Экономика

Москва, 30.06.2016


Танки из офшоров

«Expert Online» 28 oct 2014
Фото РИА Новости

Минэкономразвития считает целесообразной принудительную деофшоризацию исключительно для предприятий оборонно-промышленного комплекса либо для компаний, у которых на долю государственного оборонного заказа приходится больше 50% выручки за трехлетний период. При этом ведомство предлагает не устанавливать для этих компаний полный запрет на регистрацию «дочек» в иностранных юрисдикциях. Принятие соответствующего решения ведомство предлагает оставить в компетенции совета директоров материнской компании.

Позиция министерства содержится в письме, направленном в правительство в середине октября, сообщил «Интерфаксу» источник в одном из ведомств финансово-экономического блока. Минэкономразвития указывает, что в противном случае возникают значительные риски для российских компаний и для национальной экономики.

Офшорные прятки

Деофшоризация российской экономики была одной из основных тем последнего послания президента Владимира Путина Федеральному собранию и вошла в подписанный в конце декабря перечень поручений по его реализации. Тогда глава государства предложил несколько инициатив для достижения этой цели. По его словам, вопросы деофшоризации поднимаются во всех развитых странах, и обсуждаются в форматах «восьмерки» и «двадцатки». «В любом случае, если компания зарегистрирована в офшоре и на что-то претендует, на какую-то поддержку со стороны государства, государство вправе знать конечного бенефициара», - подчеркнул президент. Правительство должно было подготовить проекты законов по налогообложению компаний, находящихся в офшорах, по введению запрета на предоставление господдержки таким компаниям, а также подготовить изменения в законодательство, запрещающие заключать государственные или муниципальные контракты с этими компаниями. Список критериев, согласно которому «дочки» системообразующих предприятия российской экономики должны быть выведены из офшоров, было поручено разработать к 1 ноября.

Как следует из письма Минэкономразвития, еще в июле министерство по итогам работы с ведомствами, РСПП и крупнейшими российскими компаниями предупреждало, что введение подобных норм создаст значительные экономические, финансовые, юридические и репутационные риски как для самих компаний, так и для российской экономики. Речь идет, прежде всего, о снижении конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, вплоть до закрытия важных направлений бизнеса. Также Минэкономразвития называло риски неисполнения внешнеэкономических контрактов и значительных издержек при неочевидном положительном эффекте. Эти опасения были подтверждены в октябре представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), которые подчеркнули, что указанные риски усиливаются в условиях западных санкций.

Минэкономразвития подчеркивает, что лучшим стимулом для перевода холдингов российских компаний в Россию будет повышение удобства ведения бизнеса в стране и создания механизмов, облегчающих доступ компаний к финансированию (совершенствование налогов, снятие ограничений на обращение акций эмитентов за рубежом, либерализация валютного контроля и прочее).

Президент РСПП Александр Шохин считает, что деофшоризацию нужно проводить одновременно с мерами по улучшению привлекательности российской юрисдикции.  В направленных недавно профильным ведомствам предложениях глава союза, отстаивающего интересы крупного бизнеса, подтвердил позицию о нецелесообразности введения полного запрета на регистрацию дочерних компаний системообразующих организаций за рубежом.

Между тем накануне правительство поддержало законопроект о деофшоризации, которым вносятся поправки в Налоговый кодекс в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Согласно законопроекту к «контролируемым иностранным компаниям» будут относиться иностранные организации, не признаваемые налоговыми резидентами РФ, а также корпоративные образования или структуры, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица. «Контролирующим лицом» иностранной организации предлагается признавать физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации превышает 25% либо доля участия которого в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) больше 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) превышает 50%, говорится в документе. В нем также предусматриваются условия, при выполнении которых иностранная организация не признается контролируемой, в частности, если эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не меньше 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.

Представители РСПП полагают, что порог владения нашими резидентами в контролируемых иностранных компаниях, который предложен в законопроекте, слишком низок. В связи с этим в заключении правительства предложено «в целях сохранения уровня конкурентоспособности российских компаний за рубежом дополнительно проработать вопросы увеличения доли участия лица в иностранной организации для признания его контролирующим, а также снижения критерия эффективной налоговой ставки для непризнания организации контролируемой». Закон о деофшоризации будет отвечать интересам бизнеса и экономики страны, уверен премьер-министр Дмитрий Медведев. «Модель, которую, в конечном счете, предложим, приемлема и для экономики, и для представителей бизнеса», - заявлял он на встрече с предпринимателями в сентябре.

Наша деофшоризация выглядит даже не как борьба с офшорами, а как борьба с собственными компаниями, заявляет сопредседатель «Деловой России», председатель совета директоров ОАО «Оборонительные системы» Антон Данилов-Данильян. По его словам, офшор выполняет три функции: во-первых, это инструмент снижения налоговой нагрузки, во-вторых, возможность укрыть конечного бенефициара и, в-третьих - возможность работать в комфортной правовой среде. «Мы уперлись в первый пункт и боремся только за то, чтобы в полном объеме платились налоги нашими компаниями, которые используют офшоры для того, чтобы скрыть капиталы. Но ведь они уходят в офшор не только для того, чтобы капиталы скрывать, у них есть на это и другие причины», - подчеркнул он.

