Экономика

Москва, 26.05.2016


«Аэрофлот» хочет заработать на «лишних пассажирах»

«Expert Online» 13 apr 2015
Фото: ТАСС/ Руслан Шамуков

Ведущий авиаперевозчик планирует повысить прибыльность за счет продажи билетов на несуществующие места в самолетах. Лишним пассажирам будет предложена компенсация, сумму которой авиакомпания будет определять сама. Однако в случае дальнейшего укрупнения рынка в пользу монополии компенсация может оказаться унизительно маленькой.

Генеральный директор крупнейшего российского авиаперевозчика  ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев продолжает настаивать на легализации практики продажи авиабилетов в большем количестве, чем это сейчас допустимо по закону.

«По нашей логике, продавая 145-147 билетов на самолет с 140 местами, мы гарантируем заполнение», - заявил Савельев в интервью телеканалу «Россия 1», отметив при этом, что за первые два месяца года компания перевезла больше пяти миллионов пассажиров, что на 15 процентов больше, чем в этом же периоде в прошлом году.

Но несмотря на перевыполнение прошлогоднего плана по перевозкам, авиакомпания не оставляет идею получения сверхдоходов за счет продажи «лишних билетов». Логика этого механизма, который именуется овербуком и используется в некоторых странах мира, в том, чтобы избавить авиакомпанию от риска незаполняемости мест в самолете. По расчетам г-на Савельвева, сейчас недозагруженность пассажирских рейсов составляет в среднем до 10%, что делает авиаперевозки неэффективными.

«В случае легализации этой нормы, авиакомпании смогут снизить издержки  в том числе за счет тех пассажиров, которые не пришли на рейс и не вернули билеты, - говорит главный редактор AVIA RU Network Роман гусаров. – Но разумеется, если купившие ранее билеты люди все же пришли на рейс, что бывает в сезоны пиковых нагрузок, образуются  лишние пассажиры, которым следует компенсировать проиндексированную стоимость билета».

Подобная инициатива обсуждается в профессиональных кругах уже несколько лет. На уровне Госдумы тему поднял год назад депутат Александр Четвериков, предложивший  прописать в законе жесткую ответственность авиаперевозчика за отказ от доставки пассажира в указанный пункт назначения. В частности, Четвериков допустил, что авиакомпания должна заплатить в таком случае «лишнему» пассажиру 10-кратную компенсацию стоимости авиабилета. Впрочем, тогда на это в «Аэрофлоте» ответили, что такой размер компенсации будет губителен для авиаперевозок вообще.

«Вообще в случае легализации овербука при невозможности доставить пассажира к месту назначения, авиакомпания должна выплатить компенсацию, но ее размер она может установить по-своему усмотрению, - пояснил «Эксперт Online» главный редактор Авиапорт.ру Олег Пантелеев.  – Размер компания определяет как на основе специальных расчетов пассажиропотока в данном направлении и частоты рейсов, так и с учетом своей программы лояльности к пассажирам».

За рубежом в условиях высокой конкуренции авиакомпании по овербуку могут предложить кратную компенсацию лишнему пассажиру. Однако в России гораздо меньше авиакомпаний, которые реально конкурируют за пассажиров.  Совокупная доля пяти крупнейших перевозчиков на российском рынке составила почти 65,7%, из них более 25% контролирует «Аэрофлот» и намерен наращивать присутствие.

В конце года Виталий Савельев заявил, что «Аэрофлот» готов взять на себя пассажиропоток тех компаний, которые в ближайшее время может постигнуть банкротство. Если так произойдет,  то «Аэрофлот» существенно укрепит монопольные позиции и тогда уже о кратной компенсации лишним пассажирам речь вести скорей всего не придется.

Более того, по словам Четверикова, авиакомпании и сейчас нелегально используют овербук. Он утверждает, что сам как-то раз оказался «лишним», немного опоздав на регистрацию и в итоге не получил компенсацию. « Я считаю, что это откровенное мошенничество в особо крупных размерах, аморальные и незаконные действия авиакомпаний должны быть пресечены», - уверен депутат.

«Овербук те же западные компании используют в основном на популярных направлениях,  где интервалы между рейсами составляют от одного до нескольких часов. В таких случаях пассажиры сами охотно хватаются за компенсацию», - говорит Олег Пантелеев.

Но известно, что российских авиакомпаний много направлений в отдаленные регионы, интервалы между рейсами большие, и есть риск, что в случае легализации овербука компания установит в том же объеме, что и на другие. Следовательно, для некоторых пассажиров овербук может привести к срыву отпусков, командировок и личных планов.

