие информации о ценообразовании на внутреннем рынке может нести риски, во-первых, согласованных действий на рынке, если на нем помимо доминирующего субъекта действуют еще другие субъекты; во-вторых, использования этой информации конкурентами компании на мировых рынках», — подтверждают эксперты НИУ ВШЭ.

Монополисты столкнутся с определенными ограничениями, но эти ограничения оправданны, уверен начальник юридического департамента ФАС Сергей Пузыревский. «Рыночная власть компаний, занимающих больше 70% рынка, не многим отличается от рыночной власти естественных монополий. И других способов устранить дисбаланс между интересами покупателя и продавца на этот рынке у правительства попросту нет, - пояснил он «Эксперт Online». – При этом ПНД будут вводиться только в случае выявленных нарушений для обеспечения недискриминационного доступа к определенному товару или услуге. В пример могу привести ситуацию с топливозаправочными комплексами в аэропортах, когда в результате многочисленных нарушений антимонопольного законодательства цены на топливо для авиакомпаний существенно завышались. Когда же правительство разрешила авиаперевозчикам самостоятельно закупать топливо у нефтепереработчиков и хранить его на ТЗК, положение изменилось».

Предполагается, что после вступления в силу поправок в 4-й АМП, при наличии подозрений в злоупотреблении той или иной компанией доминирующим положением, ФАС будет сообщать об этом в правительство. Каждый случай будет рассматриваться на заседании кабмина, где для компании будет формулироваться список правил недискриминационного доступа (ПНД). Какие конкретно предписания будут даны компании, изначально неизвестно, но они могут касаться условий заключения договоров с контрагентами, вплоть до определения типовых договоров, требований к характеристикам товара и порядку определения потребителей и т.д. Правительство сможет устанавливать списки потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, минимальный уровень поставок и очередность доступа к товарам.

Управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин считает, что правительству будет сложно детально урегулировать все вопросы в рамках ПНД, и у ФАС останутся возможности для субъективной оценки. «Нам удалось смягчить позицию ФАС, и если первоначально ПНД предполагалось вводить, когда компания имеет долю рынка больше 70% и допустила любое нарушение антимонопольного законодательства, теперь нужно будет доказать именно факт злоупотребления доминирующим положением. Для этого необходимо будет провести детальный анализ рынка, установить долю компании на нем. Это защитит компании от необоснованного введения ПНД, - пояснил он «Эксперт Online». - Другое дело, что ФАС поправками в законопроект пытается решить проблему со сложностями доказывания факта злоупотребления доминирующим положением (а право наказывать за это у регулятора есть) и ввести предупредительные меры. На мой взгляд, это неправильный подход, логичней было бы антимонопольному ведомству совместно с компанией, занимающей доминирующее положение на рынке, вырабатывать рекомендации по ПНД, на которые могли бы ориентироваться и другие игроки».

Бизнесмены не напрасно опасаются вмешательства ФАС в свои дела. «Сама возможность чиновника произвольно вторгаться в коммерческую деятельность участников рынка, не относящихся к естественным монополиям, и назначать цены по своему усмотрению делает российскую экономику инвестиционно менее привлекательной и влечет отток капитала, прежде всего из российской промышленности», – пишет Дворковичу Дмитрий Коняев. Гендиректор «Уралхима» напоминает, что «де-факто, в отсутствие каких-либо законных оснований антимонопольный орган уже разработал и применяет рекомендации по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата. Итогом их применения стало кратное удорожание сырья для российских химических предприятий (для иностранцев цены принципиально не изменялись) и полная остановка производства фосфорсодержащих удобрений крупным градообразующим предприятием ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (принадлежит «Уралхиму»)».

Александр Варварин подтверждает, что можно ввести такие правила, которые будут выгодны монополисту и ущемят интересы остальных участников рынка. «Вопрос оценки рынка непростой. К примеру, в случае временной остановки НПЗ одной из компаний, ее конкурент может неожиданно занять доминирующее положение на рынке, - говорит он. – Регулирование в этой сфере должно быть тонко сбалансировано с учетом интересов трех групп: компании, занимающей больше 70% рынка; других производителей этого сектора экономики и потребителей. Иначе можно навредить развитию конкуренции».

 

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама