Экономика

Москва, 25.08.2016


Закат бесплатной медицины

«Expert Online» 31 jul 2014
Фото РИА Новости

Объем платной медицинской помощи увеличился в России за год на 14 млрд рублей, число больных, пролеченных в стационарах за деньги, выросло на 12%. Бесплатную медицину хоронить рано, даже в условиях ухудшающейся экономической ситуации, уверены эксперты

Коллегия Счетной палаты (СП) рассмотрела результаты контрольных мероприятий, посвященных аудиту формирования, финансового обеспечения в 2013-2014 годах и реализации в 2013 году федеральной и региональных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и базовой программы обязательного медстрахования (ОМС). В рамках проверок была проанализирована ситуация в 83 регионах, в Минздраве и Федеральном фонде ОМС. 

По словам аудитора Александр Филипенко, слова которого приводятся в сообщении СП, Минздрав не выполнил свои полномочия по утверждению стандартов медпомощи: ими покрыто только 33,4% всех заболеваний, из них для стационарных условий – всего 17,2% заболеваний. В итоге федеральная программа госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ПГГ) сформирована без учета стандартов медпомощи и их стоимости в нарушение законов «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании». С 2013 года оплата медпомощи должна осуществляться на основании полного тарифа, включающего все статьи затрат: зарплату, коммунальные расходы, транспортные услуги, закупку медикаментов, расходных материалов и др. Однако Минздрав нарушил сроки и утвердил методику расчета стоимости тарифа только 20 ноября 2013 года, уже после принятия правительством федеральной ПГГ на 2013-й и 2014 годы. «Министерство не произвело расчет стоимости полного тарифа, как следствие регионы бессистемно устанавливают у себя стоимость лечения», - указал Александр Филипенко. Минздрав предложил с 2013 года новый механизм формирования тарифов на основе клинико-статистических групп (КСГ). «Когда стандартами охвачено только 17% заболеваний, КСГ не могут быть объективно сформированы, а значит их применение некорректно, - подчеркнул аудитор. - Мы не против КСГ, это один из возможных способов оплаты. Но все должно быть просчитано и финансово подкреплено».

В Счетной палате указывают, что территориальные ПГГ сформированы с нарушениями законодательства, при этом Минздрав должен проводить мониторинг этих программ. В результате выявлены факты утверждения терпрограмм с заниженными нормативами объема медпомощи и финансовых затрат, что привело к так называемому «скрытому» дефициту ПГГ. Например, в 2013 году в программах 20 регионов, а в 2014-м - пяти регионов отсутствует перечень льготных лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам бесплатно или с 50% скидкой. В программах ряда субъектов Федерации отсутствует перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. И только одна территориальная ПГГ Ставропольского края на 2014 год содержит порядок и размер возмещения расходов, связанных с оказанием экстренной медпомощи.

Минздравом сформированы средние подушевые нормативы на 2013-й и 2014 год с нарушениями законодательства. В норматив за счет регионов включены расходы на скорую медпомощь, отнесенную к базовой программе ОМС. А норматив за счет ОМС не учитывает расходов на содержание деятельности медорганизаций. В результате в 2013 году 60 регионов, а в 2014-м – 59 утвердили свои программы с дефицитом консолидированного бюджета на сумму 63,3 млрд и почти 102 млрд рублей соответственно. Например, в Приморском крае дефицит в 2013-2014 годах составил около 5 млрд рублей, в Томской области – 1,4 млрд в 2013 году и 2,4 млрд - в 2014-м. Также выявлены факты утверждения территориальных программ с заниженными нормативами объема медпомощи и финансовых затрат, что привело к так называемому «скрытому» дефициту ПГГ. Так, в Московской области этот показатель составил в 2013 году – 4,1 млрд рублей, а 2014-м – 0,4 млрд. 

Дефицит средств ОМС выявлен по 40 программам в 2013 году на сумму 26,1 млрд рублей, а в 2014-м – уже по 59 программам на 55,3 млрд рублей. В Амурской области дефицит средств ОМС составлял в 2013 году 254 млн рублей, в 2014-м – больше 341 млн рублей. В Волгоградской области дефицит составил 72,5 млн рублей в 2013 году и 658,3 млн. рублей в 2014 году.

