Машины перестали покупать

Москва, 17.02.2015
Начавшийся год может стать самым сложным для автомобильного рынка, учитывая продолжающееся уменьшение доходов населения и кредитования. Программы поддержки автопрома помогут отрасли выжить, но потребительский спрос оживить не в силах

Фото: ТАСС/Интерпресс

Автомобильный рынок страны демонстрирует падение на протяжении нескольких лет. Меры по стабилизации потребительского спроса в этом сегменте, принятые правительством в сентябре прошлого года, смогли лишь временно восстановить интерес населения. В январе продажи автомобилей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, вновь обвалились на 24,4% после роста на 2,4% в декабре. За первый месяц года было реализовано лишь 115 390 машин - на 37 271 меньше, чем за аналогичный период 2014-го.

Помимо продолжающегося спада в российской экономике, эксперты указывают еще на ряд неблагоприятных факторов, усугубивших ситуацию. Драйвером роста спроса на автомобили долгое время был рынок потребительского кредитования, однако, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), уже в 2013 году на нем произошло некоторое «охлаждение», напоминает старший аналитик ГК FOREX CLUB Алена Афанасьева. Если в 2012-м объем автокредитования вырос на 35%, по итогам следующего года – уже на 24%, составив 1059,6 тыс. автокредитов. А в 2014 году показатель и вовсе сократился на 22,3% - до 823,4 тыс., и есть все основания полагать, что в 2015 году нас ждет падение еще на 30-40%, учитывая снижающиеся показатели реальных располагаемых доходов населения и растущую безработицу.

 ris-1.jpg

Кроме того, отечественных автопроизводителей обязали наравне с иностранными уплачивать с 1 января 2014 года утилизационный сбор, размер которого составляет в зависимости от объема двигателя для новых легковых авто 17,2–110 тыс. рублей. Это означает, что даже модели «экономкласса», наиболее востребованные в кризисные времена, могли подорожать на эту сумму, без учета фактора девальвации. По данным Минфина, работающие в России компании должны были потерять на уплате утилизационного сбора в 2014 году порядка 118,9 млрд рублей.

 ris_2.jpg

Меры поддержки автопрома обсуждались 17 февраля на заседании комиссии по экономическому развитию и интеграции у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Реализуемая сегодня программа включает продолжение программы утилизации автомобилей, на что выделено 10 млрд рублей, а также направление федеральным центром 1 млрд рублей субъектам РФ и муниципалитетам на закупку техники, работающей на газомоторном топливе. Среди еще не одобренных предложений - субсидирование закупки для регионов троллейбусов и трамваев, сообщал ранее глава Минпромторга Денис Мантуров, не уточнив объем предполагаемой поддержки. Правительство также ведет переговоры с металлургами, чтобы не допустить для автопрома резкого роста цен на металлопрокат из-за возникшей разницы между экспортными и внутренними ценами, вызванной девальвацией рубля.

По условиям стартовавшей в сентябре 2014 года программы утилизации за сдачу на металлолом легкового автомобиля старше шести лет предоставлялась скидка в 50 тыс. рублей на покупку нового. Эта инициатива властей смогла остановить спад продаж: после падения на 9,9% год к году в октябре, уже к декабрю наметился рост на 2,4%. «Однако, несмотря на попытки правительства смягчить неблагоприятные условия, сложившиеся на автомобильном рынке, это не смогло удержать его от падения на 24,4% в январе. Свою роль сыграло резкое подорожание модельного ряда 2015 года, которое уже включило в себя внушительное обесценение рубля, а также декабрьский бум продаж, основанный на панике населения, который истощил и без того невеликий потребительский спрос», - комментирует Алена Афанасьева.

По ее прогнозам, падение спроса на автомобили продолжится, если государство не реализует дополнительные меры стимулирования: «Определенные попытки уже предприняты. Во-первых, программа утилизации и «trade-in» будет продлена в 2015 году на тех же условиях, что и в прошлом, то есть можно ожидать, что еще примерно 170 тыс. машин будет реализовано за первое полугодие. Во-вторых, сейчас ведется разговор об отмене  введенного в 2014 году утилизационного сбора для автомобилей экологического класса Евро-4 и Евро-5, произведенных в России. Такая мера может поддержать дистрибьюторский бизнес, хотя рассчитывать на большой эффект, учитывая сложные экономические условия, не стоит».

Ситуация такова, что полная отмена утилизационного сбора для России невыгодна, поскольку это лишит госбюджет определенной доли поступлений, замечает аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ» Мария Шишкина. «Федеральный бюджет получает от утилизационного сбора около 54 млрд рублей в год. За счет введения сбора для отечественных производителей доход увеличился бы ориентировочно в 4 раза, примерно на 148,5 млрд рублей. Таким образом, вводя утилизационный сбор для всех, правительство с одной стороны увеличивает поступления в федеральный бюджет, а с другой стороны его отмена стимулирует отечественный рынок, - говорит она. - В сложившейся ситуации продление утилизационной программы и отмена утилизационного сбора будет весомой поддержкой для отечественного производителя, который и так и не смог отойти от вступления в ВТО. Больше того, в последние 2-3 года именно господдержка спасала отечественный автопром».

Начавшийся год может стать самым сложным для автомобильного рынка, полагает Алена Афанасьева: «Объем продаж может составить в 2015 году 1,7-2 млн машин, что значительно меньше, чем было в 2014-м - 2,5 млн. А если учесть, что мощности автопроизводителей, работающих на территории России, составляют порядка 3 млн авто в год, можно предположить, что без вмешательства властей заводам придется сократить число работников на 30-40%. В таких условиях остается надеяться на то, что государство займется и стимулированием автокредитования. К примеру, субсидирование банковского сектора для снижения процентных ставок по кредитам на покупку автомобилей могло бы если не остановить, то смягчить падение спроса населения».

В антикризисной программе правительства есть 7-8 пунктов, которые способны поддержать автопроизводителей, однако проблема не в них, а в рынке, считает исполнительный директор объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. «Никто ведь не хочет делать автомобили «на полку». Кризисные ожидания в российском обществе практически задавили спрос на продукцию отрасли: в условиях резкого роста цен на продовольствие о покупке автомобиля думает все меньше семей. Да, во всем мире их покупают в кредит, но при ключевой ставке ЦБ в 15% это нереально. Не уверен, что даже такая мера, как субсидирование государством двух третьих процентной ставки по автокредитам, как это было в 2009-м и в последующие годы, позволит в нынешней ситуации поддержать потребительский спрос. К тому же, тогда субсидировалась ставка в 8%, а нынешние 15% даже государству, наверное, будут не по карману», - пояснил он «Эксперт Online».

Ждать восстановления рынка новых автомобилей в 2015 году не стоит, уверен руководитель проекта «Инвестиции 101» Руслан Смирнов: «Существенного позитива, позволившего бы остановить снижение спроса на продукцию автопрома, пока нет. В условиях роста ставок по автокредитам или их сохранения, мы прогнозируем дальнейшее ухудшение ситуации на рынке новых автомобилей, а продажи по итогам года могут упасть на 25-30%. Единственным сегментом, который сможет пережить трудные времена, станет премиальный». 

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
      Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
    Реклама