Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Солнечный удар Михалкова: успех или провал в прокате

Олег Иванов, генеральный директор «КиноЭкспертиза», к.ф.-м.н. «Expert Online» 2014

Чем отличается хорошее кино от успешного кино? Как связано одно с другим или, может быть, эти понятия тождественны?

Андрей Тарковский, чьи фильмы в СССР выходили, как правило, ограниченным прокатом, говорил, что «не видит в массовости никакого смысла». Фильмы классика венгерского кинематографа Белы Тарра вряд ли оправдали бы широкий прокат, также как и картины немца Райнера Вернера Фасбиндера или голландца Йоса Стеллинга. Однако представить себе историю мирового кино без этих имен невозможно. Как и без шедевров американского «Сандэнс», многие из которых стали культовыми так и не сделав хорошую кассу. При этом известно немало примеров, когда фильмы, которые никогда не получали и не получат признание именитых критиков и кинематографистов, собирали невиданную кассу. Вообще существуют ли те уникальные, а что самое главное – унифицированные критерии, по которым можно безошибочно определить качество, успешность, востребованность той или иной киноленты и ее вклад в искусство и историю? Этот непраздный вопрос актуален не только сегодня и не только для кино. Тоже самое происходило не раз и в истории изобразительного искусства. Вспомнить хотя бы судьбу нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Его можно считать символом непризнанного гения при жизни. Или же Поля Гогена, Амедео Модильяни. Критики от искусства – современники Гогена и Модильяни – никогда не признавали в работах художников чего-то большего, чем скандал и мазня. История литературы также полна неоднозначностью критериев и оценок, которыми штамповались в разные времена немало известные сегодня писатели и их произведения. Всемирно известный автор романа «Красное и черное» при жизни не имел успеха как писатель. Литературные опыты Стендаля не были высоко оценены массовым читателем и критиками, в отличие от ряда творений его современников, в свое время популярных и высоко оплачиваемых, чьи имена позабылись с течением времени. Похожее происходит и в современной литературе – бестселлер, распроданный многомиллионным тиражом, не обязательно становится высоко художественным произведением на века.

Искусство и бизнес зачастую не ходят рука об руку. В кино это правило работает с редкими исключениями. Обычно фильм считается успешным, если он собирает большую кассу в кинотеатрах. Очевидно при этом, что комедия «Кухня в Париже», которая стартовала в мае нынешнего года, и которую только в первый уикенд посмотрел один млн зрителей, имеет значительно более высокие прокатные результаты по сравнению с детским фильмом «Тайна четырех принцесс», выпущенным в прокат в августе и собравшим немногим больше 300 тысяч зрителей за весь период проката. Означает ли это, что «Тайна четырех принцесс» провалилась в прокате? Конечно нет, ее с удовольствием посмотрели маленькие зрители и их родители. Как тогда следует оценивать успешность того или иного фильма?

Еще более сложная картина получается, если успешными считать фильмы, которые окупаются в прокате, то есть оправдывают свой бюджет. Журналисты и блогеры часто сравнивают бюджет производства фильма и его сборы в прокате – если один выше другого, значит фильм провалился. С таким подходом успешными фильмами будут считаться, главным образом, комедии с максимально широкой зрительской аудиторией, так называемое коммерчески успешное кино, всего 3–4 фильма в год. И тогда к самым провальным фильмам будут отнесены: фильм «Трудно быть богом» Алексея Германа, выпущенный в прокат в конце февраля нынешнего года и собравший 48 млн рублей, фильм «Восьмерка» Алексея Учителя, выпущенный в прокат в мае и собравший 11 млн рублей, драма «Дубровский» с Даниилом Козловским и Клавдией Коршуновой в главных ролях, выпущенная в прокат в марте на 936 копиях и собравшая 61 млн рублей. Затраты на подобного рода фильмы иногда в разы превышают доходы, но они находят своего зрителя, их долгое время смотрят в интернете, транслируют по телеканалам, и они никак не могут считаться провальными. Тогда и фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева, получивший престижные награды международных кинофестивалей, и многие другие авторские фильмы, несомненно имеющие в России и за рубежом своего зрителя, но не окупившие свой бюджет, попадут в категорию провальных фильмов. Но это противоречит здравому смыслу.

Экономика в чистом виде не работает при оценке успешности отечественного кино. Тоже можно сказать и о национальном кинематографе других стран, например, Польши, Венгрии, ФРГ, Италии… Общеизвестно, что прокатной площадкой для высокобюджетных голливудских фильмов является весь мир, и уже поэтому часть выпускаемых в мировой прокат блокбастеров в состоянии окупить производственный бюджет, даже если он превышает десятки млн долларов, в отличие от российских и прочих национальных фильмов, которые не имеют мирового проката, зато с успехом демонстрируются в кинотеатрах, расположенных на территории страны производства. Поэтому экономические, коммерческие критерии в целом плохо отражают успехи или провалы наших фильмов в прокате. Тогда каким критериям следует доверять?

Отечественные кинокомпании ежегодно выпускают в прокат около 80 полнометражных игровых и анимационных фильмов. Различные по тематике и жанрам эти фильмы ориентированы на различную зрительскую аудиторию и уже поэтому имеют различные результаты проката в кинотеатрах на территории России. Успешными среди отечественной кинопродукции можно считать фильмы, которые нашли отклик у своей зрительской аудитории, вызвали положительное «сарафанное радио», заставили говорить о них, даже если они вызывают противоречивые и иногда диаметрально противоположные оценки, обсуждать, спорить, думать. Фильмы «Легенда 17», «Сталинград», «Вий», «Горько» и «Горько 2» и несколько других картин оказались успешными, их принял зритель.

С фильмом «Солнечный удар» Никиты Михалкова сложилась вообще уникальная ситуация. Фильм был выпущен в прокат в октябре нынешнего года на 632 копиях и продолжает демонстрироваться зрителям кинотеатров на территории России. Падение кассовых сборов во второй уикенд составило 41%, в то время как большая часть выпускаемых в прокат фильмов теряет 60% от сборов первого уикенда. Четвертого ноября состоялась телепремьера, «Солнечный удар» показали на канале «Россия 1». В этот день фильм посмотрели более 15% телезрителей. Для сравнения: у повсеместно популярной программы «Голос» доля в этот день составила порядка 20%. При этом следует отметить, что фильм всё еще в прокате. И после телепремьеры ситуация с прокатом, как ни странно, не ухудшилась, а даже наоборот. Картина пятую неделю идет на большом экране и кинотеатры не спешат завершать прокат. Кинотеатры как никто живут экономической составляющей – киносеть нельзя заставить крутить фильм на неделю или две больше, если зритель не идет – то фильм снимают. Но, судя по всему, интерес к ленте по-прежнему высок и подогревается бурной общественной дискуссией, развернувшейся вокруг нового фильма Михалкова. Посмотреть кино стремятся не только поклонники режиссера, но и все, кто хочет быть в контексте актуальной культурной жизни. Уже сейчас можно сказать, что фильм нашел своего зрителя, и его, безусловно, можно считать одним из самых успешных отечественных фильмом этого года.  

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама