Экономика

Москва, 27.08.2016


«Тольяттиазот» оказался в заложниках украинского кризиса

Александр Лабыкин «Expert Online» 28 aug 2014

Один из мировых лидеров в производстве аммиака «Тольяттиазот» рискует остановкой производства в случае повреждения из-за боев на Украине проходящего по ее территории аммиакопровода. Прекращение работы второго градообразующего предприятия в Тольятти может привести к росту социальной напряженности. Такой риск возник в том числе потому, что работы по строительству альтернативного пути поставок аммиака через порт Тамань давно приостановлены.

ОАО «Тольяттиазот»   является   одним   из   крупнейших   в   химической   промышленности России и единственным в мире заводом, способным производить до 3 млн аммиака ежегодно.  На российском рынке его доля составляет 20%, на мировом 15%. Основной вид деятельности – выпуск минеральных удобрений: аммиака, карбамида и других. При этом на экспорт уходило в среднем в год до 70% аммиака, а в 2012 году – 85%, согласно отчета самого предприятия.

Проблема в том, что единственный путь экспорта для тольяттинского завода – это трубопровод   "Тольятти – Одесса" протяженностью в 2417 км. Он проходит через Донбасс, где ведутся активные боевые действия и где уже возникала опасность повреждения трубопровода. Ранее  группа вооруженных людей проникла на территорию химического предприятия "Стирол" в Горловке Донецкой области и заминировала завод, как сообщал представитель группы компаний "Group DF". Он рассказал, что на заводе, который технологически связан с аммиакопроводом «Тольятти-Одесса», все крупнотоннажное производство, включающее в себя синтез и переработку аммиака, было остановлено 8 мая 2014 года после обострения ситуации в регионе. «На предприятии нет запасов аммиака и других взрывоопасных веществ». Однако угроза повреждения аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса» сохраняется до сих пор ввиду активных боевых действий с применением тяжелой артиллерии.

«Угроза всему живому возникнет не только на прилегающих территориях, но и в ближайших районах, и имеет гарантированный шанс перейти на территорию Российской Федерации», - заявил тогда  министр обороны Украины Валерий Гелетей.

Для России угроза разрушения аммиакопровода заключается в том, что от него напрямую зависит деятельность «Тольяттиазота». И хотя руководство предприятия пока нигде не выражало обеспокоенность, даже в местных СМИ, очевидно, что заводу, на котором работает  более пяти тысяч человек и которое является вторым после «АвтоВАЗа» градообразующим  в Тольятти, это может грозить полной или частичной остановкой производства. Руководство предприятия сегодня было недоступно для комментариев.

«Конечно, это будут колоссальные потери для производства, - сообщил «Эксперт Online» источник близкий к руководству "Тольяттиазота". - У нас по трубопроводу через Украину проходит 1,8 млн тон аммиака на 120 зарубежных стран, а на Россию – всего 180-200 тысяч».

Коммерческий директор «Тальяттиазота» Галина Судникова на вопрос о планах предприятия в случае форс-мажора не ответила, сказав лишь, что  этим интересуются уже многие ведомства, включая Минпромторг.

«Да, мы следим за ситуацией с предприятием, но пока речь не идет о наложении Украиной санкций на транзит аммиака, пока есть только риск того, что трубопровод взорвут,  - пояснил «Эксперт Online» источник в департаменте химико-технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ. – Но на самом предприятии говорят, что в таком случае придется ждать ремонта трубы, других вариантов пока нет. Кто и как будет это делать в условиях боевых действий, непонятно. Минпром не может в данном случае влиять на ситуацию, поскольку федеральные органы власти не вмешиваются в деятельность частных компаний. Пока что нам не известно, обращалось ли руководство компании к министерству с просьбой оказать помощь в предоставлении других способов транспортировки аммиака».

Но ждать ремонта трубы в случае ее повреждения придется, скорей всего, долго.

«По российской территории трубопроводом управляет «Трансаммиак», а по украинской территории УГП «Укрхимтрансаммиак», - поэтому от нашего предприятия восстановление трубопровода не может зависеть», - пояснил «Эксперт Online» пресс-секретарь «Тольяттиазот» Игорь Башунов.

Помимо взрыва аммиакопровода риском для предприятия является и возможное наложение санкций на транзит аммиака, как это  было уже в 2012 году. Тогда Украина на две недели приостановила прокачку аммиака по своей территории, а «Тольяттиазот» сообщил о вынужденной остановке производства и понесенных 500 млн рублей убытка. Тарифная выручка Украины от прокачки российского аммиака составляет несколько сотен млн гривен в год. Следовательно, в условиях санкционной войны она может себе позволить небольшой ценой в буквальном смысле нанести урон одному из российских городов. Тем более, что первый шаг властями Украины уже сделан: в этом году были повышены пошлины на российские удобрения. А в Тольятти, как известно, самое крупное предприятие «АвтоВАЗ» уже заявило ранее о плановых масштабных сокращениях. 

«Надеемся только, что никто ничего не взорвет, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Андреев, мэр Тольятти. – Но если не дай бог что-то произойдет, то для города это будет большим потрясением, может высвободиться около трех тысяч человек. Кроме того, в случае приостановки производства его придется консервировать, а значит, технологически трудно будет вновь запустить даже после восстановления трубопровода. Самым оптимальным вариантом, конечно, было бы сейчас возобновить работу по строительству инфраструктуры порта  Тамань и прокладке трубопровода к нему».

