ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Новые трамваи опаздывают в Москву

«Expert Online» 2014
Фото РИА Новости

Создание скоростной рельсовой системы в Москве откладывается. Московские власти так и не смогли найти производителя современных трехсекционных низкопольных трамваев.

Амбициозные проекты московских властей по созданию скоростной рельсовой системы в Москве откладываются. Не исключено, что департамент транспорта мэрии Москвы вынужден будет расторгнуть контракт с поставщиком, «Уралвагонзаводом», два года тому назад ставшим победителем открытого аукциона на право поставки современных трехсекционных низкопольных трамваев в 2014-2015 гг.

Напомним, согласно плану мэрии по развитию скоростного транспорта до 2020 года, маршрутов такого трамвая запроектировано четыре. Северная окраина Москвы: район Северный - ж/д станция Лианозово - метро "Алтуфьево" - метро "Медведково" (планировалось к вводу в эксплуатацию в 2014 году). Тогда же должно было быть запущено скоростное трамвайное сообщение вдоль шоссе Энтузиастов от одноименной станции метро до МКАД, с последующим продлением вдоль Горьковского шоссе до Балашихи. К 2016 году скоростной трамвай хотели запустить и на востоке, где он будет обслуживать удаленные районы Гольяново, Метрогородок и промзону Калошино, а на юге - район Бирюлево.

Главным вдохновителем идеи скоростных трамваев в мэрии стал  глава дептранса Максим Ликсутов.

Однако проект так и «не пошел». Тендер на поставку 120 трамваев сопровождался целым рядом проблем. Изначально, по оценкам специалистов, техническое задание было составлено под французский трамвай компании Alstom, являющейся совладельцем «Трансмашхолдинга». По-крайней мере так считали остальные участники конкурса. Они же («Уралвагонзавод» и компания СТМ, входящая в группу «Синара») обратились в Федеральную антимонопольную службу. Сотрудники ФАС потребовали изменить условия конкурса. В итоге выиграл «Уралвагонзавод». предложивший поставить 120 трамваев за 8,46 млрд. рублей, что на полмиллиона ниже цены «Трансмашхолдинга».

Однако Уралвагонзавод также не смог выполнить условия контракта. Дело в том, что партнером «Уралвагонзавода» выступала канадская компания Bombardier и завод по производству трамваев, расположенный в Польше. Согласно условиям контракта, производство лицензионной модели предполагалось локализовать в России, на площадке «Уралвагонзавода». Это условие было изложено в пункте 1.3 контракта, опубликованного на сайте zakupku.gov.ru: «страной происхождения поставляемого товара является Россия, документ, подтверждающий страну происхождения: формуляр 71-414.00.00.000 ФО». Однако после победы в конкурсе выяснилось, что сборку трамваев возможно осуществить только в Польше. 

Вскоре после этого теперь уже Максим Ликсутов обратился в УФАС по Москве с просьбой рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения, исключающего данный пункт контракта. 

Возможно, что при таких условиях «дело и поло бы», если бы не одно «но». Падение курса рубля, события на Украине и последовавшие за ними экономические санкции позволили польскому производителю существенно поднять цену на свою продукцию - сразу на треть. Судя по всему, именно эта просьба «тагильских рабочих» заставила правительство Москвы в лице руководства транспортного департамента расторгнуть многострадальный контракт. Не исключено, что по этой же причине приостановлены работы по строительству скоростных рельсовых магистралей на ряде направлений, включая Лианозово и Гольяново.

Таким образом, вопрос: кто же в итоге поставит скоростные трамваи российской столице, остается открытым. Опытные образцы низкопольных трамваев польского производства осваивают маршрут Строгино-Сокол, но это единичные экземпляры. Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров утверждает, что продукция PESA отстает от канадской по техническим характеристикам. 

Сейчас предполагается, что стать поставщиком снова предложат «Трансмашхолдингу», однако владельцы компании явно не горят желанием участвовать в проекте. Да и объективные возможности «Трансмашхолдинга»  по реализации проекта скоростного трамвая вызывают серьезные сомнения. В памяти специалистов свежа история «Октябрьского электровагоноремонтного завода» (ОЭРВЗ), входящего в состав «Трансмашхолдинга» и выигравшего контракт на поставку вагонов для санкт-петербургского метро стоимостью около трех миллиардов рублей.
При этом, как выяснилось после проведения торгов, завод предложил монопольно низкую цену, существенно ниже среднерыночных показателей. Более того, по мнению других участников конкурса, заявленная цена была ниже себестоимости продукции. Участники конкурса усмотрели в этом нарушение федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем обратились в ФАС. Многие считают, что демпинговая цена позволила устранить с рынка альтернативный российско-чешский проект поездов «НеВа», который создавался силами петербургского завода «Вагонмаш» совместно с компанией Skoda. В итоге доля ОЭРВЗ на рынке совместно с московской компанией «Метровагонмаш» (также входящей в «Трансмашхолдинг») выросла до 95%. У «Вагонмаша» начались серьезные финансовые трудности, а ОЭВРЗ в свою очередь испытывает трудности с выполнением условий контракта и не может качественно освоить захваченную нишу.
Тем временем сроки сдачи новых магистралей в эксплуатацию уже проходят, но реальных подвижек не наблюдается. 

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама