Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей
Экономика

Оркестр инвесторов

«Expert Online» 2014
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Южная Корея готова вложить в развитие инфраструктуры для бизнеса на российском Дальнем Востоке $1 млрд. На фоне целенаправленных бюджетных ассигнований бизнесмены из ряда стран АТР, похоже, скоро начнут соревнование за возможность инвестировать в регион

Промышленный банк Кореи предлагает создать совместный фонд для развития инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке, сообщил вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на российско-южнокорейском экономическом форуме «Инвестируйте в Дальний Восток!». «Руководители Промышленного банка Кореи предложили создать совместную платформу, совместный фонд для развития инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке, для развития проектов, связанных с судостроением, строительством верфей. Мы считаем это интересным и правильным предложением», - сказал он и добавил, что Фонд по развитию Дальнего Востока будет отрабатывать вопрос создания такой платформы.

Без пальмы первенства

По информации вице-премьера, южнокорейская сторона готова инвестировать в этот фонд $1 млрд. Фонд будет заниматься проектами, связанными с созданием инфраструктуры для бизнеса на российском Дальнем Востоке, которая сегодня несколько отстает в развитии от европейской части России. Однако президентом поставлена задача эту диспропорцию в развитии ликвидировать. «Мы должны строить дороги, порты и т.д. У нас там много перспектив», - подчеркнул Юрий Трутнев.

Также, по его словам, южнокорейская сторона проявляет заинтересованность в использовании Северного морского пути - кратчайшего морского пути между Европейской частью России и Дальним Востоком. При этом, как сообщил Юрий Трутнев, поручение президента Владимира Путина о придании Владивостоку статуса свободного порта будет выполнено в кратчайшие сроки и не потребует дополнительного финансирования. «Мы постараемся выполнить поручение президента в кратчайший срок. Думаю, это как раз тот проект, который не требует дополнительного финансирования, а наоборот приводит дополнительное финансирование», - подчеркнул он. Напомним: в практическое освоение этого маршрута уже активно включился Китай, который произвел в прошлом году первую в истории доставку коммерческого груза из Даляня в Роттердам через Северный Ледовитый океан.

Похоже, Южная Корея готова играть в этом проекте, а также в ряде других на российском Дальнем Востоке роль второй скрипки. Однако первый замминистра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов уверяет, что речи о такой расстановке партнеров нет и не может быть. «Кто первый будет готов строить производственные мощности на нашей территории, тому и будет отдан приоритет. Не важно, будут это китайские инвесторы, южнокорейские или сингапурские», - подчеркнул он.

Это абсолютно правильный подход, подтверждает председатель наблюдательного совета  Института демографии, миграционной политики и регионального развития, экс-помощник полпреда в ДФО Юрий Крупнов. «Для развития Дальнего Востока необходимо рассматривать все проекты большой тройки – Кореи, Китая, Японии, а также европейских партнеров. У той же Южной Кореи, например, имеется проект Транскорейской магистрали с выходом на железнодорожные сети Приморья и дальше – на Транссиб», - напоминает он.

Южная Корея уже не в первый раз выступает с инициативой создания совместного фонда для развития инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке, замечает замминистра по развитию Дальнего Востока, отвечающий за экономику, Максим Шерейкин. «Для них это обычная практика. Таким образом они формируют инфраструктуру для корпоративных проектов за пределами страны, - пояснил он «Эксперт Online». – И эта модель хорошо сочетается с нашими территориями опережающего развития (ТОР), где за счет российского бюджета создается общая инфраструктура, а затем зарубежные инвесторы продолжают развивать ее под свои проекты. Поэтому дано поручение руководству нашего Фонда развития ДФО проработать этот вопрос с южнокорейскими партнерами».

Споры о ТОРах

Любопытно, что Республика Корея выступает за продвижение трехсторонних проектов с участием России и КНДР. «Практически на всех встречах звучат вопросы трехсторонних отношений. Представители Южной Кореи говорят, что будут признательны, если Российская Федерация поможет организовать проекты сотрудничества между РФ, КНДР и Республикой Корея, потому что это не только экономика, но еще и стабильность в этой части планеты», - сообщил Трутнев.