По мнению Счетной палаты, проблемы с расчетом стоимости медуслуг привели к значительным ее различиям по регионам. Например, по итогам 2013 года стоимость вызова скорой медпомощи (ВМП) в Тамбовской области составила 1 тыс. рублей, а в Северной Осетии - 3,5 тыс. рублей. С 2014 года 459 видов ВМП перешли в ОМС. Но в отличие от федеральных учреждений, где стоимость ВМП утверждена приказом, регионы формировали тарифы самостоятельно при отсутствии федерального регулирования. В итоге стентирование коронарных артерий в Липецкой области (45 082 рубля) в три раза дешевле, чем в соседней Тамбовской (159 373 рубля), а химиотерапия в Красноярском крае (83 112 рублей) в 2,8 раза дороже, чем в Алтайском (28 853 рубля). Посещение врача онколога обходится в Костроме в 750 рублей, а в Челябинской – в 250. Стоимость лечения одного больного с бронхиальной астмой, на которую стандарты медпомощи не утверждены, в Приморском крае вдвое ниже, чем в Кемеровской области (16 942 и 30 292 рубля соответственно), аппендицита – на 22,4% (21 523 и 26 340,9 рубля соответственно).

На оплату медпомощи в рамках территориальных ПГГ было израсходовано в 2013 году 1,6 трлн рублей или 96,3% от утвержденного объема. По сравнению с 2012 годом, получив больше средств ОМС, регионы на 18% сократили собственные средства - с 581 млрд рублей до 478 млрд. В текущем году указанное сокращение продолжилось в 39 регионах.

«Выполненные в 2013 году объемы медпомощи в сравнении с нормативами и данными 2012 года говорят о снижении ее доступности и качества», - заявил Александр Филипенко, слова которого приводятся в сообщении СП. Он указал, что по итогам 2013 годасокращено 76 поликлинических учреждений и 302 больницы. В государственных больницах сокращено 35 тыс. коек. В селах сократили 14 тыс. коек – 4,5%. Наибольшее сокращение коек в Волгоградской области (9,1%), Республике Татарстан (7,2%), Свердловской области (4,8%), Приморском крае (4,1%) и Москве (3,7%). При этом во всех указанных регионах, кроме Москвы, объемы оказанной стационарной помощи в 2013 году значительно превышают нормативные значения. «Объем платной медпомощи увеличился на 14 млрд рублей; выявлен рост на 12% больных, пролеченных в стационарах платно. Это те же государственные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, ограничивая доступность помощи в рамках ОМС», - подчеркнул аудитор. Лидируют по темпам роста платных услуг Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан.

Заведующая кафедрой «Экономика и управление в социальной сфере» ФАПО РАНХиГС Лариса Габуева уверена, что рост сегмента платных медуслуг не должен пугать. «Надо внимательно проанализировать, действительно ли это происходит в ущерб бесплатному оказанию медпомощи населению и тогда уже бить тревогу, - пояснила она «Эксперт Online». – Не вижу ничего плохого в системе ДМС, которая призвана служить подспорьем бесплатной медицине. И надеюсь, что это сочетание останется разумным, поскольку речь идет все-таки о социальной сфере. Для этого необходимо внедрять методологию управления предпринимательством в здравоохранении, причем как на федеральном, так и на региональном уровне». 

Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров, напротив, считает, что медицина не может быть бесплатной, и давно пора развеять этот советский миф. «Во всем мире программы государственных гарантий оказания гражданам медпомощи предполагают жесткое разделение на платную и бесплатную медицину. Мы же, декларируя по привычке бесплатность нашего здравоохранения, платим за эти услуги гораздо большую цену, - пояснил он «Эксперт Online». – При том, что бюджет нашей системы здравоохранения не сбалансирован, пациенты, отчисляя немалые средства в Фонд ОМС (а с 2016 года работодателей хотят обязать платить взносы в ФОМС со всего дохода работника), все равно вынуждены доплачивать врачам из своего кармана. И делается это, как правило, неформализованно. При этом отсутствуют гарантии менее обеспеченным слоям населения». Эксперт добавил, что наличие койки не означает оказания медицинской помощи. «Если соразмерно наличию оборудования и медицинского персонала произойдет оптимизация мест в стационарах – это не страшно, - замечает он. – Плохо, если это будет делаться без научного обоснования, аврально и, так сказать, без давления рынка».

Александр Филипенко заметил, что особую озабоченность вызывает сокращение на 7,2 тыс. врачей, работающих в государственных медорганизациях. В первую очередь сокращение коснулось врачей клинических специальностей – на 5,1 тыс. человек. На 3,6 тыс. человек сократилось число средних медработников. В Волгоградской области из государственного здравоохранения ушло 1,3 тыс. врачей, в Ставропольском крае и в Республике Татарстан – по 600, в Приморском крае – больше 700 врачей. На 3,6 тыс. человек сократилось число средних медработников государственных ЛПУ. Так, например, из государственных медорганизаций Республики Татарстан ушло около 1,2 тыс. среднего персонала. При этом оплата труда медиков практически не выросла в 2013 году, а в первом квартале 2014-го по сравнению с аналогичным периодом 2013-го в 21 регионе зарплата врачей федеральных медорганизаций снизилась на 2-17% вследствие снижения в их финансирования. Разброс уровня зарплаты по сопоставимым регионам достигает 40%. Например, в Республике Мордовия средняя зарплата врачей – 24 781 рубль, в Ярославской области – 29 540, а в Калужской области – 42 301 рубль.

