Экономика

Москва, 27.07.2016


«Аэрофлот» хочет заработать на «лишних пассажирах»

«Expert Online» 13 apr 2015
Фото: ТАСС/ Руслан Шамуков

Ведущий авиаперевозчик планирует повысить прибыльность за счет продажи билетов на несуществующие места в самолетах. Лишним пассажирам будет предложена компенсация, сумму которой авиакомпания будет определять сама. Однако в случае дальнейшего укрупнения рынка в пользу монополии компенсация может оказаться унизительно маленькой.

Генеральный директор крупнейшего российского авиаперевозчика  ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев продолжает настаивать на легализации практики продажи авиабилетов в большем количестве, чем это сейчас допустимо по закону.

«По нашей логике, продавая 145-147 билетов на самолет с 140 местами, мы гарантируем заполнение», - заявил Савельев в интервью телеканалу «Россия 1», отметив при этом, что за первые два месяца года компания перевезла больше пяти миллионов пассажиров, что на 15 процентов больше, чем в этом же периоде в прошлом году.

Но несмотря на перевыполнение прошлогоднего плана по перевозкам, авиакомпания не оставляет идею получения сверхдоходов за счет продажи «лишних билетов». Логика этого механизма, который именуется овербуком и используется в некоторых странах мира, в том, чтобы избавить авиакомпанию от риска незаполняемости мест в самолете. По расчетам г-на Савельвева, сейчас недозагруженность пассажирских рейсов составляет в среднем до 10%, что делает авиаперевозки неэффективными.

«В случае легализации этой нормы, авиакомпании смогут снизить издержки  в том числе за счет тех пассажиров, которые не пришли на рейс и не вернули билеты, - говорит главный редактор AVIA RU Network Роман гусаров. – Но разумеется, если купившие ранее билеты люди все же пришли на рейс, что бывает в сезоны пиковых нагрузок, образуются  лишние пассажиры, которым следует компенсировать проиндексированную стоимость билета».

Подобная инициатива обсуждается в профессиональных кругах уже несколько лет. На уровне Госдумы тему поднял год назад депутат Александр Четвериков, предложивший  прописать в законе жесткую ответственность авиаперевозчика за отказ от доставки пассажира в указанный пункт назначения. В частности, Четвериков допустил, что авиакомпания должна заплатить в таком случае «лишнему» пассажиру 10-кратную компенсацию стоимости авиабилета. Впрочем, тогда на это в «Аэрофлоте» ответили, что такой размер компенсации будет губителен для авиаперевозок вообще.

«Вообще в случае легализации овербука при невозможности доставить пассажира к месту назначения, авиакомпания должна выплатить компенсацию, но ее размер она может установить по-своему усмотрению, - пояснил «Эксперт Online» главный редактор Авиапорт.ру Олег Пантелеев.  – Размер компания определяет как на основе специальных расчетов пассажиропотока в данном направлении и частоты рейсов, так и с учетом своей программы лояльности к пассажирам».

За рубежом в условиях высокой конкуренции авиакомпании по овербуку могут предложить кратную компенсацию лишнему пассажиру. Однако в России гораздо меньше авиакомпаний, которые реально конкурируют за пассажиров.  Совокупная доля пяти крупнейших перевозчиков на российском рынке составила почти 65,7%, из них более 25% контролирует «Аэрофлот» и намерен наращивать присутствие.

В конце года Виталий Савельев заявил, что «Аэрофлот» готов взять на себя пассажиропоток тех компаний, которые в ближайшее время может постигнуть банкротство. Если так произойдет,  то «Аэрофлот» существенно укрепит монопольные позиции и тогда уже о кратной компенсации лишним пассажирам речь вести скорей всего не придется.

Более того, по словам Четверикова, авиакомпании и сейчас нелегально используют овербук. Он утверждает, что сам как-то раз оказался «лишним», немного опоздав на регистрацию и в итоге не получил компенсацию. « Я считаю, что это откровенное мошенничество в особо крупных размерах, аморальные и незаконные действия авиакомпаний должны быть пресечены», - уверен депутат.

«Овербук те же западные компании используют в основном на популярных направлениях,  где интервалы между рейсами составляют от одного до нескольких часов. В таких случаях пассажиры сами охотно хватаются за компенсацию», - говорит Олег Пантелеев.

