Автомобилист должен платить

Москва, 05.12.2014
Правительство готово исполнить наказ президента по двукратному увеличению автодорожного сторительства. Заплатить за это, скорее всего, придется населению

Фото: РИА Новости

Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил сегодня, что Россия сможет нарастить объемы дорожного строительства в два раза, хотя считает это сложной задачей. 

Ранее с таким призывом выступил Владимир Путин, назвавший удвоение строительства автодорог одной из приоритетных задач страны.

Как заявил президент, «для развития бизнеса, для размещения новых производств нужны подготовленные площадки и транспортная инфраструктура". "Субъекты Федерации должны вплотную заняться приведением в порядок региональных и местных дорог. Для этого вводятся дополнительные источники региональных дорожных фондов. А в целом по стране мы должны стремиться к удвоению объемов дорожного строительства», - пояснил он.

Напомним, в октябре Владимир Путин раскритиковал строительства российских автодорог. Кроме того, глава государства, выступая на заседании президиума Госсовета, призвал повышать достоверность и точность сметной стоимости строящихся трасс. Президент России отметил, что проблема соотношения цены и качества дорожного строительства всегда была очень острой в стране. 

«Государство направляет на строительство и реконструкцию значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна. Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживая современных транспортных нагрузок и так далее. Необходимо принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной стоимости дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели», - ранее рассказал Путин. 

«В итоге сохраняются черные дыры, так называемые, где исчезают выделенные средства. Из года в год ремонтируются одни и те же дороги, вместо того чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства», - заметил глава государства. 

Владимир Путин подчеркнул, что федеральные, региональные, муниципальные и сельские дороги должны строиться в единой логике, чтобы транспортная инфраструктура была рациональной и удобной. Он также отметил необходимость расширять, наращивать сеть качественных дорог, напомнив, что в 2012 г. в послании Федеральному Собранию была поставлена задача как минимум удвоить в предстоящее десятилетие объем строительства и реконструкции дорог. 

По словам Дмитрия Медведева, данный вопрос он уже обсуждал с президентом. В правительстве также обговаривали тему наращивания строительства дорог с экспертами, специалистами, чиновниками, отвечающими за вопросы отрасли. Все они заявили, что задача, поставленная Путиным, может быть решена.

В своём выступлении на форуме «Транспорт России», премьер выразил надежду, что участники дискуссии не обманулись в своих расчётах и в ближайшее время объёмы строительства магистралей и дорог местного значения начнут расти.

С тем, что активные инвестирование в строительство автодорог необходимо сегодня и может дать толчок всему экономическому росту в стране, эксперты полностью согласны. По данным мировой статистики, в рейтинге по качеству дорог и дорожного покрытия Россия расположилась на 136-м месте среди 144 стран, попавших в этот список. «В режиме систематических заторов у нас работают не только города, но и примерно 10% протяженности федеральных дорог. Города стоят все без исключения. Причем Москва едет еще вполне прилично по сравнению с Владивостоком. Есть совсем тяжелые города: Тюмень, Махачкала, Сочи. Если сравнивать с мировым стандартом, то они едут совсем плохо. Вдвое меньше по скоростям», - отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Вопрос только в том, где взять столь масштабные инвестиции.  

Одно решение - воровать меньше. Не секрет, что в разница в сметах на строительство аналогичных дорог в России и других странах расходится в разы. Но Блинкин считает, "что этот резерв маленький". Другой резерв – перераспределить бюджетные статьи. Но они итак в нынешней сложной экономической ситуации сжаты. Остается последний вариант: частный бизнес построит платные дороги.

Сегодня, по расчетам экспертов, российский автомобилист своими налогами: транспортный налог и акциз в цене топлива – оплачивает примерно половину затрат совокупного бюджета на дорожное хозяйство. Потенциал еще есть. По предварительным подсчетам, инвестиции в строительство платной автодороги в среднем окупаются в течение 7 лет. 

Кстати, и сам глава правительства считает рациональным решать дорожную проблему с помощью финансов бизнеса и населения.

По итогам заседания Госсовета, он дал поручение задуматься о целесообразности взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам грузовиками с разрешённой максимальной массой свыше 3,5 тонны. И указал, что увеличение финансирования дорожного строительства в условиях сокращения бюджетных возможностей следует искать на пути развития принципа «пользователь платит».

Избежать принципа платности вряд ли получится, - говорят и сами дорожные строители. Поэтому при его внедрении, как считает первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов, следует найти наиболее социально ориентированную схему взимания транспортного налога с владельцев ТС, чтобы граждане не платили за пользование автомагистралями дважды: первый раз – оплачивая налог, второй раз – за проезд.

«Нужна чёткая дифференциация ставок налога в зависимости от таких характеристик транспортного средства, как грузоподъёмность и экологический класс. Следует задуматься о выделении в качестве платёжной базы величины, влияющей на интенсивность использования придорожной инфраструктуры, километраж пробега и т. д. Основная идея заключается в том, что платить должен только тот, кто реально пользуется платными дорогами», – считает эксперт.

Читайте мнения экспертов, прогнозы и аналитические материалы на страницах Эксперт-Онлайн и в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Livejournal и Одноклассники

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
      Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
    Реклама