Экономика

Москва, 30.05.2016


«Тольяттиазот» оказался в заложниках украинского кризиса

Александр Лабыкин «Expert Online» 28 aug 2014

Один из мировых лидеров в производстве аммиака «Тольяттиазот» рискует остановкой производства в случае повреждения из-за боев на Украине проходящего по ее территории аммиакопровода. Прекращение работы второго градообразующего предприятия в Тольятти может привести к росту социальной напряженности. Такой риск возник в том числе потому, что работы по строительству альтернативного пути поставок аммиака через порт Тамань давно приостановлены.

ОАО «Тольяттиазот»   является   одним   из   крупнейших   в   химической   промышленности России и единственным в мире заводом, способным производить до 3 млн аммиака ежегодно.  На российском рынке его доля составляет 20%, на мировом 15%. Основной вид деятельности – выпуск минеральных удобрений: аммиака, карбамида и других. При этом на экспорт уходило в среднем в год до 70% аммиака, а в 2012 году – 85%, согласно отчета самого предприятия.

Проблема в том, что единственный путь экспорта для тольяттинского завода – это трубопровод   "Тольятти – Одесса" протяженностью в 2417 км. Он проходит через Донбасс, где ведутся активные боевые действия и где уже возникала опасность повреждения трубопровода. Ранее  группа вооруженных людей проникла на территорию химического предприятия "Стирол" в Горловке Донецкой области и заминировала завод, как сообщал представитель группы компаний "Group DF". Он рассказал, что на заводе, который технологически связан с аммиакопроводом «Тольятти-Одесса», все крупнотоннажное производство, включающее в себя синтез и переработку аммиака, было остановлено 8 мая 2014 года после обострения ситуации в регионе. «На предприятии нет запасов аммиака и других взрывоопасных веществ». Однако угроза повреждения аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса» сохраняется до сих пор ввиду активных боевых действий с применением тяжелой артиллерии.

«Угроза всему живому возникнет не только на прилегающих территориях, но и в ближайших районах, и имеет гарантированный шанс перейти на территорию Российской Федерации», - заявил тогда  министр обороны Украины Валерий Гелетей.

Для России угроза разрушения аммиакопровода заключается в том, что от него напрямую зависит деятельность «Тольяттиазота». И хотя руководство предприятия пока нигде не выражало обеспокоенность, даже в местных СМИ, очевидно, что заводу, на котором работает  более пяти тысяч человек и которое является вторым после «АвтоВАЗа» градообразующим  в Тольятти, это может грозить полной или частичной остановкой производства. Руководство предприятия сегодня было недоступно для комментариев.

«Конечно, это будут колоссальные потери для производства, - сообщил «Эксперт Online» источник близкий к руководству "Тольяттиазота". - У нас по трубопроводу через Украину проходит 1,8 млн тон аммиака на 120 зарубежных стран, а на Россию – всего 180-200 тысяч».

Коммерческий директор «Тальяттиазота» Галина Судникова на вопрос о планах предприятия в случае форс-мажора не ответила, сказав лишь, что  этим интересуются уже многие ведомства, включая Минпромторг.

«Да, мы следим за ситуацией с предприятием, но пока речь не идет о наложении Украиной санкций на транзит аммиака, пока есть только риск того, что трубопровод взорвут,  - пояснил «Эксперт Online» источник в департаменте химико-технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ. – Но на самом предприятии говорят, что в таком случае придется ждать ремонта трубы, других вариантов пока нет. Кто и как будет это делать в условиях боевых действий, непонятно. Минпром не может в данном случае влиять на ситуацию, поскольку федеральные органы власти не вмешиваются в деятельность частных компаний. Пока что нам не известно, обращалось ли руководство компании к министерству с просьбой оказать помощь в предоставлении других способов транспортировки аммиака».

Но ждать ремонта трубы в случае ее повреждения придется, скорей всего, долго.