Но известно, что российских авиакомпаний много направлений в отдаленные регионы, интервалы между рейсами большие, и есть риск, что в случае легализации овербука компания установит в том же объеме, что и на другие. Следовательно, для некоторых пассажиров овербук может привести к срыву отпусков, командировок и личных планов.

«Для нас важно, чтобы каждое кресло было заполнено. Мировая практика показывает, что это (овербукинг – прим.ред.) работает. Это дает возможность делать свой рейс более доходным, эффективным и стабильным и не перекладывать стоимость на пассажиров», - заявил Савельев.

Между тем другому крупнейшему аваперевозчику «Трансаэро» удалось без всякого овербука добиться самой высокой заполняемости кресел в Европе.  По данным издания Airline Business, в 2014 году этот показатель «Трансаэро» составил 83,5%, в то время как занятость кресел европейских авиакомпаний выросла в среднем до 81%. Несмотря на негативную рыночную ситуацию, заполняемость рейсов «Трансаэро» снизилась всего на 0,1 п.п. При этом пассажирооборот по сравнению с предыдущим годом вырос на 0,1%, до 47,06 млрд пассажиро-километров.

«В условиях сокращения спроса и падения ликвидности наиболее оправданной является стратегия сбалансированного роста, контроля над издержками и оптимизации бизнеса при сохранении высокого уровня сервиса. - говорит генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова. - И такие акценты дают свои положительные результаты».

У «Аэрофлота» же в январе этого года процент занятости кресел снизился на 1,2%. Видимо, этот пробел компания и планирует заполнить за счет «лишних» пассажиров, не прибегая к иным мерам повышения эффективности.

Кстати, помимо этого «Аэрофлот» также предлагает закрутить пассажирам «гайки» в части бесплатного провоза багажа. Воздушный кодекс определяет минимальную норму веса бесплатного багажа в 10 кг (никто не запрещает индивидуальному перевозчику делать свою норму выше, у Аэрофлота – 23 кг). «Однако современная формулировка позволяет некоторым пассажирам считать, что этот вес можно разбить на множество мест (сумок, кульков и т.п.), - говорится в презентации антикризисных мер «Аэрофлота», представленной на заседании своего общественного совета. -    Такая «раздробленная» перевозка создает проблемы при обработке багажа, замедляет и удорожает ее, повышает возможность утери багажа. Закрепление нормы одного места бесплатного багажа позволит в значительной степени оптимизировать производственный процесс обработки багажа».


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии


    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    MARIUS BECKER/DPA/TASS

    Республика превращается…

    Путчисты пытались убить президента Эрдогана и вернуть себе ататюрсковскую Турцию. Вместо этого они нанесли ей смертельный удар


    РИА НОВОСТИ

    Туризм

    Импортозамещение невозможно

    Представители российского турбизнеса не смогли использовать «льготный» период — без турецких и египетских направлений. Открытие Турции вновь заморозит качественное развитие отечественного туризма

    PA Photos

    Сделки

    Автогиганты и таксисты объединяются против Uber

    Британский сервис такси Hailo готовится к слиянию с приложением MyTaxi, принадлежащим немецкому концерну Daimler. Производители автомобилей активно ищут альтернативы для инвестиции на фоне опасений замедления роста авторынка

    AP/TASS

    Выборы за рубежом

    Хиллари Клинтон спутали карты

    Обнародование накануне съезда демократов электронной переписки руководства партии привело к грандиозному скандалу. Из переписки боссов демократов следует, что они изо всех сил «топили» конкурентов Хиллари Клинтон. Раскрытие тайн «демократического» двора не только привело к отставке председателя Национального комитета Демократической партии США, но и позволило Дональду Трампу вырваться вперед в избирательной гонке

    Новодережкин/ТАСС

    Авто

    Иностранцы скупают в России автомобили премиум-класса

    Благодаря сильно ослабевшему за два последних года рублю стало выгодно ввозить в Россию машины премиум-класса и затем перепродавать их в другие странах. Порой даже туда, где они были изначально куплены. Продажи «лендроверов», к примеру, выросли в последнее время в 5 раз