«Для нас важно, чтобы каждое кресло было заполнено. Мировая практика показывает, что это (овербукинг – прим.ред.) работает. Это дает возможность делать свой рейс более доходным, эффективным и стабильным и не перекладывать стоимость на пассажиров», - заявил Савельев.

Между тем другому крупнейшему аваперевозчику «Трансаэро» удалось без всякого овербука добиться самой высокой заполняемости кресел в Европе.  По данным издания Airline Business, в 2014 году этот показатель «Трансаэро» составил 83,5%, в то время как занятость кресел европейских авиакомпаний выросла в среднем до 81%. Несмотря на негативную рыночную ситуацию, заполняемость рейсов «Трансаэро» снизилась всего на 0,1 п.п. При этом пассажирооборот по сравнению с предыдущим годом вырос на 0,1%, до 47,06 млрд пассажиро-километров.

«В условиях сокращения спроса и падения ликвидности наиболее оправданной является стратегия сбалансированного роста, контроля над издержками и оптимизации бизнеса при сохранении высокого уровня сервиса. - говорит генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова. - И такие акценты дают свои положительные результаты».

У «Аэрофлота» же в январе этого года процент занятости кресел снизился на 1,2%. Видимо, этот пробел компания и планирует заполнить за счет «лишних» пассажиров, не прибегая к иным мерам повышения эффективности.

Кстати, помимо этого «Аэрофлот» также предлагает закрутить пассажирам «гайки» в части бесплатного провоза багажа. Воздушный кодекс определяет минимальную норму веса бесплатного багажа в 10 кг (никто не запрещает индивидуальному перевозчику делать свою норму выше, у Аэрофлота – 23 кг). «Однако современная формулировка позволяет некоторым пассажирам считать, что этот вес можно разбить на множество мест (сумок, кульков и т.п.), - говорится в презентации антикризисных мер «Аэрофлота», представленной на заседании своего общественного совета. -    Такая «раздробленная» перевозка создает проблемы при обработке багажа, замедляет и удорожает ее, повышает возможность утери багажа. Закрепление нормы одного места бесплатного багажа позволит в значительной степени оптимизировать производственный процесс обработки багажа».


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Сергей Бобылев/ТАСС

    Глобальный мир уперся в китайскую и кремлевскую стены

    Условный Запад пытается очертить некий большой отдельный домен. ТТП плюс Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство плюс США и ряд стран-партнеров. Это пространство, объединяющее порядка 2/3 мировой экономики, будет затем просто замкнуто. То есть идет отход от предыдущей концепции о «безграничности» Запада, в рамках которой планировалось включение в него России и встраивания Китая


    kremlin.ru

    Экономический курс

    Совет экономическому совету

    Вчера, 25 мая, состоялось заседание президиума Экономического совета при президенте. Президент отметил, что «сам по себе экономический рост не возобновится». Он призвал определить основные факторы роста, но сохранить при этом макроэкономическую стабильность, не допустить раскачки бюджетного дефицита и разгона инфляции

    Алексей Филиппов/ТАСС

    Нефть

    Все выше и выше

    Нефть преодолела важный психологический барьер – отметку 50 долларов за баррель

    AP/TASS

    Россия и Европа

    Из Москвы в греки

    Греческая газета «Катимерини» опубликовала статью Владимира Путина «Россия и Греция: сотрудничество на благо мира и процветания». Президент РФ едет с визитом в одну из наиболее дружественных нам стран Европейского союза, с который собственно Европа и началась. Впрочем, вопросы для обсуждения на переговорах куда насущнее

    ТАСС Автор: Николай Галкин

    Экономический курс

    Яков Миркин: эта встреча может войти в учебники

    Ничья? Подковерная игра? Еще одна пропущенная точка для «исторического поворота»? Или начало глубоких изменений в экономической политике, которые приведут в России к быстрому росту, модернизаций, другому качеству и продолжительности жизни? Вчерашнее заседание президиума Экономического совета при президенте, первое с 2013 года, оставило пока больше вопросов, чем дало ответов

    РИА НОВОСТИ

    Зерно

    Экспортеры недосчитались денег

    В этом году Россия экспортирует рекордный объем зерна. Однако в новом сезоне темпы экспорта могут серьезно замедлиться по причине возникших проблем с возвратом НДС экспортерам и сложившейся в аграрной отрасли непрозрачной системы налогообложения