В региональном Ростехнадзоре пока явной угрозы из-за остановки предприятия не наблюдают:

«В случае остановки производства с консервацией его проблем не должно быть, если, конечно, предприятие  будет выполнять все правила консервации, - пояснил «Эксперт Online» Анатолий Кондрашов, врио начальника отдела нефтехимической промышленности Средне-Поволжского управления Ростехнадзора. - Как они будут выходить из этой ситуации, мы не знаем, пока никаких планов на этот счет не видели и на повестке дня такой вопрос не стоит. Последняя проверка в прошлом году выявила нарушения, но не катастрофические».

К слову, по итогам проверки завода Ростехнадзором в 2011 году было выявлено более 500 нарушений.

«В настоящее время «Тольяттиазот» осуществляет строительство важнейшего объекта – глубоководного морского порта в Краснодарском крае на мысе Железный рог по перевалке аммиака, а также других важных народнохозяйственных грузов: зерна, азотнофосфорных, калийных и других химических удобрений. Строительство порта выполняется на высоком качественном уровне по безопасности эксплуатации и по экологическим требованиям», - говорится на сайте предприятия. Но работы по строительству порта заморожены, население Тамани не раз устраивало экологические бунты против строительства аммиачного терминала.

«Инфраструктура порта в Тамани готова была еще в начале 2000-х годов на 80%, но работы были заморожены решением властей Краснодарского края, - говорит Игорь Башунов. - Мы до сих пор ведем переговоры по возобновлению работ. Но трубопровод к порту еще придется прокладывать».

Альтернативными портами для российского аммиака являются балтийские – Вентспилс и Силламяэ. Но их мощности уже почти полностью загружены другими производителями, и Тольяттиазот может рассчитывать лишь на 200-300 тысяч тонн. Кроме того, руководство предприятия планировало закупить в этом году 274 специализированных вагонов для плановой диверсификации экспортных  поставок при общей потребности свыше 2000.

«Как проходит приобретение вагонов, пока тоже не известно, но в любом случае это лишь десятая часть от необходимых в транспортировке потребностей», - говорит источник на «Тольяттиазоте».

Между тем среди рисков в отчетах предприятия регулярно указывается: «заложенная при проектировании ориентированность на зарубежных покупателей, что ставит предприятие в зависимость от бесперебойной отгрузки аммиака в аммиакопровод».

«Такую ситуацию, как остановка или резкое снижение производства в ОАО «Тольяттиазот» из-за проблем с аммиакопроводом, мы считаем вполне реалистичной, - пояснил «Эксперт Online» представитель компании «Уралхим», одного из акционеров «Тольяттиазота». -  Ответственность за это в полной мере ляжет на руководство «Тольяттиазота» и его основных собственников. За последние годы они не уделяли должного внимания ни логистической, ни промышленной безопасности, не искали реальных альтернативных путей транспортировки продукции и не вкладывали необходимых средств в развитие. Как акционеры мы возмущены тем, что вместо этого «Тольяттиазот» ежегодно выплачивал своим директорам вознаграждения на сотни миллионов рублей. Только в первом квартале 2014 года пятерым членам совета директоров ТоАЗа выплачено 704,541 млн рублей, а по итогам полугодия предполагается выплатить 705,416 млн рублей».

То, что средства у предприятия есть, следует и из его годового отчета. Рост производства в 2012 году составил 114,7%, чистая прибыль  91,1 млрд рублей при общей выручке в 35,1 млрд рублей. Но при этом внешние риски, связанные с остановкой предприятия, до сих пор остаются головной болью местных властей, а значит могут стать проблемой региональных и федеральных.

Читайте последние новости на 29 августа 2014 года на страницах Эксперт Онлайн и в Одноклассниках


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте



Реклама

AdRiver

26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

«Драйверы экономического роста России в настоящее время»



Реклама



Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Добавленное зло

Текущий кризис в российской экономике — следствие действующей налоговой системы, и главную роль здесь играет НДС. Этот налог делает невозможной модернизацию производства. Более того, государство, используя НДС, ежегодно работает себе в убыток


Zuma\TASS

Глава ФРС запуталась

Выступление главы ФРС США Джанетт Йеллен на симпозиуме глав центробанков в Джексон Хоул не внесло ясности относительно сроков повышения ставки американским регулятором

FORUM

Меркель здесь, Меркель там…

Евросоюз выстоял, но крепче не стал. Напротив, после выхода Британии из объединенной Европы он стал еще более раздробленным и разделенным на блоки и группы: Запад, кооперирующийся по большинству вопросов с Севером, и Восток, который все чаще занимает одинаковую позицию с Югом. Любопытно, что южно-европейская группа может оказаться очень сильной, потому что президент Франции Франсуа Олланд уже изъявил желание принять в ней участие.

Zuma\TASS

Международный бизнес

Uber в красной зоне

Убыток сервисной компании Uber за первое полугодие составил $1,27 млрд. Руководство называет основной причиной низких показателей масштабный демпинг и компенсации водителям такси

Денис Абрамов/ТАСС

Туризм и отдых

Пора на воды

На заседании Госсовета с участием президента Владимира Путина в Белокурихе в пятницу обсуждают проблемы санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Владимир Путин поручил правительству создать благоприятную инвестиционную среду в этой сфере, а также разработать к марту 2017 года стратегии ее развития. Для развития отрасли необходимо найти новые формы партнерства государства с частным бизнесом, считают эксперты

ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

«Сила Сибири» выдерживает график

Глава «Газпрома» и посол КНР в РФ обсудили развитие российско-китайских отношений в газовой сфере. Стороны подтвердили полное соблюдение графика реализации проекта поставок газа по «восточному» маршруту. Вместе с тем, эксперты отмечают, что при нынешней конъюнктуре цен на газ небольшое промедление с прокладкой трубопровода было бы даже полезным, но у российской компании такой возможности нет