Экономика

Москва, 29.06.2016


Конкуренты ждут крушения «ЮТэйр»

«Expert Online» 23 jan 2015
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Пока правительство и крупнейшие кредиторы ищут способы спасения ослабшего под тяжестью долгов авиаперевозчика «ЮТэйр», лидеры рынка «Аэрофлот» и S-7 предлагают оставить конкурента без господдержки. Девальвация и дорогие кредиты подкосили почти всех участников рынка, но гибель даже одной системообразующей компании приведет к стагнации всей отрасли через резкое подорожание стоимости перелетов и еще большее снижение спроса

Правительство продолжает искать способ стабилизации отрасли авиаперевозок, которая испытывает особенно трудные времена ввиду девальвации рубля и снижения экономической активности.  Уже две системообразующие авиакомпании из пятерки крупнейших обратились за мерами господдержки – это «Трансаэро» и «ЮТэйр». Их уход с рынка может резко снизить конкурентную среду в отрасли, так что эффективность прежних мер господдержки лидерам рынка будет сведена к нулю.

Просьба «Трансаэро» о предоставлении госгарантий для получения от ВТБ кредита в 9 млрд уже удовлетворена правительством. Однако аналогичное предложение от «ЮТэйр» вызвало  реакцию других лидеров рынка – «Аэрофлота» и S-7 (Сибирь). Оба авиаперевозчика обратились с письмом к первому вице-премьер Игорю Шувалову, в котором высказали беспокойство в связи с тем, что «ЮТэйр» несколько лет проводила политику бессистемной экспансии и не уделяла должного внимания эффективности бизнеса.

«Сибирь» и «Аэрофлот» акцентируют, что не просили правительство о финансовой помощи себе, но проявили заботу о развитии отрасли. «Никакой финансовой помощи «Аэрофлот» и S7 не просили. Компании предложили помощь по оздоровлению авиационной отрасли. А также предложили правительству ряд мер по разрешению потенциальных проблем, которые могут возникнуть с уходом некоторых авиакомпаний с рынка авиаперевозок», - сказал ТАСС представитель «Аэрофлота».

Ранее подобного поведения в отношении испытывающих трудности участников рынка авиакомпании если и допускали, то как минимум не демонстрировали. Внешне это выглядит как желание потопить ослабшего конкурента и забрать себе его пассажиров.

«Более 80% пассажиров могут быть приняты на регулярные рейсы авиакомпаний группы «Аэрофлот» и группы компаний S7. Остальным пассажирам будет предоставлена возможность воспользоваться услугами других авиакомпаний либо альтернативными видами транспорта», - говорится в письме.

«Авиационная отрасль вообще одна из самых трудных, здесь норма прибыли всего 7 процентов даже в лучшие экономические времена, - говорит  главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. – Все компании ожидали роста пассажиропотока начиная с 2014 года, а сейчас получили резкий спад, который обусловлен девальвацией рубля и общим снижением экономической активности. Кроме того, затраты компаний в валюте выросли в полтора раза – им надо платить по лизингу иностранным компаниям. У всех образовались избыточные пассажирские мощности и это, конечно, усиливает конкурентную борьбу».

«ЮТэйр» в самом деле оказалась в тяжелой ситуации. Компания последние годы активно наращивала парк самолетов, рассчитывая на увеличение авиапервозок (ставку на это делали почти все участники рынка). В итоге сейчас прямые долговые обязательства "ЮТэйр" перед банками превышали на середину декабря 2014 года 63 млрд рублей, а общий долг с учетом лизинга — 167,9 млрд рублей. По информации газеты «Коммерсантъ», один из кредиторов - «Райффайзенбанк» - уже представил министру транспорта на последнем совещании в правительстве план реструктуризации долга. Он предполагает выделение по 1 млрд рублей в год в виде госгарантий до 2025 года. Против выступает только «Альфа-банк», уже  подавший десять исков к структурам группы «ЮТэйр» на $58 млн и 22,3 млн рублей и требующий  ареста имущества должника.

«Надо отдать должное «ЮТэйр» в том, что они не стали продолжать наращивать долговую пирамиду, погашая одни долги путем последующего займа, как это делают некоторые, а начали сокращать издержки, освобождаясь от избыточных активов, - говорит Роман Гусаров. – В конце концов, речь идет о тысячах сотрудников, в судьбе которых заинтересовано государство, а также о конкурентной среде в отрасли».

