Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Росморпорт лишат монополии на лоцманов

«Expert Online» 2014
Фото: РИА Новости

В Госдуму внесен законопроект, направленный на наведение порядка на рынке оказания услуг лоцманов и демонополизацию рынка, на котором государственное «Росморпорт» за счет демпинга в убыток государству вытесняет частные компании. Отсутствие единых требований к работе лоцманов приводит к частым авариям, повышению износа судов, на обновление которых у частных компаний не хватает средств

В среду в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в Кодекс торгового мореходства Российской Федерации», который в случае принятия может кардинально изменить ситуацию на рынке оказания услуг лоцманов. Речь идет о создании национальной лоцманской саморегулируемой организации (НЛСО), которая должна взять на себя часть государственных функций в управлении рынком услуг по сопровождению судов.

Лоцманы - специально обученные моряки, сопровождающие суда из порта в порт, знающие рельефы конкретной части пути и навигацию на нем в разных условиях. Обычно они содержатся в штате сервисной компании и приписаны к одному из портов.  Ранее их деятельность лицензировалась Минтрансом, но после отмены этой системы в начале 2000-х годов ведомство, с одной стороны не хочет выпускать рынок услуг лоцманов на волю в полной мере, с другой стороны, само не может навести порядок в этой сфере.      

«Отмена лицензирования и сертификации в лоцманской деятельности без введения альтернативных методов регулирования привели к хаотичному  развитию рынка лоцманских услуг и разрушению существовавшей ранее системы регулирования и управления лоцманской деятельностью, - говорится в пояснительной записке к законопроекту.  - Недобросовестная конкуренция, применение государственными органами и организациями административного ресурса и демпинга за счет перекрестного субсидирования в лоцманской деятельности достигли критических пределов».

Перекрестное субсидирование обеспечивается тем, что «Росморпорт» оказывает около девяти видов услуг, в том числе тех, которые недоступны ввиду закона частным компаниям.

Подавляющее большинство лоцманских организаций в мире, в том числе, в развитых морских государствах, являются частными. Как правило, они входят в различные профессиональные объединения, например в Европейскую ассоциацию морских лоцманов (ЕМРА), в Международную ассоциацию морских лоцманов (IMPA). В настоящее время из 60 морских портов России, в которых государством предусмотрена обязательная лоцманская проводка, негосударственные лоцманские организации работают только в 9 морских портах с наивысшей доходностью лоцманских услуг: Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Витино, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Пригородное, Владивосток и до недавнего времени Туапсе. В оставшихся 51 портах работают только государственные лоцманы из лоцманской службы ФГУП «Росмопрпорт» Минтранса.

«Этот законопроект кроме прочего направлен на предотвращение монополизации рынка, - пояснил «Эксперт Online» соавтор законопроекта, сенатор Совета Федерации Николай Власенко. – При создании СРО будет запрещено перекрестное субсидирование, которое сейчас губит рынок. Мы хотим прекратить все споры и установить, что частник – тоже человек. И конечно, этот законопроект в случае принятия нивелирует инициативу Минстранса, направленную на то, чтобы собрать всех лоцманов в одну госкомпанию, что противоречит рыночной логике».

Поскольку рынок малоконкурентный, размер  лоцманского сбора устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Это именно тот рычаг, которым, как считают независимые компании, «Росморпорт»  выдавливает их с рынка. ФСТ устанавливает тарифы на лоцманский сбор именно исходя из ситуации в каждом порту (число участников рынка и грузооборота). Поэтому размер сбора везде разный. Но в  среднем, например, по ростовскому рынку (транзакции река-море) услуги лоцмана обходятся в 16-18 тысяч за 50 миль.  А в соседнем порту Таганрог, где действует только «Росморпорт» и нет частных компаний, тарифы в два раза выше, чем в Ростове, где частников много.

«Им ФСТ такие тарифы и дал, поскольку нет конкуренции и много заказов, - пояснил «Эксперт Online» Иван Булах, директор ООО «Торнадо», член правления НП «Национальное объединение лоцманских организаций». – Там прежний капитан порта так распорядился – больше никого не пускать. Но в итоге частных компаний оказалось в избытке в порту Ростова, что тоже чревато своими издержками. В итоге среди лоцманов появилось много некомпетентных людей».

В результате такого демпинга несколько десятков частных лоцманских организаций прекратили свою деятельность. Но главное, снижается в целом качество оказания услуг на рынке.

«Нередко возникают случаи простоев судов из-за отсутствия лоцманов, - поделилась с «Эксперт Online» Виктория Жданова, старший партнер адвокатского бюро «Инмарин». – Когда в суде разбирался вопрос компенсации убытков грузоотправителю из-за простоя в Большом Порте Санкт-Петербурга, выяснилось, что все дело было в отсутствие лоцмана, которого должен был предоставить как раз Росморпорт». 

Кроме периодических простоев ввиду неравномерной обеспеченности лоцманами российских портов, речь идет и о безопасности морских перевозок.

«У многих организаций, оказывающих лоцманские услуги, отсутствуют средства и мотивация к повышению уровня подготовки морских лоцманов, приобретению современных технических средств и совершенствованию организации лоцманской деятельности, в том числе по причине неоднократных попыток ввести государственную монополию на оказание лоцманских услуг, - говорит Николай Власенко. -  Между тем от качества лоцманских услуг непосредственно зависит безопасность мореплавания. С безопасностью мореплавания связано и предупреждение загрязнения моря при авариях судов».

