Москва, 25.09.2016


Усиление арктического присутствия

«Expert Online» 15 oct 2014

Российское министерство обороны в следующем году начинает реконструкцию арктического аэродрома Тикси, который станет местом постоянного базирования самолетов фронтовой авиации и перехватчиков МиГ-31. Об этом сообщил главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев. «В следующем году в обязательном порядке начинается реконструкция аэродрома Тикси. В 2017 году там будет базироваться соединение самолетов фронтовой авиации и перехватчики МиГ-31. Также МиГ-31 будут размещены на аэродроме Анадырь», — сказал он журналистам в ходе своей рабочей поездки по строящимся объектам Военно-воздушных сил России

Информация главкома ВВС лишний раз подтверждает то, что Россия всерьез готовится к военным угрозам в Арктике. Еще несколько лет назад сложно было даже себе представить, что наша страна примется не только восстанавливать разрушенную в постперестроечные времена военную инфраструктуру в Заполярье, но и наращивать здесь свою военную мощь. Однако, факт остается фактом – в последние три года в российской части Арктики наблюдается небывалое усиление системы национальной безопасности.

С 2012 года возобновились дальние походы надводных кораблей Северного флота (СФ) в Северный Ледовитый океан. В нынешнем году в его акватории СФ проводил учения, практически, ежемесячно.  В рамках состоявшегося недавно стратегического командно-штабного учения «Восток-2014»,  отряд боевых кораблей Северного флота совместно с судами Мурманского морского пароходства и ледоколами «Росатомфлота» доставил  личный состав и технику тактической группы на остров Котельный (архипелаг Новосибирские острова) и провел боевые стрельбы зенитным ракетным комплексом «Кинжал» с большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко». Кроме того, в рамках этих учений впервые на остров Врангеля был высажен тактический воздушный десант из состава 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ и 155-й отдельной бригады морской пехоты Тихоокеанского флота. До этого морские пехотинцы и десантники (правда, по отдельности), несколько раз штурмовали в ходе других учений Новосибирские острова, необорудованное побережье центральной части российской Арктики, а в апреле этого года 50 бойцов ВДВ впервые в истории Воздушно-десантных войск успешно высадились на парашютах системы «Арбалет-2»  на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана в непосредственной близости от Северного полюса.

Военная база на Новосибирских островах, которая начала создаваться в 2012 году, с этого года будет функционировать на постоянной основе. Восстановлено военное назначение аэродрома «Рогачево» (Амдерма-2) на южной оконечности архипелага Новая Земля. Ведется восстановление, как уже говорил главком ВВС Виктор Бондарев, военных аэродромов в Тикси, Анадыре (аэродром «Угольный»), Воркуте (аэродром «Советский»). Возобновили боевое патрулирование в Арктике в последние два года и стратегические бомбардировщики Ту-95, для которых заполярные аэродромы всегда служили «аэродромами подскока». Кроме того, по всему северному побережью России восстанавливается система воздушно-космической обороны. Нынешней осенью на боевое дежурство поставлены радиолокационные отделения и пункты наведения авиации, например, на острове Врангеля и мысе Шмидта. Помимо наращивания сил флота, ВВС и ПВО, Россия в Арктике укрепляется и наземными войсками. По словам главнокомандующего СВ генерала-полковника Олега Салюкова, до 2017 года здесь буду сформированы две отдельные мотострелковые бригады. Одна будет дислоцироваться в Мурманской области, вторая – в Ямало-Ненецком автономном округе. Координировать действия межвидовой группы войск в Арктике будет создаваемое сейчас Министерством обороны  арктическое командование «Север».

При этом, естественно, возникает вопрос, почему российские военные усиливают свое присутствие в Арктике. Основных угрозы три.

Первая – глобальная. Создаваемая США система противоракетной обороны (ПРО), предусматривает либо превентивное поражение межконтинентальных баллистических ракет (МБР) вероятного противника (угадайте, кого в США по-прежнему считают наиболее вероятным противником?) в местах их базирования, либо уничтожение вражеских МБР на первом этапе полета – до разделения боевых блоков. Для максимально быстрого целеуказания для американских противоракет в Норвегии, в 60 км от границы с Россией, еще в конце прошлого века была размещена радиолокационная станция (РЛС) Have Stare (Globus II). Восточный сектор российской части Арктики эффективно «накрывает» американская РЛС системы ПРО морского базирования SBX, расположенная на Дальнем Востоке, у острова Шемия. Globus II и SBX отслеживают всю траекторию полета российских баллистических ракет, начиная с момента их пуска, а также на участках маневрирования платформы разведения, разведения головных частей индивидуального наведения и средств преодоления ПРО.