Всего в парке авиакомпании состоит более 160 самолетов, которые совершают рейсы по 110 направлениям. Пассажиропоток авиакомпании «ЮТэйр» в январе-ноябре 2014 года вырос на 5,5% до 8,033 млн человек по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Однако «Аэрофлот» и S7 делают особый акцент на том, что, по их мнению, государственные меры по спасению «ЮТэйр» не выведут авиаперевозчика из системного кризиса. В то же время сами авиакомпании не блещут финансовыми результатами. S-7 еще не завершило процесс санации после получения обильной господдержки в кризис 2009 года после объявления  технического дефолта. «Аэрофлот» в декабре в результате увеличения финансовых расходов, связанных с убытком от девальвации рубля, переоценкой обязательств по финансовому лизингу и увеличением процентных расходов, показал  чистый убыток группы за 9 месяцев 2014 года в 3 млрд 563 млн рублей. На 41,5% по сравнению с 2013 годом выросли и долговые обязательства, достигнув 122,5 млрд рублей.

Публикуя неутешительные показатели, «Аэрофлот» заверял, что «приоритетами Группы являются оптимизация провозных мощностей и маршрутной сети, контроль над операционными расходами и эффективное управление финансовыми рисками». Однако еще в ноябре в квартальном отчете, прогнозируя негативные тенденции на рынке в ближайшие несколько лет, авиакомпания не исключает «получение в случае крайней необходимости государственных гарантий, дотаций и других способов государственной поддержки для поддержания бизнеса». Это при том, что крупнейший авиаперевозчик и без этих гарантий имеет достаточно подушку финансовой безопасности в виде «роялти», которые получает «Аэрофлот» от зарубежных авиаперевозчиков за пролеты над Россией (в 2013 году около 200 млн долларов). На этом фоне та же авиакомпания «Трансаэро» по итогам девяти месяцев 9 месяцев прошлого года показала небольшую прибыль.

И тем не менее, «Аэрофлот» и S-7 по сути заявляют,  что точечная поддержка отдельных авиакомпаний – не рыночный инструмент.

«Понятна позиция авиакомпаний: если уж и должна быть помощь, то отрасли в целом, и она в общем-то есть в виде субсидирования межрегиональных перевозок, которыми пользуются все. Но сейчас же речь идет не о живых деньгах для ЮТэйр или «Трансаэро», а лишь о госгарантиях, которые необходимы для реструктуризации долгов, - продолжает  Олег Пантелеев. – А такой инструмент нельзя назвать антирыночным. Ведь та же S-7 тоже получила солидную помощь и смогла выйти из трудной ситуации, почему это надо исключать в случае с ЮТ-эйр».

Собственно, ценовую конкуренцию «Аэрофлот» и S-7 выдерживали в течение года, а «ЮТэйр» терял пассажиров, не имея возможности демпинговать. В конце марта, к примеру, перелет Москвы в Екатеринбург  у «Аэрофлота» стоил  3030 рублей, «Трансаэро» - 6284 рубля, S7 – 6700 рублей, а «ЮТэйр» - 10700 рублей. В Иркутск: «Аэрофлот» - 10280 рублей, «Трансаэро» - 8159 рубля, S7 – 8800 рублей, «ЮТэйр» - 10550 рублей. С уходом одной из компании такую ценовую политику можно будет легко изменить в сторону повышения.

«Сейчас ввиду снижения международных перевозок на внутреннем рынке образовался профицит провозных мощностей, поэтому идет жесткая ценовая конкуренция, - говорит главный редактор журнала «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Понятно, что «Аэрофлот» и S-7 заинтересованы в снижении числа кресел на внутренних направлениях, и поэтому заинтересованы, чтобы «ЮТэйр» ушла с рынка. Конечно, в этом случае и цены могут повыситься до уровня соответствия затрат провозным мощностям».

В условиях, когда все участники рынка играют на понижение цены для сохранения спроса, от чего потребитель кстати только выигрывает, надо искать разумный баланс, -  считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. «Надо попросту «ЮТэйр» и «Трансаэро» доказать реалистичность своего антикризисного плана правительству, обосновать, как они смогут получать приемлемую доходность пусть не сейчас, но потом, с увеличением пассажиропотока. И это будет оптимальный выход из ситуации, когда удастся сохранить компании и получить здоровую конкурентную среду, избежав излишнего укрупнения рынка», - уверен ученый.