«Поэтому мы и хотим создать СРО, чтобы регулировать эти процессы – сертифицировать лоцманов. Как видите, сами порты и «Росморпорт» с этим не справляются, в итоге случается немало аварий и столкновений судов», - говорит Иван Булах.

На сайте НП НОЛО регулярно появляются сообщения: «В Керченском проливе столкнулись паром "Петровск" и т/к "Судак"; «В районе мыса Шмидта получил повреждение корпуса лесовоз "Иван Рябов"» и тому подобные.

 «Сейчас качество подготовки лоцманов низкое, поскольку госкомпания их обучает, выдает сертификаты, сама же контролирует их работу и переобучает, - пояснил «Эксперт Online» Виктор Рябоконь,  директор НП «Национальное объединение лоцманских организаций». – Часть этих функций отойдет СРО, которое по сути должно облегчить жизнь Минтрансу, ему не надо будет содержать в штате лишних людей, часть затрат будут нести сами компании-члены СРО. Мы провели аналитику и показали, что аварийность никак не зависит от того, в какой компании работает лоцман – государственной или частной».

Борьба частных лоцманских компаний и Минтранса ведется с начала 2000-х годов. Одно время ведомство даже добилось внесение изменений в Конституцию РФ, получив право регулировать сферы деятельности, от которых зависит экономическая безопасность страны. К таковым приравняли услуги лоцманов, ввиду чего они полностью перешли под контроль Минтранса. Но в 2011 году НП НОЛО, правительство и в то время президент Дмитрий Медведев добились принятия 113-го закона, уравнявшего в правах частные и госкомпании в праве ведения лоцманской  деятельности.   Но Минтранс не сдавался и выступил с законодательной инициативой создания федерального бюджетного учреждения «Государственная лоцманская служба» с наделением его исключительно монопольным правом на осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности по оказанию лоцманских услуг.

«Они и так своим демпингом сами себе концы обрубили, - говорит Иван Булах. – Заказов столько, что «Росморпорт» не успевает их исполнять. Например, в штате по Ростовскому порту всего 12 лоцманов «Росморпорта». А для нынешнего вала заказов надо 150, нанять которых Росморпорт не может, поскольку будет только увеличивать убытки при столь низком тарифе».

По словам Виктора Рябоконя, в 2008 году Счетная палата констатировала около 500 млн рублей убытка в год у «Росморпорта», потом убытки снизились примерно до 300 млн рублей. Получить комментарий от «Росморпорта» не удалось. Однако помимо проблемы демпинга в одних портах и завышения тарифа в других хотелось бы выяснить другое загадочное предложение Минтранса по технологии сопровождения судов. Ведомтсво предложило внести изменение в «Кодекс о торговом мореходстве», чтобы уровнять присутствие лоцмана на судне с так называемой «дистанционной лоцманской проводкой судов». Речь идет о том, чтобы лоцман давал рекомендации капитану судна по интернету, находясь на берегу.

«Это беспрецедентная в международном морском законодательстве методика, - говорит Иван Булах. - Такого примера нет ни в законодательстве, ни в практике ни одной страны или порта мира. Например, есть узкие места, где без хорошего навигационного оборудования и без личного присутствия лоцмана на судне не обойтись».

Надо сказать, что инициативы пока лежат без движения. Согласно выводам из оценки регулирующего воздействия, проведенной Минэкономразвития в 2013 году,  федеральные органы исполнительной власти (Минэкономразвития, ФАС России, Минобороны России) не видят оснований для огосударствления лоцманских услуг. По результатам оценки регулирующего воздействия в декабре 2013 года Минтрансу России было предложено рассмотреть альтернативные формы создания единой лоцманской организации в России.

Зато НОЛО уже разработало свод правил для лоцманов, которыми будет руководствоваться будущее СРО для контроля за деятельностью лоцманов. Сейчас нет единства в методах работы, нет общих требований к оборудованию, даже к обмундированию. А депутаты Госдумы и Совет федерации помогут НОЛО покончить с монопольным поведением «Росморпорта» путем создания «Национальной лоцманской саморегулируемой организации».

«В результате строгого отбора в члены национальной лоцманской саморегулируемой организации оказание услуг в области лоцманской деятельности должно стать более ответственным и «прозрачным». Введение саморегулирования в области лоцманской деятельности обеспечит судовладельцам дополнительные гарантии оперативного и качественного выполнения лоцманских услуг надлежащего качества, в том числе за счет обязательного страхования лоцманскими организациями своей имущественной ответственности и возможности выплат в счет этой ответственности средств из компенсационного фонда национальной лоцманской саморегулируемой организации», - считают авторы законопроекта.




    Реклама

    Секрет успеха производственной системы технониколь: вебинар с Сергеем Колесниковым

    Вебинар-интервью от журнала «Эксперт» с Сергеем Колесниковым, президентом корпорации ТехноНИКОЛЬ, где производительность труда в 8 РАЗ ВЫШЕ, чем средняя по стране


    Реклама