«По российской территории трубопроводом управляет «Трансаммиак», а по украинской территории УГП «Укрхимтрансаммиак», - поэтому от нашего предприятия восстановление трубопровода не может зависеть», - пояснил «Эксперт Online» пресс-секретарь «Тольяттиазот» Игорь Башунов.

Помимо взрыва аммиакопровода риском для предприятия является и возможное наложение санкций на транзит аммиака, как это  было уже в 2012 году. Тогда Украина на две недели приостановила прокачку аммиака по своей территории, а «Тольяттиазот» сообщил о вынужденной остановке производства и понесенных 500 млн рублей убытка. Тарифная выручка Украины от прокачки российского аммиака составляет несколько сотен млн гривен в год. Следовательно, в условиях санкционной войны она может себе позволить небольшой ценой в буквальном смысле нанести урон одному из российских городов. Тем более, что первый шаг властями Украины уже сделан: в этом году были повышены пошлины на российские удобрения. А в Тольятти, как известно, самое крупное предприятие «АвтоВАЗ» уже заявило ранее о плановых масштабных сокращениях. 

«Надеемся только, что никто ничего не взорвет, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Андреев, мэр Тольятти. – Но если не дай бог что-то произойдет, то для города это будет большим потрясением, может высвободиться около трех тысяч человек. Кроме того, в случае приостановки производства его придется консервировать, а значит, технологически трудно будет вновь запустить даже после восстановления трубопровода. Самым оптимальным вариантом, конечно, было бы сейчас возобновить работу по строительству инфраструктуры порта  Тамань и прокладке трубопровода к нему».

В региональном Ростехнадзоре пока явной угрозы из-за остановки предприятия не наблюдают:

«В случае остановки производства с консервацией его проблем не должно быть, если, конечно, предприятие  будет выполнять все правила консервации, - пояснил «Эксперт Online» Анатолий Кондрашов, врио начальника отдела нефтехимической промышленности Средне-Поволжского управления Ростехнадзора. - Как они будут выходить из этой ситуации, мы не знаем, пока никаких планов на этот счет не видели и на повестке дня такой вопрос не стоит. Последняя проверка в прошлом году выявила нарушения, но не катастрофические».

К слову, по итогам проверки завода Ростехнадзором в 2011 году было выявлено более 500 нарушений.

«В настоящее время «Тольяттиазот» осуществляет строительство важнейшего объекта – глубоководного морского порта в Краснодарском крае на мысе Железный рог по перевалке аммиака, а также других важных народнохозяйственных грузов: зерна, азотнофосфорных, калийных и других химических удобрений. Строительство порта выполняется на высоком качественном уровне по безопасности эксплуатации и по экологическим требованиям», - говорится на сайте предприятия. Но работы по строительству порта заморожены, население Тамани не раз устраивало экологические бунты против строительства аммиачного терминала.

«Инфраструктура порта в Тамани готова была еще в начале 2000-х годов на 80%, но работы были заморожены решением властей Краснодарского края, - говорит Игорь Башунов. - Мы до сих пор ведем переговоры по возобновлению работ. Но трубопровод к порту еще придется прокладывать».

Альтернативными портами для российского аммиака являются балтийские – Вентспилс и Силламяэ. Но их мощности уже почти полностью загружены другими производителями, и Тольяттиазот может рассчитывать лишь на 200-300 тысяч тонн. Кроме того, руководство предприятия планировало закупить в этом году 274 специализированных вагонов для плановой диверсификации экспортных  поставок при общей потребности свыше 2000.

«Как проходит приобретение вагонов, пока тоже не известно, но в любом случае это лишь десятая часть от необходимых в транспортировке потребностей», - говорит источник на «Тольяттиазоте».

Между тем среди рисков в отчетах предприятия регулярно указывается: «заложенная при проектировании ориентированность на зарубежных покупателей, что ставит предприятие в зависимость от бесперебойной отгрузки аммиака в аммиакопровод».