Выгоды для бюджета от деофшоризации могут нивелироваться потерями для бизнеса и экономики в результате неиспользования финансовых схем, которые предлагают низконалоговые юрисдикции, подтверждает замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Вадим Миронов. «Например, получить кредит под залог экспортной выручки, не имея кредитной истории, в России практически невозможно. Также российское законодательство не предусматривает возможности открытия эскроу-счетов (специальный условный счет, на котором учитываются имущество, документы или денежные средства до наступления определенных обстоятельств или выполнения определенных обязательств - «Эксперт Online») в отечественных банках. Исходя из этого, неудивительно, что многие эксперты считают, что использование более гибкого оффшорного законодательства полезно для отечественного бизнеса и экономики. А для ухода от налогов эти юрисдикции сегодня используют разве что отморозки», - рассказал он. 

Нет двойным стандартам

Логика Минэкономразвития немного странная: получается, если большая часть выручки предприятия складывается благодаря государственному заказу, выводить ее в офшоры нельзя, а если нет, то можно, замечает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. «Суть деофшоризации заключается в том, чтобы отечественные компании прошли перерегистрацию, платили налоги в России и не использовали офшоры для отмывания средств или укрытия от налогов. Соответственно ведомству должно быть не важно из государственных денег складывается выручка компании или нет, налог должен платиться в казну в независимости от источника прибыли. Деофшоризация позволит увеличить доходы бюджета, а это хорошо для страны. Но, негативно повлияет на прибыль компаний. Дивиденды и бонусы для акционеров и менеджмента сократятся», - считает она. В принципе поддерживает позицию Минэкономразвития в данном вопросе управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. «В случае распространения подобных запретов на частный бизнес для него автоматически повышаются административные барьеры. Соответственно, это повлечет еще большее снижение деловой активности, сокращение инвестиций и т.д. Поэтому, на мой взгляд, дополнительное административное регулирование частного бизнеса ни в коем случае не стоит вводить, особенно в текущих экономических условиях», - уверен он.

В данном случае Минэкономразвития предлагает, скорее, инструмент не для деофшоризации российской экономики, а для обеспечения государственной безопасности, говорит член комитета по налогам «Опоры России» Михаил Орлов. «То есть, грубо говоря, запретить офшорам владеть нашими заводами по производству танков. Изначально же президентом ставилась задача вернуть деньги из-за рубежа. Наверное, это ударит и по налогоплательщикам, и по экономике, ухудшит инвестклимат. Но вопрос сейчас в другом: когда будет принят закон? Новый год уже не за горами, и компаниям пора бы уже начать изучать правила, по которым им придется возвращать активы в Россию», - пояснил он «Эксперт Online».

Судя по перечню российских компаний, облюбовавших оффшоры, среди них немало госкорпораций и компаний с госучастием, замечает доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии ИБДА РАНХиГС Эмиль Мартиросян. «Поэтому то, что предлагает Минэкономразвития, надо делать уже ради того, чтобы исключить политику двойных стандартов», - считает он и добавляет, что феномен привлекательности офшоров для российского бизнеса отнюдь не в налогах, а в правах интеллектуальной собственности. «У нас одна из самых низких налоговый ставок в мире. Однако все права на ноу-хау, бренды, торговые марки и т.д. бизнес предпочитает регистрировать в оффшорах», - подчеркивает он.

Председатель совета директоров ОАО «Оборонительные системы» затруднился сказать, какая доля предприятий российского ОПК зарегистрирована в оффшорах. Однако по его мнению, никакие законы не смогут воспрепятствовать выводу и притоку денег из-за рубежа на рынок госзаказа. «Капитал, как вода – сколько ее ни перегораживай плотинами, всегда найдет выход. И хотя госкомпаниями проще управлять, все равно при желании можно сделать цепочку предприятий внутри страны, которая «вывалится» в оффшор и выведет туда, по крайней мере, собственный доход, полученный на гособоронзаказе. И, наоборот, через цепочку аффилированных лиц компания, зарегистрированная, например,  на Багамах, может выйти на рынок российского госзаказа. Так что выход один – развивать в России нормальную инвестсреду, создавать условия для конкуренции», - пояснил «Эксперт Online» Антон Данилов-Данильян.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Карта управленческого образования России»

    Предлагаем Вам принять участие в проекте и заполнить электронную анкету




    Реклама



    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SENIOR GROUP

    Как сделать старость в радость

    Генеральный директор компании Senior Group Алексей Сиднев считает, что сегодня самое главное для динамично развивающегося рынка гериатрических услуг — разработать и установить современные стандарты качества оказания помощи пожилым людям


    AP/TASS

    Мир

    В Великобритании резко выросло число проявлений ксенофобии и расовой дискриминации

    Чаще всего дискриминации подвергаются выходцы из Восточной Европы, приехавшие на острова на заработки. Лондон до сих пор не подписал и, естественно, не ратифицировал 12-й протокол Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая обеспечивает равные права жителям всех европейских государств независимо от места их рождения и уровня ВВП

    ТАСС

    Бюджетная политика

    Эпатажные предложения

    Минфин предлагает сократить по сравнению с нынешним бюджет на 2017 год, заморозив его затем на три года в этом объеме в номинальном выражении, несмотря на инфляцию. Прямому сокращению по данному проекту подлежат 36 и 42 госпрограмм и ряд непрограммных расходов, включая социальные - здравоохранение, образование, доступное жилье. Аналитики отмечают, что кроме прочего, это не позволит достичь цели одного из "майских указов" президента: увеличения к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет. Не только даже из-за экономии конкретно на здравоохранении, а из-за всей совокупности предложенных мер

    Лекарства

    Biocad переходит к компьютерному моделированию при создании лекарств

    Biocad запускает собственный центр обработки данных. Одним из основных направлений, в котором планируется применять ЦОД – производство лекарственных препаратов передовой терапии (ЛППТ), в том числе моноклональные препараты