При этом американцы уже построили и достаточное количество эсминцев и крейсеров, оснащенных системами управления «Иджис» и ракетами-перехватчиками  SM-3 Block1B, которые могут создать реальную угрозу российскому «ядерному щиту». Однако, для того, чтобы эффективно уничтожать (перехватывать) российские МБР, эти американские мобильные средства перехвата должны быть максимально приближены к местам базирования российских ракет. И есть только одно место на земле, где они могут это сделать – в Арктике. По расчетам военных гидрографов США, благодаря глобальному потеплению уже к 2025 году Северный ледовитый океан будет полностью свободен ото льдов, которые мешают плаванию наводных кораблей, почти два месяца в году. И американские эсминцы и крейсеры УРО тогда смогут зайти в нейтральные воды северных морей, омывающих российские берега, и встать там на боевое дежурство. К такому развитию событий нашей стране, безусловно, надо быть готовой. «Мы исходим из понимания того, что приполюсные районы могут потенциально быть использованы для формирования новых угроз для всей территории Российской Федерации» - подчеркнул весной этого года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков.

Две других причины усиления военной мощи России в Арктике носят, прежде всего, экономический характер. Первая – это огромные запасы нефти и газа, содержащихся в российской части Арктики. И когда мир начнет испытывать «энергетический голод», охотников до них будет появляться все больше. И не надо при этом переоценивать трудности добычи арктических углеводородов и недооценивать способы контроля над ними с помощью военной силы. НАТО регулярно проводит отработку боевых задач на Северо-Западном театре военных действий, в том числе по контролю над разрабатываемыми месторождениями углеводородов.  А проводившиеся в марте 2012 года  в Северной Норвегии учения Cold Response стали крупнейшими военными маневрами в циркумполярном регионе со времен окончания холодной войны. В них приняли участие 16 300 военнослужащих из 15 стран Северо-Атлантического альянса. Неудивительно, что и Россия одну из двух арктических мотострелковых бригад размещает именно на Ямале, где уже сейчас добывается львиная доля российского природного газа.

Вторая экономическая причина связана с транспортным сообщением в Арктике. Таяние арктических льдов открывает путь через Северный ледовитый океан не только для военных кораблей, но и для гражданских судов. Китай, например, уже к 2025 году намерен перевести на Севморпуть – кратчайшую морскую дорогу между Европой и Азией, проходящую вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, 15% своего гигантского внешнеторгового оборота. Речь идет о десятках миллионов тонн грузов и миллиардах долларов. Поэтому Поднебесная уже сейчас начала выторговывать у России режим «наибольшего благоприятствования» для движения своих судов по СМП, а США и его европейские союзники – заявлять о том, что движение по Севморпути должно осуществляться под неким «международным контролем». Однако, позиция нашей страны в этом отношении неизменна – движение гражданских судов и военных кораблей по Северному морскому пути должно осуществляться в рамках национального законодательства и при полном и безусловном контроле со стороны России. Однако, для того, чтобы это требование выполнялось, России нужны соответствующие средства убеждения и принуждения. 


Журнал «Эксперт» + подарок

Журнал Эксперт + Сертификаты на обучение в школе иностранных языков



    Реклама

    AdRiver
    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Сергей Фадеичев/фотохост-агентство ТАСС

    Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что снижать добычу "искусственным способом" мы не будем. Естественным способом она тоже не снижается, несмотря на разные прогнозы, так что период дешевой нефти, очевидно, продолжается


    Мировой кризис

    Греки, они очень ждут русских

    Чтобы вытащить свою экономику из ямы, Греция делает ставку на российский бизнес и российский рынок — конечно, в первую очередь туристический. Но кроме туристов, здесь ждут российских инвесторов и даже российских поставщиков

    Валерий Шарифулин/ТАСС

    Война в Сирии

    Из-за Алеппо соберется Совбез ООН

    Западные страны созвали Совбез ООН. Повод - боевые действия в Алеппо, ведущиеся армией Асада, скорее всего, вынужденной обороняться против боевиков, которых не хотят или не могут проконтролировать силы международной коалиции во главе с США

    арина милосердова

    Рейтинг ведущих промышленников

    В рейтинге Топ-50 крупнейших промышленных компаний СЗФО предсказуемо выделяется Санкт-Петербург – здесь имеют прописку 20 компаний рейтинга

    Евгений Курсков/Интерпресс/ТАСС

    Проявить технологическую инициативу

    Максим Мейксин: «Наша задача – сформулировать те точки роста, которые позволят занять новые перспективные технологические рынки»

    Zuma\TASS Автор: Michal Fludra

    Кризис еврозоны

    Спасение Deutsche Bank могут возложить на немецких налогоплательщиков

    Немецкие политики впервые открыто обсудили проблемы Deutsche Bank, который пострадал от политики отрицательных процентных ставок ЕЦБ и судебных издержек из-за различных юридических нарушений. В Германии опасаются, что, если не удастся существенно снизить претензии американских властей, спасать крупнейший немецкий банк придется за счет бюджетных средств