Еще одна проблема – распределение объемов медпомощи между организациями. Аудит выявил случаи необоснованного их занижения и завышения. Это формирует риски приписок в целях получения денег. Для устранения таких перекосов необходимо усилить контроль за деятельностью комиссий и разработать единые региональные критерии распределения объемов медпомощи, полагают в СП.

Всего в России функционирует 61 страховая медорганизация (СМО) с общим объемом собственных средств превышающим 28 млрд рублей. В 2013 году средства на ведение их дел увеличились по сравнению с 2012-м на 3 млрд рублей или на 14%. Одна из основных функций СМО – контроль предоставления медпомощи с помощью установленных стандартов. Аудит выявил, что СМО наложили штрафов на медорганизации на сумму свыше 18 млрд рублей, а также в 2013 году в связи с удержанием и отказами в оплате медпомощи медорганизации не получили больше 19 млрд рублей. Основная причина отказов - несоблюдение стандартов. «Как это может быть непонятно, ведь стационарные стандарты есть только на 17% заболеваний, а порядок выявления дефектов и нарушений Федеральным фондом не установлен. Поэтому мы предлагаем направить письмо в Центробанк и в Росздравнадзор для проведения проверки», - заявил аудитор. По словам Владимира Назарова, 20 млрд рублей – капля в море для системы ОМС. «Это примерно 0,2% от общего финансирования ФОМС. Понятно, что системе здравоохранения жалко этих средств, но не будь страховых медорганизаций, кто бы контролировал качество медицинской помощи и соответствие ее определенным стандартам, особенно в части завышения цен, - подчеркивает он. – Не аудиторы же Счетной палаты будут ходить по больницам». 

Вместе с тем, Счетная палата указывает на отсутствие должного контроля со стороны Минздрава и Фонда ОМС за реализацией программ, несовершенство нормативной правовой базы и считает необходимым внести изменения в федеральную и территориальные ПГГ, а также в короткие сроки утвердить стандарты, рассчитать их стоимость и сформировать на их основе финансовое обеспечение этих программ. Кроме того, необходимо обеспечить в соответствии с указом президента запланированный рост зарплаты медработников, провести анализ обоснованности оптимизации сети лечебных учреждений, провести оценку деятельности СМО и обоснованности штрафных санкций, отказов в оплате и разработать единые критерии деятельности экспертов. В сообщении СП подчеркивается, что в условиях формирования бюджета на 2015-2017 гг. вопрос разработки программ госгарантий в соответствии с действующим законодательством особенно актуален. Так как от создания четких механизмов их финансового обеспечения зависит доступность и качество предоставления медпомощи населению России.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте



Реклама

AdRiver

26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

«Драйверы экономического роста России в настоящее время»



Реклама



Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
ДМИТРИЙ ЛЫКОВ

Россия — инженерная страна

Президент крупнейшей российской станкостроительной компании «Стан» Сергей Недорослев — о том, как на развалинах советского станкостроения создать динамично развивающийся бизнес, о финансовых проблемах промышленности и о том, что Минфин и ЦБ ничего не объясняют и встретиться с ними не удается


РИА НОВОСТИ

Особенности национальной кадровой работы

Спецслужбисты, охранники и молодые технократы. Проведенная президентом Путиным кадровая ротация призвана обеспечить социальную стабильность и антитеррористическую безопасность. И обкатать резерв для новой президентской команды

Скандалы

Производитель «Мистралей»: нам объявили войну

Французская компания, которая производит военные корабли и подводные лодки, считает, что ей объявили экономическую войну. Сделать такое громкое заявление фирму DCNS, известную в России благодаря громкому скандалу с вертолетоносцами «Мистраль», заставила утечка информации о субмаринах Scorpene, которые она сейчас строит в Индии для индийского флота

AP/TASS

Мир

В Италию опять пришла беда

Часы на главной башне Аматриче, одного из наиболее пострадавших от землетрясения городов, остановились в 3.36 утра. Именно в это время произошел первый толчок, который почти полностью разрушил город. в котором живет порядка 3 тыс. человек. Эпицентр землетрясения находится на расстоянии 4 км к северо-востоку на сравнительно небольшой глубине – 10 км, сила толчка составила 6,2 балла. На данный момент известно о 38 погибших, но эта цифра будет расти, под завалами все еще находятся люди.

Национальная карточная стройка

Благодаря санкциям заложен фундамент отечественной платежной системы. Но чтобы российская банковская карта смогла на равных конкурировать со старейшими игроками мирового рынка, необходимо создать инфраструктуру обслуживания и организовать функционал карты в других странах