У «ЮТэйр» есть региональные направления, на которых кроме них работает по одной авиакомпании, как правило это межрегиональные перевозки. Как правило, это направления, которые тому же Аэрофлоту не очень интересны ввиду низкой загруженности. Понятно, что если останется один перевозчик на этом направлении, то цены может поднимать по своему усмотрению.

«С одной стороны, понятны эмоции авиакомпаний: почему одни наращивали парк, надеясь обогнать других, а получив при падении спроса проблемы, идут за деньгами, - рассуждает  Федор Борисов. -   С другой стороны, государству надо соблюдать общие интересы, а они в доступных ценах на авиаперевозки, что обеспечивается в первую очередь конкуренцией. Убить сейчас несколько компаний, оказавшихся в трудной ситуации, значит снизить конкуренцию и получить высокие цены, от чего проиграют в первую очередь пассажиры, да и отрасль авиаперевозок в целом».

Справка:
Консолидированный чистый убыток ОАО "Авиакомпания "ЮTэйp" и его ДЗО за 2013 год по МСФО составил 4.507 млрд руб. против прибыли в 178.822 млн руб. годом ранее. Выручка выросла на 4.54% до 82.882 млрд руб. с 79.286 млрд руб., прибыль от операционной деятельности сократилась в 5.04 раза до 634.674 млн руб. с 3.196 млрд руб., убыток до налогообложения составил 4.954 млрд руб. против прибыли в 111.826 млн руб. за 2012 год.  По данным ИПС "ДатаКапитал" ИА АК&М, чистая прибыль ОАО "Авиакомпания "ЮTэйp" за 9 месяцев 2014 года по РСБУ сократилась в 23.83 раза до 9.213 млн руб. с 219.523 млн руб. за аналогичный период 2013 года. Выручка выросла на 12.79% до 54.939 млрд руб. с 48.71 млрд руб., прибыль от продаж составила 2.011 млрд руб. против убытка в 392.622 млн руб. за 9 месяцев 2013 года, прибыль до налогообложения увеличилась на 74.29% до 277.535 млн руб. со 159.235 млн руб.

Читайте мнения экспертов, прогнозы и аналитические материалы в социальных сетях:  TwitterВКонтакте Одноклассники Facebook, Livejournal и на страницах Эксперт-Онлайн


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Карта управленческого образования России»

    Предлагаем Вам принять участие в проекте и заполнить электронную анкету




    Реклама



    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SENIOR GROUP

    Как сделать старость в радость

    Генеральный директор компании Senior Group Алексей Сиднев считает, что сегодня самое главное для динамично развивающегося рынка гериатрических услуг — разработать и установить современные стандарты качества оказания помощи пожилым людям


    AP/TASS

    Мир

    В Великобритании резко выросло число проявлений ксенофобии и расовой дискриминации

    Чаще всего дискриминации подвергаются выходцы из Восточной Европы, приехавшие на острова на заработки. Лондон до сих пор не подписал и, естественно, не ратифицировал 12-й протокол Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая обеспечивает равные права жителям всех европейских государств независимо от места их рождения и уровня ВВП

    ТАСС

    Бюджетная политика

    Эпатажные предложения

    Минфин предлагает сократить по сравнению с нынешним бюджет на 2017 год, заморозив его затем на три года в этом объеме в номинальном выражении, несмотря на инфляцию. Прямому сокращению по данному проекту подлежат 36 и 42 госпрограмм и ряд непрограммных расходов, включая социальные - здравоохранение, образование, доступное жилье. Аналитики отмечают, что кроме прочего, это не позволит достичь цели одного из "майских указов" президента: увеличения к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет. Не только даже из-за экономии конкретно на здравоохранении, а из-за всей совокупности предложенных мер

    Лекарства

    Biocad переходит к компьютерному моделированию при создании лекарств

    Biocad запускает собственный центр обработки данных. Одним из основных направлений, в котором планируется применять ЦОД – производство лекарственных препаратов передовой терапии (ЛППТ), в том числе моноклональные препараты