Также по его словам, южнокорейские компании проявляют большой интерес к сотрудничеству с Россией. Он напомнил, что в РФ работают больше 600 компаний из Южной Кореи. «Люди действительно интересуются перспективами сотрудничества. Для них важно, что мы в России видим развитие Дальнего Востока национальным приоритетом, для них важно, что сейчас создаются территории опережающего развития. Они очень интересуются, где они будут располагаться», - подчеркнул вице-премьер, добавив, что первые инвестпроекты, которые будут реализовываться в ТОРах могут быть определены уже до конца года. «Уже в этом месяце, в декабре, мы проведем первое заседание комиссии по отбору проектов территорий опережающего развития. После этого вам расскажем, кого отобрали» - сообщил он.

Юрий Крупнов скептически относится к возможности инвестиций в Россию и в частности в Дальний Восток, в отсутствие конкретных проектов. «Уже 25 лет мы говорим о привлечении иностранных инвестиций в развитие производства, но результат очень скромный, поскольку инвесторам не предлагаются системные, долгосрочные проекты. То есть дело не в создании каких-то условий для инвесторов, не в деньгах, а именно в дефиците проектов. Поэтому, на мой взгляд, ни ТОРы, ни ОЭЗ, за редким исключением, ничего не дают на выходе. Тот же Севморпуть в итоге может стать китайско-корейским проектом, поскольку в России пока никто так и не удосужился оформить эту идею соответствующим образом, то есть не просто рассказать, что этот маршрут короче, чем путь через Суэцкий канал, а показать, что конкретно будет сделано, посчитать выгоду», - говорит он. 

Возможно, ОЭЗ нельзя назвать проектом в прямом смысле этого слова, но ТОРы – готовая тема для коммерческого промышленного девелопмента, не соглашается Максим Шерейкин. «Существуют разные стадии проработки наших территорий опережающего развития, и уже на 2-3 стадии фонды, подобные южнокорейскому, начинают видеть в них свою бизнес-модель. На наш взгляд, инициатором проектов все же должен выступать частный бизнес, мы же, предоставляя им подготовленную площадку, не должны диктовать, будет на этой территории целлюллозно-бумажный комбинат или горно-обогатительный», - уверен замминистра по развитию Дальнего Востока.

Российский интерес

Россия заинтересована в развитии экономического сотрудничества с Южной Кореей в различных областях, подчеркнул Юрий Трутнев. «Мы заинтересованы в сотрудничестве в сфере судостроения, топливно-энергетическом комплексе, строительстве инфраструктуры, переработки леса и полезных ископаемых», - перечислил он и добавил, что помимо природных ресурсов страны заинтересованы в сотрудничестве в области высоких технологий, в частности, биотехнологий, ядерной физики, генной инженерии. «Большое значение придаем и развитию трехстороннего сотрудничества с КНДР», - заверил вице-премьер. «Сегодня в мире резко снизилась цена на нефть. Для России как крупнейшего в мире экспортера углеводородов это достаточно болезненно, - констатировал он. - В то же время мы расцениваем это не как угрозу, а как вызов, как необходимость принятия эффективных мер по диверсификации нашей экономики».

Трутнев напомнил, что двусторонний товарооборот с Южной Кореей вырос по итогам 9 месяцев этого года на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а российский экспорт увеличился на 29%. «В то же время мы уверены, что наше сотрудничество может развиваться быстрее», - заметил он.

Кстати, ОАО «Россети» и южнокорейская Hyundai Heavy Industries подписали в рамках форума долгосрочное соглашение о поставках комплектных распределительных устройств элегазовых (КРУЭ), применение которых позволяет уменьшить площади и объемы, занимаемые распределительным устройством, на энергообъекты дочерних предприятий группы «Россети». Документ предусматривает возможность заключения между компаниями долгосрочного договора для организации бесперебойных поставок распределительных устройств и утверждения в качестве поставщика ООО «Хёнде Электросистемы», базирующегося в городе Артем.

Читайте мнения экспертов, прогнозы и аналитические материалы на страницах Эксперт-Онлайн и в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Livejournal и Одноклассники




    Реклама

    Интервью с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Кобылкиным

    В XXI веке богатство России будет прирастать Арктикой

    Время упущено? Пока никто не повторил наш опыт

    «Звезды Арбата» - единственный в премиальном классе комплекс апартаментов в России, где сервисные услуги осуществляет крупнейший мировой гостиничный оператор компания Marriott International


    Реклама