«Такую ситуацию, как остановка или резкое снижение производства в ОАО «Тольяттиазот» из-за проблем с аммиакопроводом, мы считаем вполне реалистичной, - пояснил «Эксперт Online» представитель компании «Уралхим», одного из акционеров «Тольяттиазота». -  Ответственность за это в полной мере ляжет на руководство «Тольяттиазота» и его основных собственников. За последние годы они не уделяли должного внимания ни логистической, ни промышленной безопасности, не искали реальных альтернативных путей транспортировки продукции и не вкладывали необходимых средств в развитие. Как акционеры мы возмущены тем, что вместо этого «Тольяттиазот» ежегодно выплачивал своим директорам вознаграждения на сотни миллионов рублей. Только в первом квартале 2014 года пятерым членам совета директоров ТоАЗа выплачено 704,541 млн рублей, а по итогам полугодия предполагается выплатить 705,416 млн рублей».

То, что средства у предприятия есть, следует и из его годового отчета. Рост производства в 2012 году составил 114,7%, чистая прибыль  91,1 млрд рублей при общей выручке в 35,1 млрд рублей. Но при этом внешние риски, связанные с остановкой предприятия, до сих пор остаются головной болью местных властей, а значит могут стать проблемой региональных и федеральных.

Читайте последние новости на 29 августа 2014 года на страницах Эксперт Онлайн и в Одноклассниках


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Фото: Сергей Мелихов специально для «РР»; youtube.com/TheKateClapp; Вячеслав Прокофьев, пресс-служба студии «Третий Рим», Алексей Панциков/ТАСС

    20 самых красивых женщин России

    «РР» публикует результаты большого исследования идеала женской красоты в современной России. Конечно, в нашей стране гораздо больше прекрасных дам, чем 20 лидеров народного рейтинга и 89 женщин, названных экспертами и журналистами. Но дело в нашем исследовании не в «рейтингах», а в понимании смысла красоты и ценностей, господствующих в стране. Дело не только в красоте, но и в человеке.


    ТАСС

    Армия

    Крымский "Чауда" закрепит сирийский опыт

    Новый крымский полигон Военно-космических сил РФ "Чауда" оснащен учебными целями, имитирующими те, с которыми летчикам пришлось иметь дело в Сирии, и наиболее современной аппаратурой для фиксации результатов применения авиационных боеприпасов. Где-то поблизости находится легендарная "Бухта космонавтов"

    ТАСС

    Литература

    Эффект Юзефовича

    Недавно большое жюри литературной премии «Национальный бестселлер» определилось с коротким списком номинантов. Его возглавляет Леонид Юзефович с новым историческим романом «Зимняя дорога». Гражданская война, мужество, жертвы — обо всем этом уже писали. Однако в романе Юзефовича есть загадка. Разгадав ее, «Эксперт» рассчитывает понять не только историю, но и нечто большее

    Выставки

    Графическая хроника Советской Атлантиды

    В Центральном Манеже проходит выставка, посвященная советскому киноплакату. Она позволяет не только оценить мастерство отечественных художников-графиков, но и увидеть, насколько целостен феномен советского кино

    Фото: РИА Новости; Вячеслав Прокофьев/ТАСС

    Не разбивайте Стену

    Владельцы «Стены Цоя» на Старом Арбате хотят ее закрасить. Петиция в защиту собрала уже 25 тысяч подписей. Стена относится к военному суду МВО. Может быть, военные поймут, что сборы молодежи у этой стены - это хоть и не военные сборы, но тоже патриотизм, причем искренний и нешуточный

    Фото: dany13/flickr.com/CC BY 2.0

    Фавела для Бога

    В Бразилии политический кризис — парламент страны проголосовал за импичмент президента Дилмы Руссеф. Глава государства обвинена в коррупции и отстранена от власти на полгода. Между тем до начала Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро остается два месяца. Что же происходит в стране, экономику которой еще недавно мировые аналитики называли одной из самых перспективных на планете? Начнем с рассказа о том, как устроена жизнь в бразильских трущобах — фавелах